Если ситуация такая, что вдруг не победил кандидат от ЕР, это разве проблема? Революция какая-то произошла, жить дальше невозможно? Или правильные люди есть только в одной единственной партии?

Расследование нарушений на выборах в Приморье и его результаты должны стать примером для других, чтобы ни у кого не возникало соблазнов приходить к власти путем различных манипуляций

Если «Единая Россия» перестанет быть монополистом, страна только выиграет. Парламентарии о реформировании избирательного законодательства

14.09.2018 12:42


Действующее избирательное законодательство в РФ не нуждается в реформировании, хотя его надо продолжать совершенствовать. Такое мнение в среду высказал сопредседатель мониторинговой группы по выборам Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Игорь Борисов в ходе круглого стола в Общественной палате РФ, посвященного вопросам улучшения избирательного процесса, сообщает ТАСС.

"По оценке практически всех специалистов, и даже наше левое крыло признает, что [выборы 9 сентября прошли] достаточно успешно. Мы действительно развиваемся в правильном направлении", - сказал он.

Общественник выразил несогласие с тем, что закон о выборах нужно реформировать, "потому что слово "реформирование" предусматривает преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни". "Я считаю, что в рамках развития избирательного процесса в принципе мы идем правильным путем", - добавил Борисов.

"Вопрос стоит о дальнейшем совершенствовании избирательного законодательства. Наверное, так мы и должны это рассматривать", - добавил член СПЧ.

Комментируя конкретные действующие нормы, Борисов высказался в поддержку сбора кандидатами подписей муниципальных депутатов для участия в выборах. По его словам, "муниципальный фильтр" - это наименьшее зло". Так, заметил он, при массовом сборе подписей простых граждан могут применяться технологии их подделки.

В единый день голосования 9 сентября в 80 регионах РФ прошло более 4,7 тыс. выборов разных уровней, в списки избирателей были включены порядка 65 млн человек. Прямые выборы губернаторов прошли в 22 субъектах, также были назначены непрямые выборы глав четырех регионов - их избирали депутаты заксобраний по представлению президента. В 16 субъектах проводились выборы депутатов заксобраний, в 12 - выборы городских дум областных центров. Также проходили дополнительные выборы в Госдуму по семи одномандатным округам в шести регионах и множество муниципальных выборов.

Как Вы оцениваете действующее в России избирательное законодательство? Нужно ли вносить туда какие-либо изменения? - с такими вопросами Regions.ru обратилост к парламентариям.

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

14.09.2018 12:46

Ну во-первых, надо понимать, что власть вносит изменения в избирательное законодательство. И последние большие изменения были внесены осенью прошлого года. Тогда отменили открепительные удостоверения, но при этом дали людям право голосовать без всяких откреплений по другим избирательным участкам. Это был очень рискованный шаг, и в нашем понимании он расширяет возможности для кочующих групп, которые посещают разные избирательные участки и по сути совершают тем самым государственное преступление, подменяя подлинную волю избирателей.

Поэтому говорить, что реформирования не происходит, было бы неверно. Оно происходит, но с неправильными коннотациями, в неправильном ключе. Это только отдаляет нас от демократии и права людей самостоятельно выбирать власть.

Что касается непосредственно вопроса о муниципальном фильтре, то я выступаю его противником. В мире муниципальный фильтр существует только на президентских выборах во Франции. При этом надо учитывать, что там другая система управления, и существуют реально многопартийные органы законодательной власти.

Муниципальный фильтр справедливо воспринимается как ограничение на право выдвижения в качестве кандидата, и как элемент, который сковывает демократию. Все прекрасно понимают, что все без исключения кандидаты в губернаторы проходили у нас муниципальный фильтр исключительно по согласованию с администрацией и местными структурами «Единой России». Получается, что в реальности мы имеем не муниципальный фильтр, а административный, рычаги которого находятся в руках действующей администрации. И это, конечно же, неправильно. Это уменьшает возможности народа РФ выбирать ту власть, которую народ, люди в регионах считают для себя наиболее эффективной.

Таким образом, прежде всего нам нужно исключить из выборного законодательство положение о муниципальном фильтре. И одновременно необходимо добиваться оснащения абсолютно всех избирательных участков страны электронными системами, т.е. КОИБами, КЭГами. Это позволит нам исключить вбросы и переписывание протоколов, т.е. откровенные подтасовки результатов голосования. Каждая избирательная комиссия должна такие системы закупить, а органы власти на местах обеспечить их эксплуатацию.

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

14.09.2018 12:45

Я не знаю, как господин Борисов различает реформу и совершенствование. Вообще-то реформа и должна быть направлена на совершенствование, в отличие от революции, которая направлена на разрушение действующего порядка и на создание нового.

На мой взгляд, российское избирательное законодательство нуждается в очень серьезных качественных изменениях. Мог бы назвать десяток позиций, но назову только две, наиболее принципиальные.

Позиция первая. Конечно, нужно отменять т.н. муниципальный фильтр. По сути дела он позволяет властям отбирать кандидатов, решая, кого можно допустить к выборам, а кого нет. Напомню, в частности, о предыдущих выборах мэра Москвы. Тогда руководство столицы сочло, что им нужны конкурентные выборы, и допустило на них Алексея Навального, поклонником которого я не являюсь. Тем не менее, мы помним, что борьба была реальная. Сергей Собянин победил в 1-м туре, но с таким результатом, который обычно бывает в странах с развитыми демократическими системами. Он набрал не 80, не 90, не 70, а 50 с небольшим процентов.
Почти одновременно проходили выборы главы Петербурга, и весьма серьезные шансы имела Оксана Дмитриева, тогда еще депутат Госдумы, к которой питерцы относятся с уважением. Но через механизм муниципального фильтра с выборов ее сняли. Естественно, это во многом снизило и качество выборов, и доверие к ним, и явку. Поэтому, муниципальный фильтр является ничем иным, как способом манипулирования: одних мы допустим, других – нет.

И второе, о чем я уже говорил вашему агентству. Считаю, что давно пора принять предложение оппозиционных фракций о формировании избирательных комиссий на паритетной основе, благодаря чему доверие к выборам резко повысится. И честное слово, от того, что «Единая Россия» у нас перестанет быть монополистом, и в каких-то регионах в законодательной и исполнительной власти появятся представители других партий, страна только выиграет. Власть мучается, не зная, как ей бороться с коррупцией. Так вот это как раз один из способов борьбы с коррупцией. Реально конкурирующие между собой партии всегда будут заинтересованы в том, чтобы разоблачать коррупционеров: одни в одних партиях, другие в других. В итоге выиграет страна.

Поэтому повторю, что, с моей точки зрения, избирательное законодательство России нуждается в серьезных изменениях. А называть их реформой или совершенствованием – это лишь вопрос терминологии.

Баир Жамсуев

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Забайкальский край)

14.09.2018 12:44

Избирательная система в России, конечно, должна совершенствоваться, но исходя из необходимости и тех проблем, которые возникают при проведении выборов. А как показали прошедшие выборы губернаторов, в законодательные собрания, муниципалитеты, проблемы с недостатками в законодательной системе не возникают ни в процессе выборов, ни при подсчете голосов. Люди постепенно привыкли к сложившейся системе, об этом говорит небольшое количество обращений в суды, не возникает тупиковых ситуаций, когда поднимается массовое возмущение существующей системой. Все прошло без скандалов и конфликтов между избирательными блоками, кандидатами и партиями.

Кому-то может показаться низкой явка в тех или иных регионах. Но и это не показатель плохой системы. Потому что нагонять явку искусственно, приведя людей за руку, неправильно. На избирательный участок люди приходят осознанно, со своей позицией по тому или иному кандидату или политической партии. А не доходят до участка или из-за определенной позиции, или из-за безразличия. Да, есть оголтелая радикальная оппозиция, есть нормальная оппозиция, которая участвует в выборах, а есть люди, которым все равно, и это тоже позиция. Мы живем в свободном государстве со свободными взглядами.

А законодательство должно меняться, улавливая настроения, но на сегодняшний день какие-то особые изменения вносить не надо. Мы привыкли к муниципальному фильтру, другим новшествам последних лет, все выборы проходят спокойно. И 9 сентября все прошло без скандалов и нарушений, а это показатель того, что серьезное совершенствование избирательной системы не требуется.

Сергей Цеков

Член Комитета Совета Федерации по международным делам (Республика Крым)

14.09.2018 12:44

Я считаю, что основа успеха России – это консерватизм. Чем меньше разнообразных изменений в уже проверенной избирательной системе, тем лучше. Последнее изменение – проведение выборов по смешанной системе, то есть пропорционально-мажоритарной, серьезно дискутировалось. Но, как показала практика, изменения были правильные.

Вообще я очень негативно отношусь к тотальной сменяемости систем, кабинетов, местных органов власти и т.п. Потому что я свидетель того, как это происходило на Украине во времена известного переворота, что способствовало массе правонарушений при проведении избирательных кампаний. На Украине для богатых людей очень важным является нахождение во власти. Именно поэтому там сложилась олигархическая система выборов, то есть произошло сращивание власти и крупного капитала. А в России этого нет. Да, есть богатые люди, но они не проводят своих людей во власть для продвижения собственных интересов. А на Украине министры работали от силы полтора-два года, постоянно менялись, не успевая войти в курс дела. В результате нестабильная ситуация, постоянные протесты, которые привели Украину к развалу страны как государства.

Так что я за стабильность и консерватизм, чему Россия предана еще с имперских времен. Потому и на ногах страна стоит твердо. Мы придерживаемся наших вековых ценностей, хлебнув в 90-е лиха, когда попытались их изменить.

От добра добра не ищут. Так что избирательная система у нас уже сложилась и такой должна оставаться. Изменения могут быть незначительными, если где-то обнаружится, что какие-то моменты законодательного процесса неэффективны.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

14.09.2018 12:44

С оценкой сопредседателя мониторинговой группы Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Игорем Борисовым избирательного законодательства можно согласиться лишь частично. А именно, в части той, что последние выборы 9 сентября прошли без существенных нарушений, в каких субъектах  Российской федерации  и на каких избирательных участках. В остальных рассуждениях уважаемый коллега, не понятно пока по какой причине, опирается не на нормы действующей Конституции, а на устоявшуюся, не согласующуюся с Основным законом практику. Совершенно очевидно, что в основе практики применения так называемых муниципальных фильтров лежат политические мотивы, выходящие за пределы конституционных норм прямого действия. Ваше информационное агентство уже поднимало для обсуждения данную тему, поэтому повторяться не считаю корректным. Если Борисову будет интересно, то соответствующие материалы найдет на сайте агентства. 

Но меня удивило еще и другое: попытка уклониться от дискуссии на тему о целесообразности реформирования избирательного законодательства, соглашаясь на некоторые корректировки.

Как представляется, уважаемым коллегой не все зафиксировано при мониторинге (наблюдении) со стороны. Назову 
несколько тем. Четвертьвековой опыт применения избирательного законодательства позволяет выдвинуть политическую идею о подготовке Единого избирательного кодекса Российской Федерации. В нем должны быть предусмотрены процедуры избрания всех без исключения органов государственной власти в нашей стране. Думаю, не ошибусь, если скажу, что одной из обязательных процедур в нем должна быть процедура участия в публичных дебатах. месте с тем должен быть подготовлен и рассмотрен Избирательный кодекс об основах выборов в муниципальных образованиях. Тогда и всем будет понятно, почему муниципальные депутаты не могут быть фильтром в выборах органов государственной власти. 
     
И в заключение. Если глубоко изучать политическую и правовую теорию того, чем занимаешься на практике, то 
указанные идеи обязательно будут поняты всеми, кто исповедует принципы построения правового и демократического государства в нашей стране.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Санкции против России и ответ на них

"Я искренне снимаю шляпу перед британским дипломатами, которые в период, когда страна уходит полностью из ЕС, умудряются влиять на политику ЕС в отношении России, ну и США тоже".

Коррупция

Турчак: "У бюджета Пенсионного фонда появится новый источник дохода – это средства, полученные от конфискации средств и имущества, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности"

По результатам обработки 99% протоколов участковых избирательных комиссий, действующий мэр Москвы, самовыдвиженец Сергей Собянин набирает 70,02% голосов избирателей. За него проголосовали более 1,5 млн горожан.

На территории Смоленской области задержан уроженец Дагестана, который по заданию Службы безопасности Украины и руководителей "Правого сектора" планировал убийство одного из лидеров ополчения самопровозглашенной Донецкой народной республики.

"Я неоднократно говорил коллегам из КПРФ и с трибуны Госдумы, и официально, и неофициально, что нужно объединять усилия. Давайте не будем ломать копья, давайте не будем решать, кто первый и кто главный, у кого лучше вопрос. Давайте объединять усилия".

Когда врет губернатор, СМИ должны говорить: «Врешь, на самом деле не так». А если СМИ врут, то надо их тоже призывать к порядку и говорить, что это издание не соответствует никаким стандартам и лжет. В частности Михайлов, насколько я знаю, сказал, что 90% региона газифицировано, а оказалось, что меньше, и СМИ подняли его на смех.