Был у нас недавно Орешкин, которого выгнали. И можно сказать, зря выгнали. Он просто сказал правду - фактически признал, что в общем-то экономика будет катиться под гору

Непонятно, как Собянин мог не проконтролировать, что на закупку реагентов тратятся такие огромные суммы. Ведь речь идет не о миллионах, а о миллиардах!

Анатолий Лысков: Нам нужен закон регулирующий меры и процедуры своевременного выявления заболеваний первых лиц в государстве и субъектах федерации

28.11.2018 21:04

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный


Мотивом для подготовки законопроекта послужила ошеломившая меня информация академика Чазова в книге "Хоровод смертей" о том, что на самых главных постах бывшей страны, Союза ССР, находился человек, не дееспособный по медицинским показателям в течение почти 7 лет. Это Леонид Ильич Брежнев. Данную информацию рассматриваю как иллюстрацию одной из причин разрушения бывшей страны. Кстати, затем последовательно занимали первые посты заведомо больные люди. Поэтому мною предложены в законопроекте меры и процедуры своевременного выявления заболеваний первых лиц в государстве и субъектах федерации и формы контроля со стороны общества, гарантированно обеспечивающие качественное исполнение полномочий гражданами, занимающими посты президента, председателей палат, председателя правительства, председателей высших судов и глав субъектов РФ.

Законопроект передан во время конференции в Совете Федерации, 26 ноября, и предложено рассмотреть его, после положительной оценки в ходе проведения дискуссии, в качестве возможной законодательной инициативы палаты. Что получится в результате - покажет время. Может быть законопроект послужит стимулом к новым законодательным идеям в целях совершенствования российской государственности. Таким образом, исходя из законодательного опыта, мною подготовлен проект и передан моим бывшим коллегам для обсуждения и внесения возможных дополнений. Решение за ними как за субъектами права законодательной инициативы. Мне, как разработчику, остается только ждать".  
 

                           Аналитическая записка

к вопросу о дополнительных конституционных гарантиях обеспечения деятельности  граждан Российской Федерации, занимающих руководящие государственные должности органов государственной власти Российской Федерации

В соответствии со статьёй 11 Конституции Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство  Российской  Федерации,  суды  Российской  Федерации (часть 1 данной статьи). Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (часть 2 той же статьи).

Настоящая аналитическая записка подготовлена в связи с подготовкой проекта федерального закона по вопросу установления законодательных норм, устанавливающих процедуру диагностики высших руководителей органов государственной власти, исходя из их физического и психического состояния здоровья, в целях обеспечения эффективной деятельности органов государственной власти Российской Федерации и её отдельных государственных институтов.

В то же время законопроект направлен на повышение уровня политической культуры общества и в конечном итоге его ответственности за будущее страны и в интересах её многонационального народа во всех случаях, когда обществу становится известно о заболеваниях руководителей органов государственной власти Российской Федерации, препятствующих исполнению ими полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем в случае принятия законопроекта в качестве федерального закона данный нормативный правовой акт призван обеспечить своевременное выявление заболеваний, препятствующих осуществлению государственных функций лицами, занимающими руководящие должности в органах государственной власти Российской Федерации, а также за счёт этого предупредить негативные тенденции и нестабильность в деятельности конкретных институтов государственной власти в Российской Федерации.

Исторический опыт развития государственности бывшего Союза ССР и современной России свидетельствует о том, что если бы предлагаемые законопроектом указанные выше процедуры были установлены законом, то удалось бы избежать многих негативных тенденций в развитии государства, предупредить случаи сокрытия от общества состояние здоровья его лидеров, что привело к потере последними реального государственного управления и поставило государства на грань потрясений или разрушения.

Так, академик медицины Чазов Е.И., длительный период организовывавший медицинское наблюдение за состоянием здоровья лидеров государств, в своей монографии «Хоровод смертей», М.:Вече, 2015 – (Великие тайны истории), свидетельствует о наличии заболеваний у бывших руководителей СССР Брежнева Л.И., Андропова Ю.В., Черненко К.У. и других, а также бывшего Президента России Ельцина Б.Н., которые тщательно скрывались от общества и которые в современных условиях являлись угрозой в деле обеспечения безопасности государства. При этом фактическое состояние здоровья лидеров страны, тщательно скрываемое от источника власти – многонационального народа, по существу искажало представление последнего об этом и вводило в заблуждение во время волеизъявления на различных выборах (партийных или во время избирательных кампаний). Тем самым нарушался один из основных принципов демократии, заключающийся в том, что избиратель должен обладать всесторонней информацией о  кандидате, кому делегируется право на власть.

