Безопасность образовательных учреждений обеспечивается у нас по остаточному принципу: вот тебе вахтер со шваброй или пенсионер спящий

Олигархи и миллиардеры - это пережиток прошлого. Такое ощущение, что из 19-го века они хотят пролезть в третье тысячелетие, разрушая социальные институты и общественные интересы

В России могут ввести норму энергопотребления

02.10.2018 11:44


Правительство вернулось к обсуждению замороженного в 2014 году проекта социальной нормы энергопотребления для населения, когда при превышении лимита резко вырастают тарифы. Как пишет "Коммерсант", вице-премьер Дмитрий Козак в целом одобрил идею Минэнерго и Минэкономики. Министерствам и ФАС поручено к 15 января 2019 года внести проекты нормативных документов.

ТАСС отмечает, что пилотный проект по введению соцнорм потребления электроэнергии был запущен в России в 2013 году, тогда их подразумевалось внедрять поэтапно, а с 2014 года ввести социальные нормы по всей территории страны. Плата за энергопотребление в пределах нормы начислялась по минимальному тарифу, за перерасход граждане платили по повышенному тарифу. Планировалось, что такая мера будет стимулировать население экономить на коммунальных услугах, а также поддержит граждан с низкими доходами. Однако в феврале 2014 года правительство РФ постановило, что регионы могут самостоятельно принять решение о введении соцнормы на потребление электроэнергии или отказе от нее.

К разговорам о соцнорме вернулись в рамках обсуждения проблем перекрестного субсидирования — повышения цен для одних групп потребителей, чтобы снизить тарифы другим. Тогда Минэнерго оценило объем "перекрестки" в 2017 году в 368 млрд руб., а к 2022 году — в 417 млрд руб. Для ее сокращения к 2022 году до плановых 89 млрд руб. требовался рост тарифов населения на 13,9% в год, что сочли невозможным.

Одобренная теперь схема выглядит чуть более щадящей, чем вариант 2013 года. Соцнорма фиксируется на 300 кВт•ч в месяц и оплачивается по базовому тарифу, потребление свыше 300 кВт•ч — по повышенному, свыше 500 кВт•ч — по "экономически обоснованному", но объем фиксируется не на человека, а на "точку подключения".

Для граждан, нуждающихся в соцподдержке, предполагаются субсидии. Но при этом может сократиться число категорий потребителей, приравненных к населению. Сейчас это садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, хозпостройки населения (например, сараи) и т. п. Отдельно описано поэтапное доведение понижающего коэффициента от 0,7 до 1 – постепенная отмена льготных тарифов для селян, а также квартир с электроплитами или электроотоплением.


Планы правительства ввести норму энергопотребления в России еще "сырые" и должны обсуждаться, чтобы учесть интересы россиян. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

"Планы руководства страны на введение норм энергопотребления в России не связаны с дефицитом электричества – в стране, наоборот, избыток мощностей, а немалое число передающих сетей недозагружено. По мере развития экономики переизбыток уменьшается, но мы помним кризисы 2008 и 2014 годов, когда экономический рост резко замедлялся. Это дало свои плоды – в стране модернизируются в плановом порядке генерирующие мощности, что очень хорошо, но загружать их в полную силу не хватает потребителей. В данном случае правительство идет по пути, который давно прошли Европа, США и другие "развитые" страны Запада. Это политика рачительного использования энергии – по доброй воле человек никогда не станет экономить, его к этому приучают. Социальная норма в 300 киловатт-часов, даже если ее введут не на человека, а на одну квартиру, достаточна для среднестатистического домохозяйства. Цель научить людей экономить оправдана и в чем-то благородна, но в ситуации с избытком энергии в стране не совсем оправдана", - отметил аналитик.

"Пока мы имеем дело лишь с некими предложениями, которые озвучены в СМИ – не более того. Инициативе предстоит долгое обсуждение, в ходе которого предстоит учесть массу нюансов. К примеру, в расчете показателя социальной нормы потребления необходимо учесть северные территории, где зачастую отсутствует центральное отопление, и жители вынуждены отапливать свои дома электронагревательными приборами. А в квартирах с электроплитами потребление априори выше. Также придется прописать порядок расчета при возможных перебоях с отоплением и горячей водой и в крупных городах, чтобы плановый ремонт или внезапное отключение горячей воды не откликнулось жителям высокими суммами за сверхнормативное потребление энергии. Нормы должны дифференцироваться в зависимости от региона, имеющейся инфраструктуры и многих других факторов. Говорить, каким сейчас будет конечный законопроект, слишком рано", - подчеркнул специалист.

