Московский мусор сегодня лучше хранить в Кремле, который достаточно высок, и не скоро заполнится, и тогда, возможно, до властей дойдет, что мусор надо перерабатывать и утилизировать

20-22 миллионов россиян, находящихся за чертой бедности, вынуждены приобретать такие продукты питание, которые не позволяют им быть здоровыми. Как говорят, "не до жиру, быть живу"

Отсутствие планирования привело нашу экономику к стагнации. Парламентарии о создании Росплана

21.11.2018 00:31


КПРФ предложила реорганизовать Минэкономразвития с целью создания планирующего органа — Росплана, сообщает РИА «Новости».

"Рекомендации. Президенту РФ: поручить правительству РФ рассмотреть вопрос о перспективном планировании развития экономики и социальной сферы, включая вопрос реорганизации Минэкономразвития с целью создания планирующего органа — Росплана", — говорится в рекомендациях КПРФ по итогам проведения в ГД РФ круглого стола по теме "Законодательное обеспечение государственного планирования в РФ".

Коммунисты также рекомендуют кабмину РФ разработать и внести в Госдуму соответствующие поправки в законодательство в части создания и правового регулирования деятельности Росплана, а также разработать соответствующие подзаконные акты.

"Созданный планирующий орган — Росплан: консолидирует разработанные в регионах материалы по приоритетам развития экономики субъектов федерации; на их основе создает предварительный проект плана развития экономики страны; согласовывает его с министерствами и ведомствами; разрабатывает окончательный вариант плана, согласовывая его основные индикаторы с регионами и крупными хозяйствующими субъектами и утверждает его в правительстве", — также отмечается в документе.

По мнению коммунистов, план должен быть рассмотрен и принят Госдумой в виде федерального закона.
Экономист, советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие-брокер» Сергей Хестанов в эфире НСН назвал утопией возрождение плановой экономики в России. Он напомнил авторам проекта, что именно такой подход в своё время привёл к крушению Советского Союза. 

«Можно напомнить этим энтузиастам, что Госплан до краха СССР и довёл. И одной из черт позднего СССР было как раз наличие самых разных товарных дефицитов. Поэтому в наше время инициативу создания Госплана иначе как с элементами чёрного юмора комментировать невозможно. Жизнь показала, что директивное планирование гарантированно заканчивается экономической катастрофой. Мир не знает ни одной страны, где бы экономика развивалась в соответствии с директивными планами, и где бы был хоть сколько-нибудь высокий уровень жизни. Опять-таки это ни коим образом не противоречит бизнес-планированию, но это совсем иное: разработка планов развития компаний, которые гибко корректируются с учётом изменения внешних условий. А Госплан — это директивное планирование, когда предприятиям спускался план выпуска: что, в какое время, в каких объёмах они должны выпускать. И это охватывало всю страну», — напомнил Хестанов.

Более того, реализация инициативы коммунистов невозможна технически, добавил эксперт.
«В наше время даже технически возродить Госплан невозможно, потому что его решения обязательны только для государственных предприятий, а у нас не во всех секторах экономики они широко распространены. Но даже если бы это было возможно, это полная утопия с точки зрения возможных результатов», — заключил собеседник НСН.

Добавим, помимо создания Росплана из министерства экономического развития, представители КПРФ рекомендуют государству создать пятилетний план развития страны. Для этого, по их мнению, необходимы дополнительные подзаконные акты и поправки к законодательству.

Как вы относитесь к предложениям о возвращении к плановой экономике? Что Вы думаете по поводу мнения эксперта, считающего, что директивное планирование заканчивается экономической катастрофой? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Елена Перминова

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Курганская область)

21.11.2018 00:42

Я тоже считаю, что плановая экономика – это уже пройденный этап, и возвращаться к этому не стоит. А Министерство экономического развития РФ занимается стратегическим планированием. Скоро будет принята уже и стратегия пространственного развития РФ. Вот такие глобальные документы, которые разрабатываются министерством, как раз и позволяют выстроить главные цели по развитию наших регионов, в том числе крупных агломераций и каждого субъекта РФ, по развитию в целом нашей экономики.

То есть, задача и Минэкономразвития, и правительства в целом – выстраивать такие взаимоотношения между центром и регионами, чтобы каждому региону было выгодно развивать направления, присущие именно ему. Вот почему у нас разрабатывается стратегия пространственного развития, где учитываются основные точки роста, прорывные точки, которые нужны для развития Российской Федерации. Учитываются особенности каждого из регионов, которые у нас все разные: по климатическим условиям, по экономическим условиям, по трудовым ресурсам. Это позволяет понять, где и на каком этапе необходим прорыв в экономическом развитии. Сегодня в этом особенно нуждается Дальний Восток, и не зря президент уделяет огромное вниманию развитию его территорий. И конечно, все остальные регионы тоже нужно подтягивать до экономически развитых территорий.