Представляется, что состояние здоровья лидеров государства в лице руководителей органов государственной власти Российской Федерации должно быть широко известно обществу и является не столько их личными персональными данными, сколько общественным достоянием, психологически воспринимаемым обществом в целом.

В обоснование законопроекта уместно проиллюстрировать характеристику фактического состояния здоровья вышеупомянутых лидеров, данную в указанной монографии академиком Чазовым Е.В.

О Брежневе Л.И.

«Тонкий политик, Брежнев понимал, что жизнь сложна, трудности ещё впереди, некоторые решения поспешны, и поэтому необходимо так утвердить себя в партии, в руководстве страной, чтобы завоёванные позиции были прочны… Ему удалось это блестяще выполнить и оставаться лидером страны 18 лет, причём фактически не работая последние 6 лет…», (стр. 13).

«… Брежнев терял способность к самокритике, что было одним из ранних проявлений его болезни, связанной с активным развитием атеросклероза сосудов мозга…», (стр. 49).

«… Брежнева нам удалось перед поездкой в Хельсинки вывести из состояния мышечной астении и депрессии…», (стр51).

«… Возвращение в Москву было триумфальным, а для нас печальным. В Москве Брежнев был всего сутки, после чего улетел к себе на дачу в Крым, в Нижнюю Ореанду.  Всё встало на "круге своя". Опять успокаивающие средства, астения, депрессия, нарастающая мышечная слабость, доходящая до прострации…», (стр. 51).

«… Уйди Брежнев с поста лидера в 1976 году, он оставил бы после себя память… Но судьба сыграла злую шутку со страной и партией. Она оставила ещё почти на 7 лет больного лидера, терявшего не только нити управления страной, но критическую оценку ситуации в стране и мире, а самое главное, критическое отношение к себе, чем поспешно поспешили воспользоваться подхалимы, карьеристы, взяточники, да и просто бездельники, думавшие о своём личном благополучии…», (стр. 63).

«… Именно с этого времени – времени после ХХУ съезда партии – я веду отсчёт недееспособности Брежнева как руководителя и политического лидера страны, и в связи с этим – нарождающегося кризиса партии и страны…», (стр. 66).

«… Складывающаяся ситуация, как это ни парадоксально, способствовала прогрессированию болезни Брежнева. Уверовав в свою непогрешимость и незаменимость, окружённый толпой подхалимов, увидев, что дела идут и без его прямого вмешательства, и не встречая не только сопротивления, но и видимости критики, он переложил на плечи своих помощников по Политбюро ведение дел, полностью отмахнулся от наших рекомендаций и стал жить своей странной жизнью. Жизнью, которая складывалась из 10-12 часов сна, редких приёмов делегаций, коротких, по 2 часа, заседаний Политбюро один раз в неделю, поездок на любимый хоккей, присутствия на официальных заседаниях… Из прошлого режима он сохранил лишь привычку по утрам плавать в бассейне да выезжать в Завидово на охоту…», (стр. 70).

«… Как у многих стариков с выраженным атеросклерозом мозговых сосудов, у него обострилась страсть к наградам и подаркам. Он спокойно, без больших волнений пережил период ХХУ1 съезда партии. Поддержанный всем Политбюро, да и большинством партийных руководителей, курс «на стабильность кадров» сохранил во главе партии и государства недееспособного лидера. В стране складывалась всё более неопределённая ситуация, и большинство понимали, что всё держится на фигуре дряхлого, больного Брежнева и что его уход из жизни может вызвать непредсказуемые последствия…», (стр. 81).

«… По старой привычке летом 1982 года он ещё принимал у себя на даче руководителей социалистических стран… Но эти встречи носят уже больше протокольный характер. Брежнев зачитывает заранее подготовленный текст, выслушивает своих собеседников, обедает с ними… Сам Брежнев говорил нам, что он тяготится этими встречами, но «так надо». Они же просят встретиться, отказать неудобно, да и нельзя, а то подумают, что я действительно тяжело болен…», (стр. 90).

«… О смерти Брежнева страна узнала во второй половине дня 10 ноября (1982 года), а уже 12-го состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Ю.В.Андропов был избран Генеральным секретарём…», (стр. 94).