По его словам, энергореформа начинается не вовремя – 2017 год был для России очень удачным как по энергетическим, так и по экономическим показателям, но 2018-й по ряду цифр может от него отстать. И возлагать на граждан в данном случае дополнительную финансовую нагрузку, если они не уложатся в социальные нормы, не самое удачное решение. Вероятнее всего, в ходе обсуждения инициатива будет доработана с учетом реалий, чтобы защитить права россиян.

"Кроме того, эффект почувствуют и поставляющие компании. На фоне кризиса в экономике в энергосистеме накопились огромные задолженности, которые поставщики уже сегодня не знают, как вернуть. И это в большей части не долги населения, а крупных промышленных игроков. Наиболее вероятным сценарием будет, что эти цифры просто пишут в безнадежные убытки. Реформа для частных потребителей добавит головной боли предприятиям, которые собирают деньги с бытовых абонентов – в какой-то мере задолженности будут расти и там. И с этим тоже придется что-то делать. В конечном итоге вокруг предлагаемой реформы развернутся бурные дебаты – кроме очевидных плюсов в виде экономии она принесет ряд проблем и сложностей. Придется прорабатывать решения, чтобы избежать негативных факторов и рисков, максимально защитить интересы россиян. Потому нужно увидеть хотя бы первоначальный набросок инициативы от правительства, сейчас делать какие-то выводы неправильно", - заключил Александр Фролов.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Газовый конфликт России и Украины

"Я всегда удивлялся, как Украина, у которой огромные запасы природного газа в недрах, покупала газ у России. Стоило наступить декабрю, как любая власть преклоняла голову и колено, ползала в Москву и договаривалась о цене на газ".

Санкции против России и ответ на них

Администрация американского президента Дональда Трампа приняла решение о временном выводе из-под санкций главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, чтобы он мог совершить поездку в США по приглашению NASA.

Евромайдан и переворот на Украине

Ярош: "Объявляю о том, что 5 и 8 отдельные батальоны Украинский добровольческой армии выходят с передовой, но мы не выходим из вoйны. Сегодня главная задача для УДА - это построение территориальных отрядов обороны, которые должны иметь четкий функционал".

Украина и Россия

За повторное нарушение или нарушение границы группой лиц предусматривается наказание на срок от 3 до 5 лет, а нарушение границы с применением оружия — лишение свободы сроком от 5 до 8 лет.

Поддержанным в первом чтении законопроектом предполагается, что информацию об отсутствии долга за уплату взноса теперь будут направлять в органы соцзащиты не сами граждане, а владельцы специального счета и фонда капитального ремонта.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

Как было 20% МСП, так и остается. Хотя другие страны и до 60% доходов получают от малого бизнеса. А мы топчемся на месте, уже несколько лет принимаем всевозможные решения, но движения нет

Таймураз Мамсуров

Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Республика Северная Осетия - Алания). Глава Республики Северная Осетия – Алания (2005-2015). Член Высшего совета партии «Единая Россия»

Совершенно очевидно, что никакой прямой связи между тем, что мы делаем, и санкциями, которые вводят или ослабляют, невозможно предусмотреть. Действуют законы хаоса, сохранения свей территории и своих интересов

Минфин готов разрешить страховщикам с 1 сентября 2019 года по 1 сентября 2020-го устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% ниже или выше базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 г. - на 40% ниже или выше. В обоих случаях максимальная цена полиса не может превышать трехкратного максимального базового тарифа.

Волин: "Хочу утешить нерасторопных граждан, которые до Нового года не приобретут цифровые приставки и новые телевизионные приемники, способные транслировать цифровое телевидение, что для них мы продлеваем процесс отключения аналогового вещания федеральных каналов до 14–15 января. У людей точно есть время, чтобы до отключения аналога приобрести необходимое оборудование".

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Оренбургская область). Депутат Госдумы (2003-2014). Член ЛДПР