У нас влияние общества на формирование бюджета минимально, а недоверие к тратам бюджета, наоборот, максимальное. Нужно ставить вопрос о том, чтобы в формировании бюджета парламент принимал реальное участие

НАТО использует в отношении России тактику варанов: когда они не могут сразу уничтожить огромного буйвола, они его кусают, пускают в его тело ядовитую слюну и начинают преследовать до тех пор, пока он не упадет и не умрет

Олег Шеин: Необходимо восстанавливать гарантии прав работников и профсоюзов, уничтоженные в 2000 году

03.08.2018 16:59

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

Комментарий к статье Ученого учить - только портить: парламентарии о расширении полномочий трудовых инспекций

Я считаю, что в данном случае  мы имеем дело с бессмысленным, вредительским предложением. Объясню почему.

Содержательно оно представляет из себя попытку подменить общественное саморегулирование через государственные институты. Опыт 15 лет работы Роструда показал, что в общем и целом эта модель совершенно неэффективна. Да, есть отдельные приличные инспектора, которые доводят дело до судебных разбирательств в интересах работников. Очень часто трудовые инспекции успешно реагируют на случаи с невыплатами зарплат.

Но давайте посмотрим в целом на конструкцию, сформированную в 2000 году, когда разгромили права профсоюзов, появились инспекции и было объявлено, что теперь государство само позаботится о работниках. Что мы увидели на выходе? На выходе мы увидели ситуацию, когда из 81 млн работников России порядка 30 млн работают в условиях «черной» занятости, и еще значительная часть работает в условиях «серой» занятости. Мы видим, что люди работают сверхурочно, и право на 8-часовой рабочий день в стране нарушается. Мы видим, что забастовка как инструментарий используется в стихийном формате: ежегодно проходит порядка 100-150 стихийных стачек, при этом по правилам – только одна-две, поскольку эти правила выполнить нереально. Мы видим, что минимальная заработная плата в России находится на 79-м месте в мире, а средняя заработная плата у нас вдвое ниже, чем в ЮАР.

Все это – как раз продукт бюрократических воззрений и предложений на тему, что все должны делать инспекции по труду. Понятно, что это выгодно чиновничеству, Министерству труда, всем тем, кто находится с ними во взаимодействии. Но это абсолютно ничего не дает работникам.

Что может дать работникам возможность защищать свои права? Гарантии в Трудовом кодексе от необоснованных увольнений, гарантии для деятельности профсоюзных активистов, право на забастовку, обязанность работодателя вступать в переговоры с любым профсоюзом, независимо от его численности, сокращение зоны срочных трудовых договоров, которые делают работников крайне уязвимыми и зависимыми. Вот это как раз комплект тех условий, которые и были у нас уничтожены в 2000 году, после чего мы стали наблюдать последовательное ухудшение прав работников. Да, теперь нет долгов по зарплате, но это связано не с тем, что появились инспекции, а с тем, что страна просто оказалась залита нефтяными деньгами, которые позволили стабилизировать финансовую ситуацию.

Теперь что касается служб занятости. Никакая служба занятости не сможет трудоустроить человека, если на рынке труда он не востребован. На сегодняшний день, по оценкам Росстата, в России 4 млн безработных, по оценкам ВЦИОМ – порядка 8 млн человек. Еще 10% граждан являются частично занятыми. А до конца пенсионной реформы, как ожидается, в поисках работы окажутся дополнительно 14 млн человек. Их труд будет не нужен, потому что идут процессы автоматизации в индустрии, в сельском хозяйстве, в сфере услуг. 

Другое дело, что труд людей предпенсионного возраста мог бы быть востребован в некоммерческом сегменте, и в частности, по профессиям врачей и учителей. А вот здесь уже все зависит от рычагов государственного финансирования программ переобучения. К примеру, у человека должна быть возможность лет в 40 получить бесплатно второе высшее образование, и стать инженером, или преподавателем, или врачом. Причем навыки к переобучению, опять же, при бюджетной государственной поддержке, должны формироваться у человека на протяжении всей его трудовой биографии.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Идея, которую высказал сейчас Жириновской, возникает уже не первый раз, но если мы сегодня эту идею подхватим, мы публично распишемся в своем бессилии, в невозможности воплотить в жизнь идею о социальной справедливости. Мы самая богатая страна по природным ресурсам, но эти ресурсы до сих пор не служат у нас большинству населения. Мы умудрились довести страну до такого состояния, когда всего 3% сверхбогатых обладают 90% национального достояния, а 19 миллионов за чертой бедности!

Полная потеря доверия граждан к уходящему руководству Украины волею случая и спонсоров привела к власти неопытного в политике человека, которого знают в основном по его ролям в кино и сериалах

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы