Реального импортозамещения не будет до тех пор, пока страной руководят спекулянты, которые привыкли фарцевать нефтью, газом, перепродавать, перепокупать, но производить ничего не могут

Изменения в избирательном законодательстве возможны только после проведения парламентского расследования о события, происшедших в Москве 27 июля и 3 августа

Надо менять людей, которые присосались к власти, а жуликов и проходимцев сажать: парламентарии о борьбе с коррупцией

30.08.2018 17:34


Глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что причиной воровства является отсутствие общественных и государственных институтов контроля, которые бы его ограничивали. Об этом он рассказал в интервью газете "Коммерсантъ", выдержки из которого приводит РБК.

"Люди уверены, что воровство госфинансов широко распространено. Это мнение, к сожалению, оправданно", — сказал Кудрин. По его словам, в том, что так считает общество, виновата и Счетная палата. "Значит, мы не смогли создать те институты контроля — как общественные, так и государственные, — которые бы ограничивали воровство", — отметил он.

Кудрин подчеркнул, что борьбе с коррупцией содействуют свобода слова, политическая конкуренция, реальная подотчетность органов власти своим избирателям. "Да мы даже до сих пор не научились работать с ценами госконтрактов по-настоящему, хотя занимаемся этим 20 лет", — добавил чиновник.

Говоря о госзакупках, Кудрин отметил, что "у нас неплохо с открытостью данных о госзакупках, но плохо с системным анализом происходящего". "Нужно, чтобы общество, наконец, увидело, кто, по какой цене и сколько в государстве закупает", — сказал глава Счетной палаты.

По его словам, для этого нужно обрабатывать данные и облегчать их понимание для простого человека. "Этим мы начали заниматься в том числе в Комитете гражданских инициатив, который способствует продвижению таких программ. Здесь мы сможем это делать просто профессионально, для общей пользы «пользуясь служебным положением", — заключил Кудрин.

В начале августа, отвечая на вопрос РБК, Кудрин рассказал, что Счетная палата в течение года сформулирует предложения по расширению антикоррупционных полномочий органа внешнего государственного контроля. По его словам, по итогам проверок исполнения бюджета 2017 года нарушения были обнаружены практически во всех министерствах — от недостаточно четкого отражения каких-то операций до нецелевого использования средств.

Согласны ли Вы с мнением Кудрина, что причиной воровства госфинансов является отсутствие общественных и государственных институтов контроля? Что, на Ваш взгляд, должно содействовать борьбе с коррупцией? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.

Сергей Цеков

Член Комитета Совета Федерации по международным делам (Республика Крым)

31.08.2018 09:10

Тема коррупции в нашей стране серьезнейшая. Да, коррупция есть во всех государствах. Например, в США она очень развита в высших эшелонах власти. В военной сфере там просто умопомрачительные цифры теневых сделок. А в России коррупция развита, начиная с низов: полиция, образование, здравоохранение. Люди, осуждающие коррупцию, при этом сами считают нормальным "отблагодарить" или "задобрить" врача или учителя. Что же тогда говорить о высших эшелонах власти, где совсем другие схемы и цифры?

Мне кажется, у нас очень много структур, которые выдают те или иные разрешения и проводят разного рода проверки. Чем меньше будет таких инстанций, тем меньше уровень коррупции. Некоторые структуры вообще ликвидировать не мешало бы.

Да, я согласен с тем, что нужна публичная экономическая деятельность особенно в сфере госзакупок. Но с другой стороны, как показывает практика, эта открытость порой приводит к тому, что тендера вообще провести не могут. Кто-то постоянно обжалует, подает в суд, в результате тормозится реализация проекта. То есть тут тоже нужна золотая середина, без перегибов в какую-либо сторону. Хотим понятных отчетов и публичности? Значит, надо формировать команду профессионалов, которая будет осуществлять контроль. И такой командой является Счетная палата. И, кстати, публичность работы верхней Счетной палаты чувствуется, а вот не вижу активности в региональных, городских и районных Счетных палатах. Надо реформировать эту структуру, и Кудрин должен выйти с такой инициативой. Еще такой деятельностью может заниматься Общественная палата. Кроме того, зарплаты не должны быть низкими у работников госструктур. Потому что это тоже порождает коррупцию.

И потом коррупция – это не только разворовывание бюджетных денег, это и вхождение во власть за определенную сумму влиятельному лицу. Тут правоохранительные органы должны эффективно все отслеживать. То есть, получается, борьбой должен заниматься каждый человек, начиная с мелочей. А для этого надо формировать понимание того, что такое взятка и к чему может привести даже такая, казалось бы, мелочь, как подаренная коробка конфет за "хорошее отношение".

Юрий Напсо

1-й зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, фракция ЛДПР

31.08.2018 09:10

Искоренять коррупцию надо, начиная с низов. Начинается все с детского сада и школы, а доходит до кругов в высшем эшелоне. В том, что сказал Кудрин, есть доля правды. Вся система должна быть более открытой и понятной для простого обывателя. Но самая главная проблема в том, что управляет всеми этими процессами одна партия – партия власти. И в этом смысле нет здоровой политической конкуренции. Если бы в министерствах работали министры и заместители от оппозиционных партий, был бы какой-то парламентский контроль за расходованием средств. Пока мы к этому не придем, победить коррупцию будет крайне сложно.

В СССР была одна партия – КПСС, теперь "Единая Россия". Это нездоровая среда, когда оппозиционеры из парламентских партий не могут что-то проконтролировать. Любое решение принимается большинством. Пока мы это не изменим, начиная с Госдумы и заканчивая министерствами, мэрами и губернаторами, мы не победим это зло.

Коррупция есть во всех странах. В Китае вообще положена за это смертная казнь, и все равно воруют. Искоренить ее полностью невозможно. Она есть и в Германии, и в США, но масштабы, к сожалению, гораздо меньше, чем в России. У нас задан хороший темп в этом направлении. Думаю, мы придем к тому, что ситуация изменится. Например, в ЛДПР есть сегодня губернатор Смоленской области. Человек живет скромно, вплоть до того, что передвигается на общественном транспорте, отказался от других льгот – это создает здоровую конкуренцию. Вот к этому надо стремиться, и тогда все друг за другом будут смотреть.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

30.08.2018 17:36

Я считаю, что коррупция, воровство госфинансов – это огромная системная проблема, связанная с тем, что разграбление России, ее природных богатств, является фактически целью власть имущих. Ежегодно Счетная палата нам докладывала (а теперь и Кудрин будет докладывать), что министры кладут миллиарды на депозиты, вместо того, чтобы осуществлять государственные программы, предусмотренные бюджетом. Счетная палата заставляет их эти деньги с депозитов убрать, но дело в том, что проценты все равно остаются у них. В советское время за такие вещи сажали бы, и очень надолго, и проценты отбирали бы, и еще бы имущество отбирали. Сегодня ничего этого не делается.

Мы много раз ставили вопрос о том, чтобы была конфискация имущества тех, кто попался на воровстве госсредств и коррупции. Но у нас мало того, что не вводят институт конфискации, так еще и разные жулики и проходимцы нередко остаются во власти!

Все это говорит о том, что борьба с коррупцией выливается у нас только в одни слова. Никто ни с кем не борется и бороться не собирается, поскольку везде доминирует круговая порука. Зачем им общественный контроль? Воровать-то без контроля лучше!

У нас не то что общественного контроля – у нас даже парламентского контроля нет, потому что его боятся как огня. А разговоры про народный контроль – это просто смешно. Ну что может народ понять в работе министерств, в том, где искать наворованные деньги, или в системе госзакупок? Здесь должен быть государственный контроль, надзор, должны быть соответствующие полномочия у прокуратуры. А сегодня прокуратура у нас беззубая, причем беззубая по положению, по закону, чтобы позволять ворам безнаказанно воровать. У нас беззубые суды, которые судят того, кого не надо и не засуживают того, кого давно пора посадить.

Раз проблема системная, то и решения должны приниматься системные. Надо освобождаться от этого правительства, надо запретить председателю правительства руководить политической партией, потому что от этого все зло. Надо менять государственное устройство, менять тех людей, которые сегодня присосались к власти, а жуликов и проходимцев сажать.

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

30.08.2018 17:36

Думаю, Кудрин в данном случае повторяет то, что давно всем известно, давно уже сказано. Но есть и другая сторона, которую необходимо называть в контексте противодействия коррупции. Это бескомпромиссная борьба с коррупцией со стороны правоохранительных органов. Это порядок, дисциплина во всем, что связано с государственными финансами.

Что касается институтов контроля, то государственный контроль у нас присутствует. И кстати, Кудрин один из органов государственного контроля и возглавляет. Поэтому его наблюдения должны быть обращены и к самому себе.

Общественный контроль у нас тоже в какой-то мере существует. Но переоценивать общественный контроль нельзя, потому что порядок в государстве обеспечивают все-таки государственные органы, и прежде всего правоохранительные. Основная нагрузка в борьбе с коррупцией лежит именно на правоохранительных органах, и результаты этой борьбы во многом зависят от честности, добросовестности и неподкупности работников правоохранительной системы.

То, о чем сказал Кудрин, тоже нельзя сбрасывать со счетов. Но при разговоре о коррупции это достаточно общие места. Свобода слова, политическая конкуренция - все это очевидные вещи, о которых давно говорится. Процесс, связанный с развитием этих институтов, у нас идет, но до совершенства, конечно, еще далековато.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

30.08.2018 17:36

Алексей Кудрин как гражданин России, занимающий высокий пост председателя Счетной палаты РФ, вправе давать собственные оценки состоянию коррупции и структурам государственного и общественного контроля, исходя из личного представления о явлении коррупции и средствах противодействия.

Но комментарий по данной теме полагаю целесообразным начать с риторического вопроса к нему как руководителю государственного органа, называемого, по утверждению самого председателя, органом внешнего финансового контроля. Не считает он сам эффективность этого контроля стремящейся от единицы к нулю?

И вот почему. По аналитической записке Минфина России, опубликованной весной текущего года, в 2017 году только 3,6% из бюджетных средств в сумме свыше 17 триллионов рублей, отпущенных на госзакупки, выделялись по установленной федеральным законом схеме, а остальные 96,4% по различным незаконным схемам. В этой связи напрашивается вторая часть вопроса: а где же был государственный орган внешнего финансового контроля?

Как представляется, изложенные две части одного вопроса дают основания предложить автору оценок начать с самой Счетной палаты. А именно: вернуть ее статус и полномочия в вытекающее из Конституции правовое пространство.

Поясню подробнее. Вынужден напомнить содержание статьи 101 Конституции РФ: "Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом" (часть 5). Иными словами, Счетная палата по определению является не просто органом внешнего финансового контроля, а органом Федерального Собрания Российской Федерации, предназначенным для контроля за исполнением бюджета, осуществляемого исполнительной властью по всей иерархии. Из этого буквально вытекает, что, подключив к формированию Счетной палаты президента (см. закон), палаты лукаво спрятались за спину главы государства и "делегировали" вопреки Конституции свою политическую ответственность. Не настала ли пора привести все законодательство о СП в соответствие с Конституцией?! Тогда и парламент будет чаще давать поручения СП РФ.

Вместе с тем в высказываниях Кудрина имеется рациональная идея о необходимости создания институтов общественного и государственного контроля в интересах противодействия коррупции. Но и здесь следует начинать сверху. Обращаю внимание на Совет по противодействию коррупции при президенте России. В него, как правило, входят по должности руководители различных структур, в которых, как сообщается в СМИ, коррупция расцветает разной расцветкой. В то же время указанный Совет должен был бы вызывать самих руководителей на ковер контроля и требовать устранения внутри ведомств коррупционных предпосылок. Таково требование времени и реальная угроза коррупции в отношении государства и государственности.

И в заключение не могу не отметить, что предложенная Кудриным в начале августа стратегия развития СП РФ выходит за пределы конституционного предназначения этого органа и с определенными элементами вторгается в деятельность высшего органа исполнительной власти. Насколько это оправдано?! Думаю - не совсем. Каждый орган должен заниматься деятельностью, определенной конституционным статусом. Если есть изъяны в деятельности, то это обоснованный мотив для замены новым кадровым наполнением. Таковы требования правового государства!
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Вместо того, чтобы мазать одной черной краской наше советское прошлое, было бы лучше дать объективную оценку тому волчьему капитализму, который установился у нас сегодня. В то время как советский опыт стал ориентиром для того, чтобы социал-демократические преобразования в Европе и Америке были реализованы быстрым, прорывным путем. И именно благодаря этому им удалось избежать опасности быть поглощенными какими-то революционными процессами

Нелепо требовать декларации о доходах от сельских депутатов, которые не получают никакой зарплаты. Люди резонно говорят, что они не имеют никаких преимуществ от этой своей деятельности, а их еще заставляют мучиться и собирать какие-то бумажки, справки. И не случайно сельские депутаты, в том числе довольно активные, нередко складывают свои полномочия, поскольку предпочитают избавиться от лишней суеты

Трудно сказать, как можно относиться к инициативе Венедиктова, потому что только реальные события могут показать, как будет работать система наблюдателей на митингах от ОП. То ли она будет одобрять любые действия властей, если учесть, что состав Общественной палаты определяется как раз органами местной власти. То ли это действительно будут люди, которые смогут выручать горожан в случаях недобросовестных действий полиции. Поэтому единственное решение - восстановить право граждан на свободу ...

Российское законодательство о митингах и без того очень жесткое. И нам надо было бы идти в противоположном направлении. Нужно облегчать возможности проведения санкционированных митингов, - для того, чтобы не возникали несанкционированные. Чем больше у нас будет разрешенных митингов, тем меньше будет митингов несанкционированных, и соответственно, меньше разгонов, и меньше озлобления части общества против тех, кто эти митинги разгоняет