А что-то планировать сверху донизу – через это мы уже проходили, и ни к чему хорошему это не привело. История с экономикой советского государства, действительно, яркий тому пример.

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

21.11.2018 00:42

Здесь представлены две крайние позиции. Экономист Хестанов выражает либеральную точку зрения о том, что вообще никакого планирования быть не должно. Коммунисты придерживаются другого крайнего мнения и считают, что планирование должны быть директивным, исходящим от структуры, подобной советскому Госплану. Друг друга им критиковать очень легко, потому что и у той, и у другой точек зрения огромное количество очевидных недостатков.

Если говорить о позиции «Справедливой России», то мы выступаем за индикативное планирование. Это особый вид планирования, который в той или иной форме давно существует  практически во всех странах мира. А в таких странах, как Южная Корея, Сингапур, и еще в целом ряде государств, его применение привело к очень серьезным успехам. Это говорит о том, что планирование и рыночная экономика вполне совместимы друг с другом, если под планированием не подразумевается тот его вариант, который отстаивает КПРФ.

Поэтому в данном случае не правы обе стороны. И собственно, такие вот представления и дискредитируют идею планирования. Между тем, индикативное планирование чрезвычайно важно и необходимо России. Минэкономики действительно нужно преобразовывать в планирующий орган, но, опять же, не по образцу советского Госплана, а в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Михаил Щапов

Член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

21.11.2018 00:42

Важность системы государственного экономического планирования в современных условиях невозможно переоценить. Как уже показала практика без четкого плана развития экономики, без понимания прорывных направлений и необходимых для них ресурсов, без понятных показателей эффективности исполнения планов экономика не в состоянии развиваться и быть конкурентноспособной.

К сожалению, на федеральном уровне мы не видим четкого планирования в развитии экономики страны.
Несмотря на четко обозначенные в майском указе Президентом цели развития действия министерств и ведомств подчас носят несогласованный и противоречивый характер.

Простой пример: развитие экономики - один из главных приоритетов в майском указе Президента. Но повышение ставки НДС противоречит планам по ускорению роста экономики страны выше среднемировых темпов, так как по подсчетам экономистов приведет к снижению темпов прироста ВВП на 0,6%.
Такая политика фактически привела к стагнации нашей экономики. За последние 9 лет, наша экономика выросла всего на 6%, тогда как средние темпы роста мировой экономики за этот период составили 35%.
При этом, необходимо отметить, что фрагменты экономического планирования на федеральном уровне существуют. Они регулируются федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", принятом в 2014 году.

Закон определяет полномочия, функции федеральных органов государственной власти, в том числе исполнительной, во взаимодействии с органами власти субъектов РФ, с президентской вертикалью по определению вопросов формирования и осуществления стратегического планирования в стране.
То есть вопросы, связанные с разработкой системы прогнозов, программ и с их реализацией, а также мониторинг и контроль за выполнением этих программ.

Закон включает в себя требования к документам, которые являются документами стратегического планирования.
Вместе с тем наша фракция неоднократно отмечала главную проблему данного закона, которая делает его фактически не рабочим - это отсутствие единого органа планирования экономического развития с широкими полномочиями.

Сейчас в роли этого органа выступает Минэкономразвития. Но министерство не наделено достаточными полномочиями. Его функционал фактически сводится к подготовке прогноза социально-экономического развития в рамках бюджетного процесса.

Согласен, что необходимо создание федерального органа с широкими полномочиями и ответственностью за планирование экономического развития.

В этом плане может стать очень ценным опыт Иркутской области в сфере государственного планирования, где уже создан Государственный комитет по планированию социально-экономического Иркутской области и разрабатывается первый пятилетний план.

Это пример полноценной реализации концепции планового развития экономики при наличии четких, конкретных целей и задач, координирующего органа и закрепленной за ключевыми исполнителями ответственности. Успешная реализация первого пятилетнего плана развития Иркутской области даст ориентир и для других регионов при формировании собственной социально-экономической политики.
Опыт Иркутской области может стать крайне полезным для коррекции принципов экономического планирования и на федеральном уровне.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

21.11.2018 00:41

 Распространенная информация о проведенном КПРФ в Госдуме круглом столе по теме Законодательное обеспечение государственного планирования в РФ" и итоговые рекомендации вызывают больше вопросов, нежели ответов в решении поднимаемых проблем. Прежде всего по той причине, что круглый стол проведен в старом режиме - режиме, заимствованном еще из опыта советского прошлого, когда Верховный Совет был высшим органом государственной власти. Причем  органом, действующим не на постоянной основе, а периодически собиравшимся на сессии. Тогда любое поручение высшего органа госвласти подлежало неукоснительному исполнению.

Теперь же Федеральное Собрание, включая обе палаты - Совет Федерации и Государственная Дума, действуют на постоянной основе. При этом законодательная власть,  являясь наравне с исполнительной и судебной, частью государственной власти обязана (с учетом постоянства) самостоятельно готовить законопроекты, отвечающие вызовам времени. Полагаю, что без малого 25-летний опыт в парламентской практике диктует необходимость кардинальных изменений в организации "круглых столов" и парламентских слушаний. Что имеется в виду? Если целью "круглого стола" или парламентских слушаний являются изменения в структуре и полномочиях органов государственной власти, то вместе с обсуждаемой проблемой необходимо обсуждать проект заранее подготовленного закона действующими на постоянной основе парламентариями.

Убежден, что во фракции КПРФ достаточно квалифицированных депутатов, способных готовить законопроекты по любой обсуждаемой теме. Если же ограничиться принятием рекомендаций, как в рассматриваемом случае, о рекомендации правительству подготовить соответствующий законопроект, то можно с большой долей вероятности можно предположить, что высказанные на "круглом столе" идеи будут обречены. Есть очень хорошая поговорка в России: назвался груздем - полезай в кузов. Перефразируя ее, можно сказать: назваться груздем в современных условиях маловато, надо сделать так, чтобы в кузове реальная польза была.

Получается, что правительство, как высший исполнительный орган государственной власти, исповедуя другой принцип организации работы, должно разработать проект в угоду только одной фракции из 4-х парламентских партий. Уж если и предлагать правительству осуществить какую-то работу, то это следует делать от имени Государственной Думы в целом, так как палата обладает соответствующими конституционными полномочиями.

С учетом изложенного, есть основания полагать, что поднятая на указанном "круглом столе" тема останется темой публичного обсуждения, востребованность которой возможна в далекой перспективе, а не в ближайшем будущем.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Предлагается установление «нулевой» ставки по налогу на прибыль организаций и по транспортному налогу, освободить резидентов СЭЗ от уплаты налога на имущество и земельного налога, Более того, министерство предложило установить для резидентов СЭЗ пониженные тарифы страховых взносов, также вплоть до нуля процентов»

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Архангельская область стала жертвой непрофессионализма московских властей. Они не в состоянии отладить раздельный сбор мусора, не в состоянии обеспечить его переработку где-то на близлежащих территориях. Они уже столкнулись с массовыми протестами жителей Подмосковья, поэтому теперь «рыщут» по всей большой России, думая, где еще можно будет захоранивать столичные отходы. Больше того, столичное лобби добилось принятия федерального законодательного решения о том, чтобы Москва, где как раз возмож ...

В связи с повышением с 1 января следующего года ставки НДС с 18% до 20% принято решение об индексации платы граждан за услуги ЖКХ с этого числа на уровне 1,7%, обеспечивающем учёт повышения налога, а с 1 июля дополнительно на уровне 2,4%.

Чтобы оценить, на какой срок нужно закрывать завод или отдельные его производства, - на месяц, на два, или на год, - нужно провести достаточно подробный технический аудит предприятия, нужно понять, возможно ли там внедрение наилучших и доступных технологий, или нет. Если выяснится, что устранить технические проблемы невозможно, тогда, наверное, нужно вообще прекращать работу предприятия

Депутаты Игорь Лебедев и Ярослав Нилов предложили распространить на столицу нормы КоАП РФ в части предоставления 50%-ой скидки водителям при условии досрочного погашения штрафа за неоплаченную парковку

"Одобрить предложения Минкомсвязи России о поэтапном прекращении на территории Российской Федерации эфирной наземной аналоговой трансляции обязательных общедоступных телеканалов, входящих в состав первого и второго мультиплексов, с 11 февраля 2019 года по 10 июня 2019 года", - сообщается на сайте кабмина.

Экспертный совет при правительстве предложил в рамках нацпроекта «Демография» ввести акцизы на вредные продукты для поддержания производства полезных орехи, рыба, цельнозерновые продукты, оливковое масло и другие