Об Андропове Ю.В.

«… Он (Андропов) говорил о необходимости привлечь к руководству страной новых, молодых, прогрессивных людей, говорил о необходимости реформ в экономике, о наведении дисциплины. «Дел очень много, - продолжал Андропов, – придётся всем, в первую очередь мне, много работать. Здесь надежда на вас. Я вам очень признателен за всё, что делалось для меня на протяжении 15 лет. Если бы не вы, наверное меня бы уже не было или я был бы тяжёлым инвалид. Я понимаю, какую трудную задачу ставлю перед вами. Новы должны сделать невозможное – поддержать мою работоспособность». Улыбаясь продолжил : «Сколько раз вы меня слышали эту фразу касательно предыдущего Генерального секретаря, теперь и новый такой же. Незавидная у вас участь»… В ответ мы говорили искренние тёплые, хорошие слова, убеждали, что он ещё многое сделает для страны, для народа, но внутренне я, по крайней мере, сжался, понимая, что нас ожидает впереди – ведь у Андропова почти не работали почки…», (стр. 95-96).

«…Между тем болезнь Ю.В.Андропова стремительно прогрессировала. В начале 1983 года произошло то, чего мы давно боялись. У Андропова полностью прекратились функции почек. В организме катастрофически стало нарастать содержание токсических веществ. Особенно угрожающим для жизни было увеличение содержание калия…», (стр. 108).

«… В конце января 1984 года из-за нарастающей интоксикации у Андропова стали появляться периоды выпадения сознания. Стало ясно, что смерть может наступить в любой момент. Так и случилось. 9 февраля 1984 года Андропова не стало…», (стр. 126).

 О Черненко К.У.

«… В конце августа 1983 года возникла ситуация, вновь связанная с проблемами здоровья руководителей, которая имела далеко идущие последствия. Черненко, который длительное время страдал хроническими заболеваниями лёгких и эмфиземой, каждый год отдыхал в Крыму. Так было и на этот раз… Отдыхавший там же, в Крыму, министр внутренних дел Федорчук, которого активно поддерживал Черненко, прислал ему в подарок приготовленную в домашних условиях копчёную рыбу… К несчастью, рыба оказалась недоброкачественной – у Черненко развилась тяжёлая токсикоинфекция с осложнениями в виде сердечной  и лёгочной недостаточности… Заболевание Черненко протекало тяжело, учитывая, что инфекция и интоксикация наложились на изменения в организме, связанными с хроническим процессом в лёгких. С большим тредом нам удалось его спасти, но восстановить его здоровье и работоспособность до исходного уровня было невозможно. Из больницы выписался инвалид…», (стр. 112-113).

«… После тяжёлого августовского заболевания Черненко я нередко вместе  с профессором А.Чукалиным бывал у него на даче. Он оставался тяжелобольным человеком и мог работать, только используя лекарственные средства и проводя ингаляцию кислородом. Хронический процесс в лёгких остановить было уже невозможно…», (стр. 125).

«… Верхом лицемерия становится телевизионная передача выступления К.У. Черненко накануне выборов в Верховный Совет СССР в 1985 году. Для того, чтобы показать народу его руководителя, несмотря на наши категорические возражения, вытаскивают (в присутствии члена Политбюро В.В.Гришина) умирающего К.У.Черненко из постели и усаживают перед объективами телекамеры…» (стр. 56).

 О Ельцине Б.Н.

«… Через год-полтора после прихода в московскую власть Ельцин… стал срываться, у него нарушился сон (по его словам, он спал всего три-четыре часа в сутки), и в конце концов он попал в больницу. Эмоциональный, раздражённый, с частыми вегетативными и гипертоническими кризами, он произвёл на меня тяжёлое впечатление. Но самое главное, он стал злоупотреблять успокаивающими и снотворными средствами, увлекаться алкоголем. Честно говоря, я испугался за Ельцина, потому что ещё свежа была в моей памяти трагедия Брежнева. Ельцин мог пойти по его стопам (что и случилось впоследствии, причём в гораздо худшей форме)…», (стр. 238).

«…  После ознакомления со всеми материалами у меня не было сомнений в том, что у Б.Ельцина развился тяжелейший инфаркт миокарда в связи с атеросклерозом коронарных сосудов на фоне изменений в связи с употреблением алкоголя сердечной мышцы…», (стр. 258).

