Безопасность образовательных учреждений обеспечивается у нас по остаточному принципу: вот тебе вахтер со шваброй или пенсионер спящий

Олигархи и миллиардеры - это пережиток прошлого. Такое ощущение, что из 19-го века они хотят пролезть в третье тысячелетие, разрушая социальные институты и общественные интересы

Чистый воды популизм: парламентарии о предложении ввести госрегулирование цен на бензин

08.08.2018 10:23


Депутаты от фракции КПРФ внесли на рассмотрение Госдумы проект закона, которым предлагается ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо путем установления их предельных уровней кабмином с 1 января 2019 года, следует базы данных нижней палаты парламента, сообщает РИА "Новости".

Цены на нефтепродукты резко росли весной и в начале лета 2018 года: с середины апреля бензин в рознице в среднем по РФ стал дороже 40 рублей за литр, а в начале июня — уже дороже 43 рублей. Кабмин в этой ситуации предпринял ряд мер для их стабилизации, в частности, были снижены акцизы: с 1 июня были снижены акцизы на бензин на 3 тысячи рублей за тонну, на дизельное топливо — на 2 тысячи рублей от действующих ставок. Также власти отказались от предполагавшегося с 1 июля повышения акцизов на 700 рублей на эти виды товаров.

"Представляется необходимым законодательно обеспечить механизм, направленный на защиту интересов рядовых потребителей. Законопроектом предусмотрено введение государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также торговых надбавок (наценок) к ценам на них путем установления их предельных уровней правительством РФ с 1 января 2019 года", — говорится в пояснительной записке к документу.

Как отмечается, такая мера позволит гарантировать защиту потребителей от сильных ценовых колебаний на рынке и резкого роста вынужденных расходов на автомобильный бензин.


Как Вы относитесь к инициативе депутатов от КПРФ? Что, на Ваш взгляд, нужно делать для сдерживания роста цен на бензин и дизтопливо? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.

Михаил Щапов

Член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

08.08.2018 17:08

Конечно, я поддерживаю инициативу своих коллег и готов к ней присоединиться. Проблема цен на бензин, на мой взгляд, полностью лежит в фискальной политики государства. Более 60% в цене на бензин - это налоги и акцизы, собираемые в бюджет.

Рост цен на бензин в начале этого года был заложен в Налоговом кодексе, где еще несколько лет назад предусматривалось повышение акциза на бензин. Сейчас Госдума по предложению правительства снизила акциз, что должно приостановить рост цен на ГСМ. Правительство при этом получило право вводить вывозную пошлину на нефтепродукты, чтобы наказывать компании, которые попытаются заработать на снижении акциза, оставив цены на прежнем уровне.

Но нам сложно доверять в этом вопросе правительству. Поэтому мои коллеги предлагаю законодательный механизм для ограничения цен на бензин. Это позволит более сократить риски неконтролируемого роста цен на бензин в будущем.

Сергей Катасонов

первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция ЛДПР

08.08.2018 10:29

Конечно, более справедливо, если бы существовали естественные механизмы, регулирующие цены. При этом могут действовать определенные правила, установленные в том числе и государством. И кстати, государство сегодня пытается как-то воздействовать на ситуацию с ценами на топливо, то повышая акцизы, то повышая НДПИ, то меняя таможенные пошлины. Поэтому де-факто госрегулирование у нас существует. Просто мы видим, что в результате этого регулирования государство все время не попадает в тот коридор, который оно декларирует и обещает населению.

Поэтому я считаю, что в данном случае коммунисты правы. Мы на протяжении многих лет наблюдаем за действиями правительства, которое постоянно экспериментирует с правилами и не может придумать такие правила, по которым цена на внутреннем рынке была бы стимулирующей для развития экономики. А сегодня, судя по всему, терпение уже заканчивается у депутатского корпуса, поэтому и предлагается: раз вы не можете придумать формулу, тогда мы законодательно введем необходимые ограничения. Тем самым с одной стороны мы поддержим нашего потребителя, чьи доходы и без того падают, а с другой стороны, поддержим и производителя. Ведь в стоимости каждого продукта, который появляется на нашем рынке, - неважно, хлеб это, или конфеты, или станок, - транспортная составляющая играет существенную роль. Так что предложенный депутатами от КПРФ законопроект я приветствую.

Олег Нилов

1-й зампред комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция «Справедливая Россия»

08.08.2018 10:29

Для решения проблемы, связанной с ростом цен на энергоносители, я вносил свой законопроект, который предполагает иной вариант, скажем так, не в коммунистическом стиле. На мой взгляд, введение госрегулирования цен на все и вся означало бы некий возврат в прошлое. Это все-таки шаг, который невозможен без существенной смены экономических отношений.

А мое предложение, выраженное в конкретном законопроекте, очень короткое и четкое: ограничить рост цен на энергоносители уровнем инфляции, который мы утверждаем в конце года при принятии бюджета на очередной год. Для чего рассчитывается инфляция? Как раз для того, чтобы как-то ограничить рост цен и тарифов, допустим, на услуги ЖКХ. Кстати, когда однажды резко подскочили тарифы в ЖКХ, я тоже вносил соответствующий законопроект. Правда, поддержки правительства он не нашел, но его идея была отражена потом в постановлении правительства, в соответствии с которым тарифы в ЖКХ были ограничены процентом инфляции по году.

Так вот, аналогичное предложение содержится в представленном мною законопроекте, который касается теперь уже энергоносителей: бензина, дизельного топлива, газа - всего, чем владеют у нас естественные монополии. Рост цен на них не должен превышать установленный процент инфляции по текущему году.

Вот такой закон нам и нужно принимать, ограничивая таким образом аппетиты господ-монополистов, которые действительно распоясались и своей ценовой политикой только раскручивают инфляцию.

Сергей Цеков

Член Комитета Совета Федерации по международным делам (Республика Крым)

08.08.2018 10:29

Я с сомнением отношусь к тому, что государство должно регулировать цены на бензин. С одной стороны цель преследуется благая, потому что от стоимости топлива многое зависит в стране. Но идея о госрегулировании цен вызывает подозрения: последствия не ухудшат ли ситуацию?

Думаю, правительство и без этого имеет возможности для влияния на ценообразование. Можно вводить другие ограничительные меры. Например, ограничить экспорт нефти за границу или установить высокие пошлины на вывоз. Работает и антимонопольная служба, именно ее задача следить, чтобы не было сговора и как следствие повышения цен. Так что государство при помощи существующего законодательства и так может регулировать цены. А потом экономика тоже их регулирует. Если они растут, то люди будут вынуждены покупать меньше топлива, а это убытки для компаний.

А вот если государство будет регулировать цены, могут быть печальные последствия: начнут продавать некачественный бензин, будет еще больше недолива, с которым и так сегодня идет борьба. То есть будет расти желание обмануть покупателя. Поэтому предложение КПРФ – это чистой воды популизм, характерный для коммунистов.

Екатерина Лахова

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Брянская область). Член ЕР

08.08.2018 10:29

Если КПРФ внесла это предложение, то его сначала надо обсуждать с Минфином, Минэкономразвития, основными компаниями, которые поставляют топливо, и другими специалистами. Это же не просто так – депутатам захотелось перед выборами решить вопрос с ценами на топливо, они и предложили.

Да, со стороны государства должен быть контроль цен, не должно быть резких скачков, как это произошло в мае-июне этого года. Понятно, что не так-то легко гражданам, которые пользуются автотранспортом, выживать, когда с такой скоростью растет стоимость бензина.

Но я все же думаю, предложение КПРФ создано для профилактики перед выборами. У нас накануне выборов любят обществу предложить "решение" наболевшей проблемы, ничего не просчитывая и ни с кем не обсудив детали. А в обществе, конечно, любой эту идею поддержит, хотя не ясно, к чему приведет ее реализация.

Трудно сейчас гадать – будут вновь расти цены или нет. Считаю, что по факту надо решать, какие меры предпринимать. А у нас принято: еще ничего не случилось, а уже начинают паниковать. Давайте будем оптимистами, а не пессимистами!

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

08.08.2018 10:29

В основе законодательной инициативы депутатов Госдумы от фракции КПРФ о необходимости государственного регулирования цен на топливо, как мне представляется, заложено конституционное положение об одной из главных характеристик российской государственности. Напомню, что статьей 7 Конституции России предусмотрено:

"1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Данные нормы должны рассматриваться как стратегические векторы деятельности и государственных институтов, и представителей бизнеса (а в особенности - с участием государственной собственности в структуре собственности компаний). При этом руководители соответствующих структур должны чаще примерять свои действия к нормам Конституции.

В этом контексте указанная законодательная инициатива является ответственным политическим напоминанием всем о безотлагательной необходимости установления одного из государственных механизмов, обеспечивающих социальную составляющую нашей государственности. Тем более, важность данного механизма необходима в условиях уже состоявшегося повышения налога на добавленную стоимость.

Реализация инициативы в виде принятого федерального закона существенно повысит эффективность деятельности правительства России и расширит с этой целью границы его влияния на субъекты, поставляющие топливо на российский рынок, а также усилит обеспечение конституционного положения о социальности нашего государства в интересах граждан России.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

С начала года богачи из России прибавили к своим состояниям порядка 11%. На втором месте идут американские бизнесмены, которые увеличили свои капиталы на 8%. На третьем — предприниматели из Великобритании с 3%. Общее состояние коммерсантов из Китая не увеличилось, а сократилось на 28%

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Оренбургская область). Депутат Госдумы (2003-2014). Член ЛДПР