Я наблюдаю за событиями в Хакасии и отмечаю, что после избрания главой региона представителя КПРФ там стало возникать немало каких-то неприятных, скандальных ситуаций

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

Михаил Щапов: Отсутствие планирования привело нашу экономику к стагнации

21.11.2018 00:42

Михаил Щапов

Член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

Комментарий к статье Отсутствие планирования привело нашу экономику к стагнации. Парламентарии о создании Росплана

Важность системы государственного экономического планирования в современных условиях невозможно переоценить. Как уже показала практика без четкого плана развития экономики, без понимания прорывных направлений и необходимых для них ресурсов, без понятных показателей эффективности исполнения планов экономика не в состоянии развиваться и быть конкурентноспособной.

К сожалению, на федеральном уровне мы не видим четкого планирования в развитии экономики страны.
Несмотря на четко обозначенные в майском указе Президентом цели развития действия министерств и ведомств подчас носят несогласованный и противоречивый характер.

Простой пример: развитие экономики - один из главных приоритетов в майском указе Президента. Но повышение ставки НДС противоречит планам по ускорению роста экономики страны выше среднемировых темпов, так как по подсчетам экономистов приведет к снижению темпов прироста ВВП на 0,6%.
Такая политика фактически привела к стагнации нашей экономики. За последние 9 лет, наша экономика выросла всего на 6%, тогда как средние темпы роста мировой экономики за этот период составили 35%.
При этом, необходимо отметить, что фрагменты экономического планирования на федеральном уровне существуют. Они регулируются федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", принятом в 2014 году.

Закон определяет полномочия, функции федеральных органов государственной власти, в том числе исполнительной, во взаимодействии с органами власти субъектов РФ, с президентской вертикалью по определению вопросов формирования и осуществления стратегического планирования в стране.
То есть вопросы, связанные с разработкой системы прогнозов, программ и с их реализацией, а также мониторинг и контроль за выполнением этих программ.

Закон включает в себя требования к документам, которые являются документами стратегического планирования.
Вместе с тем наша фракция неоднократно отмечала главную проблему данного закона, которая делает его фактически не рабочим - это отсутствие единого органа планирования экономического развития с широкими полномочиями.

Сейчас в роли этого органа выступает Минэкономразвития. Но министерство не наделено достаточными полномочиями. Его функционал фактически сводится к подготовке прогноза социально-экономического развития в рамках бюджетного процесса.

Согласен, что необходимо создание федерального органа с широкими полномочиями и ответственностью за планирование экономического развития.

В этом плане может стать очень ценным опыт Иркутской области в сфере государственного планирования, где уже создан Государственный комитет по планированию социально-экономического Иркутской области и разрабатывается первый пятилетний план.

Это пример полноценной реализации концепции планового развития экономики при наличии четких, конкретных целей и задач, координирующего органа и закрепленной за ключевыми исполнителями ответственности. Успешная реализация первого пятилетнего плана развития Иркутской области даст ориентир и для других регионов при формировании собственной социально-экономической политики.
Опыт Иркутской области может стать крайне полезным для коррекции принципов экономического планирования и на федеральном уровне.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Аналитики Высшей школы экономики и Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка впервые оценили степень концентрации финансовых активов и сбережений в руках 3% самого обеспеченного населения России. Хотя их средние доходы с 2013 по 2018 год снижались, доля принадлежащих им финансовых активов и сбережений в экономике росла. В 2018 году на эти 3% приходилось 89% всех финансовых активов, 92% всех срочных вкладов и 89% всех наличных сбережений. На 20% самого бедного населения ...

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Ни один из планов в рамках реновации не прошел через какие-либо широкие слушания, с населением никто не советовался. Понятно, что «конфетка» в виде обещания обеспечить людей новыми квартирами смотрится привлекательно. Но на месте пятиэтажек будут появляться и уже появляются не только 15-этажные, но уже и 20-ти, и даже 30-этажные дома. Скученность получается огромная, а социалки никакой: ни садиков, ни школ, ни поликлиник, ни больниц, ни аптек, ни филиалов «Сбербанка»!

Нужно возвращать гражданам право самим устраивать свою среду обитания. Такая система приводит к своим крайностям, в том числе к формированию в обществе серьезного негатива. Не случайно осенью прошлого года появились, что называется, «первые ласточки», когда на региональных выборах «прокатили» четырех губернаторов. Если муниципальные проблемы не решаются, все они фактически переходят на региональный уровень, и за них приходится отвечать губернаторам

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

"Очистных сооружений у свинокомплекса нет. Жители задыхаются от вони и смрада, в лесах – грудами разлагаются трупы павших животных, крысы развелись во всех населенных пунктах, в речку Подъемная сливаются жидкие производственные отходы около 200 тонн ежедневно. А она впадает в Енисей. Скоро будем иметь и глобальную экологическую катастрофу на Енисее"