«… Счастье для России, что в то время не происходило событий, которые потребовали бы срочного вмешательства президента. Такой роковой страницы в истории России ещё не было. Разве мог вывести страну из кризиса и тупика больной, теряющий возможность аналитического мышления президент? Когда его пресс-секретарь Д.Якушкин, сотрудники аппарата, первый заместитель главы администрации И.Шабдарасулов, глядя честными глазами, рьяно убеждали миллионы телезрителей, что Б.Ельцин здоров и лишь немного недомогает или "гриппует", всё это вызывало у меня возмущение обманом народа, в то же время я испытывал жалость к тем, кто то ли по принуждению, то ли корыстно трансформировал этот обман в официальные заявления…», (стр. 283).

Вместе с тем  в качестве мотивов разработки настоящего законопроекта представляется целесообразным также дать анализ действующего законодательства.

Согласно части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Конституция РФ не содержит норм о досрочном прекращении полномочий Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в силу стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять установленные для них полномочия.

Вопрос о наблюдении за состоянием здоровья этих руководителей палат Федерального Собрания Российской  является одним из общих социальных гарантий соответственно как члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Об этом, в частности, упоминается в пункте "г"  части 3  статьи 2     Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии со статьями 83 (пункт «а») и 111 Конституции РФ Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Согласно статье 113 Конституции РФ Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу как органа (статья 110 Конституции РФ), осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации.

Помимо конституционных положений об отправке Правительства Российской Федерации в отставку Президентом Российской Федерации или в связи с выраженным Государственной Думой недоверием Правительству Российской Федерации,  в соответствии со статьёй 7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации:

- по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

- в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Невозможность исполнения своих полномочий Председателем Правительства Российской федерации может трактоваться не только его болезненным состоянием здоровья, но и недостаточной в силу современных требований квалификацией.

Процедура проверки состояния здоровья Председателя Правительства Российской Федерации, о котором должно быть известно обществу, данным федеральным конституционным законом не предусмотрено.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность по представлению Президента Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным конституционном законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (статьи 83 и 102 Конституции РФ, статья 23 этого ФКЗ).

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность по представлению Президента Российской Федерации также Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке установленном Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации» (статьи 83 и 102 Конституции РФ, статья 12 этого ФКЗ) и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 (с последующими изменениями и дополнениями) «О статусе судей в Российской Федерации» (статья 6.1).

Председатели указанных высших судов Российской Федерации назначаются на должности сроком на шесть лет без ограничения возраста.

Порядок избрания (наделения полномочиями) высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) установлен Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 18 этого закона), соответствующими законами субъектов Российской Федерации. При этом допускаются случаи, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья (пункт 9.1 статьи 19 того же закона).

Настоящий законопроект предлагает установить публичные процедуры и диагностику за своевременным выявлением заболеваний руководителей органов государственной власти Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Данная законодательная идея обусловлена политической практикой развития государства, заключающейся в том, что от этих руководителей впрямую зависит организация и эффективность деятельности возглавляемых ими органов, а также всех государственных институтов, являющихся инструментарием государственной власти Российской Федерации.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

«Очень хорошо, что в ряде регионов местные власти с огромным вниманием относятся к благоустройству городской среды, в том числе к созданию парковых зон. Необходимо эту практику взять на вооружение во всех субъектах федерации. В частности, на это следует обращать особое внимание в промышленных центрах, где от количества парков в прямом смысле зависит жизнь людей»,- считает сенатор Валерий Васильев

Парламентарии комментируют

Ни в одном городе России нет такого безобразия, с колоссальным, сверхмассовым применением реагентов, из-за чего люди дышат вредными парами, и больше всех – маленькие детишки. Мало того, что экология в столице катастрофическая: из-за точечной застройки вырубают деревья, ликвидируют скверы и парки, сокращают зеленые насаждения. Да еще и потоки реагентов, которые медленно убивают жителей города!

Служебные машины должны быть, во-первых, отечественного производства, а во-вторых, недорогими – до 1 млн рублей. Возможно, тогда у нашего чиновничества появится желание добиваться развития российского автопрома, чтобы у нас появились машины более дешевые и более комфортные. А если чиновникам будут закупаться дорогие машины зарубежного производства, то своих хороших автомобилей у нас не будет никогда

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы