Реального импортозамещения не будет до тех пор, пока страной руководят спекулянты, которые привыкли фарцевать нефтью, газом, перепродавать, перепокупать, но производить ничего не могут

Изменения в избирательном законодательстве возможны только после проведения парламентского расследования о события, происшедших в Москве 27 июля и 3 августа

Антикоррупционые законы – это не те законы, которые могут требовать либерализации. Парламентарии о поправках Минюста к закону о коррупции

28.01.2019 23:40


Минюст разрабатывает поправки в законодательство о коррупции, предусматривающие освобождение граждан от ответственности за нарушения, обусловленные обстоятельствами непреодолимой силы.

Как пишет «Парламентская газета», уведомление о начале разработки соответствующего проекта закона размещено на портале нормативных правовых актов. Минюст совместно с Минтрудом, МВД, при участии СКР и Генпрокуратуры проработал вопрос о внесении в законодательство изменений, «предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением». Изменения предлагаются в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие законодательные акты Российской Федерации, отмечает разработчик.

В пояснении к документу говорится, что «в определенных обстоятельствах соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, не возможно в силу объективных причин». При этом в законодательстве в этих случаях освобождения от ответственности не предусмотрено.

На сайте Минюста уточняется, что коррупционное правонарушение является виновным деянием лица, оценка обстоятельств его совершения дается в ходе соответствующей проверки. Если установлены обстоятельств, свидетельствующие об отсутствии вины, действие лица не может быть квалифицировано как коррупционное правонарушение. Также уточняется, что инициатива разрабатывается во исполнение поручения аппарата Правительства России.

Как Вы относитесь к инициативе Минюста? Могут ли коррупционные преступления быть вызваны обстоятельствами непреодолимой силы? Нужна ли нам в принципе либерализация антикоруппционного законодательства?

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

28.01.2019 23:40

Я думаю, что в ряде случае такие обстоятельства возможны и тех, кто с ними сталкивается, действительно надо освобождать от ответственности.

Ну например, появляется какой-либо вид надзора в каком-либо детском учреждении. А мы знаем, что почти все эти учреждения в регионах России недофинансируются. И у руководителя детского учреждения может возникнуть дилемма: либо закрывать учреждение, либо вступать с проверяющими в неофициальные отношения. Дело в том, что попытки официально обращаться в суд в случаях, когда проверяющие принимают решение оштрафовать учреждение, как правило, приводят лишь к тому, что штрафы увеличиваются, а суды занимают позицию проверяющих.

Другое дело, что у руководителей детских учреждений нет таких денег, чтобы можно было всерьез говорить о коррупции. Но по мелочи такие неофициальные отношения иногда могут проявляться. Кстати, мы предлагали законопроект, который предусматривал снижение в 10 раз штрафов для бюджетных учреждений, если недостатки в их работе с точки зрения проверяющих вызваны недофинансированием со стороны учредителя. Но большинство Государственной Думы в лице «Единой России» этот законопроект не поддержало, ссылаясь на право руководителя бюджетного учреждения обратиться в суд. Наши объяснения, что в существующих условиях это бесполезно и приводит только к увеличению штрафов, восприняты не были.

Посмотрим, каким будет законопроект Минюста. Но в принципе, сегодня система выстроена таким образом, что государство сплошь и рядом сначала недофинансирует бюджетные учреждения, а затем наказывает руководителей, чьи учреждения от этого недофинансирования страдают.

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

28.01.2019 23:40

Если речь идет о преступлениях, то конечно, никакой непреодолимой силой они вызваны быть не могу, и никаких оправданий преступлениям быть не может.

Но бывают определенные правонарушения, в частности, ошибки и неточности в декларациях о доходах, или непредоставление декларации не по вине декларанта. Вот в этих случаях какие-то исключения возможны. Допустим, человек ошибся потому, что ошиблась налоговая инспекция, подготовившая соответствующую справку. Или, к примеру, кто-то развелся, с женой не живет, а жена не хочет предоставлять данные о своем имуществе и доходах. Такие ситуации вполне могут возникать, и естественно, нести за них ответственность человек не может. В частности, его нельзя увольнять за это с должности.

Поэтому надо четко разделять преступления и правонарушения. При совершении преступлений никакой непреодолимой силы возникать не может. А при правонарушениях, которые бывают в связи с подачами тех же деклараций, такие моменты вполне могут быть. Все это частные случаи, которые появляются из практики. Я, например, знаю, и некоторые наши коллеги-депутаты иногда не могут вовремя подать декларации именно по каким-то объективным причинам.

Но безусловно, такие частные случаи не должны становиться поводом для смягчения других норм антикоррупционного законодательства. Это не то законодательство, которое может требовать либерализации.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

28.01.2019 23:40

 Отвечая на вопросы вашего информационного агентства, полагаю, что предварительную оценку разрабатываемому Минюстом законопроекту трудно дать, исходя из общей инфолрмации. И вот почему.

Понятие коррупции ближе к уголовному праву. Коррупция в переводе с латинского языка - подкуп, вознаграждение. А по Уголовному кодексу это называется взяткой должностному лицу государственных органов или подкупом должностного лица коммерческих организаций.

Понятие непреодолимой силы является понятием в гражданском праве, позволяющем освободить от исполнения обязательств, предусмотренных гражданско-правовым договором. Так, например, в соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ "...Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств".

Для меня представляется интересной, с точки зрения правовой определенности, идея о применении понятия непреодолимой силы в федеральном законе о противодействии коррупции N 273 от 25 декабря 2008 г. (с последующими изменениями). Здесь есть большой риск довести исполнение норм данного закона до правового абсурда.

Поясню на примере. В соответствии со статьей 7.1 данного закона, именуемой "Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ) предусмотрено:

"...В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам, замещающим (занимающим): 

    а) государственные должности Российской Федерации; 
    б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; 
    в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
    г) государственные должности субъектов Российской Федерации... (далее список других должностей)".

Закон действует много лет. Возникает обоснованный вопрос, что до настоящего времени некоторые должностные лица не сумели закрыть счета в иностранных банках вследствие так называемой "непреодолимой силы"? А не станет ли понятие "непреодолимой силы" официальным сокрытием умышленного уклонения от исполнения антикоррупционного закона? Как поступят разработчики в дальнейшем, увидим в ближайшее время. Затем можно будет вернуться к конкретному обсуждению готового законопроекта.

И в заключение. В уголовном праве уже существует институт крайней необходимости (без всякой непреодолимой силы), когда лицо совершает действия, формально характеризующиеся преступлением, но оно освобождается от уголовной ответственности. К таким случаям относятся, например, действия взяткодателя, когда у него взяткополучатель вымогал взятку. Все это устанавливается в ходе всестороннего расследования уголовного дела.  Иными словами, вводить институт непреодолимой силы в уголовное право нет никакой необходимости.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Вместо того, чтобы мазать одной черной краской наше советское прошлое, было бы лучше дать объективную оценку тому волчьему капитализму, который установился у нас сегодня. В то время как советский опыт стал ориентиром для того, чтобы социал-демократические преобразования в Европе и Америке были реализованы быстрым, прорывным путем. И именно благодаря этому им удалось избежать опасности быть поглощенными какими-то революционными процессами

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Необходимо наладить системную работу, сориентированную на долгосрочный период, чтобы участок за участком анализировалась ситуация в местах предполагаемого, возможного затопления, и принимались конкретные меры. А если этого не будет, тогда будет каждый раз повторяться одно и то же: сегодня в Иркутской области, завтра в Амурской области, послезавтра еще где-нибудь, и т.д. Понятно, что налаживание такой работы – это довольно непростая задача, и стоит это больших денег. Но на ликвидацию последс ...

Хрущев без всяких референдумов, без всяких законодательных решений взял и подарил Крым Украине, как говорят в народе, словно мешок картошки. Так и давайте обсуждать это, дискутировать в различных европейских мировых инстанциях: а был ли Крым действительно украинским? А не ворованная ли это в свое время у России ценность? Очень печально, что во всем этом не хотят разбираться представители институтов европейской демократии, хранители ценностей римского права. Кого они защищают, настаивая на том, ...

Проблема нашего избирательного законодательства абсолютно понятна. Заключается она в том, что мы меняем правила исходя из того, какая команда начинает проигрывать. Причем, правила мы меняем во время перерыва. Если мы возьмем политические партии и сравним их с футбольными клубами, то у нас почему-то заведено, что один из них должен всегда побеждать. И если вдруг он проигрывает в первом тайме, то во время перерыва резко меняют правила игры, чтобы этот клуб всегда побеждал.

Если мы будем заниматься вопросами возобновляемой энергетики и думать о сохранении резервных запасов нефти, то возможное в будущем сокращение спроса на нефть не обернется для нас какими-либо негативными последствиями.

Время, когда телеканалы адекватно реагировали на жизнь, давали возможность высказываться людям с самыми разными точками зрения, уже ушло в историю, и возвращаться к этому власти явно не собираются. Сегодня они как огня боятся потерять вот те 54%, которые все еще доверяют официальной информации. Поэтому они и дальше будут надувать щеки, говорить, что все хорошо, все замечательно. Но динамика развития процесса недоверия телеканалам будет прогрессировать, и они уже ничего не смогут сделать