У нас влияние общества на формирование бюджета минимально, а недоверие к тратам бюджета, наоборот, максимальное. Нужно ставить вопрос о том, чтобы в формировании бюджета парламент принимал реальное участие

НАТО использует в отношении России тактику варанов: когда они не могут сразу уничтожить огромного буйвола, они его кусают, пускают в его тело ядовитую слюну и начинают преследовать до тех пор, пока он не упадет и не умрет

Антикоррупционые законы – это не те законы, которые могут требовать либерализации. Парламентарии о поправках Минюста к закону о коррупции

28.01.2019 23:40


Минюст разрабатывает поправки в законодательство о коррупции, предусматривающие освобождение граждан от ответственности за нарушения, обусловленные обстоятельствами непреодолимой силы.

Как пишет «Парламентская газета», уведомление о начале разработки соответствующего проекта закона размещено на портале нормативных правовых актов. Минюст совместно с Минтрудом, МВД, при участии СКР и Генпрокуратуры проработал вопрос о внесении в законодательство изменений, «предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением». Изменения предлагаются в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие законодательные акты Российской Федерации, отмечает разработчик.

В пояснении к документу говорится, что «в определенных обстоятельствах соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, не возможно в силу объективных причин». При этом в законодательстве в этих случаях освобождения от ответственности не предусмотрено.

На сайте Минюста уточняется, что коррупционное правонарушение является виновным деянием лица, оценка обстоятельств его совершения дается в ходе соответствующей проверки. Если установлены обстоятельств, свидетельствующие об отсутствии вины, действие лица не может быть квалифицировано как коррупционное правонарушение. Также уточняется, что инициатива разрабатывается во исполнение поручения аппарата Правительства России.

Как Вы относитесь к инициативе Минюста? Могут ли коррупционные преступления быть вызваны обстоятельствами непреодолимой силы? Нужна ли нам в принципе либерализация антикоруппционного законодательства?

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

28.01.2019 23:40

Я думаю, что в ряде случае такие обстоятельства возможны и тех, кто с ними сталкивается, действительно надо освобождать от ответственности.

Ну например, появляется какой-либо вид надзора в каком-либо детском учреждении. А мы знаем, что почти все эти учреждения в регионах России недофинансируются. И у руководителя детского учреждения может возникнуть дилемма: либо закрывать учреждение, либо вступать с проверяющими в неофициальные отношения. Дело в том, что попытки официально обращаться в суд в случаях, когда проверяющие принимают решение оштрафовать учреждение, как правило, приводят лишь к тому, что штрафы увеличиваются, а суды занимают позицию проверяющих.

Другое дело, что у руководителей детских учреждений нет таких денег, чтобы можно было всерьез говорить о коррупции. Но по мелочи такие неофициальные отношения иногда могут проявляться. Кстати, мы предлагали законопроект, который предусматривал снижение в 10 раз штрафов для бюджетных учреждений, если недостатки в их работе с точки зрения проверяющих вызваны недофинансированием со стороны учредителя. Но большинство Государственной Думы в лице «Единой России» этот законопроект не поддержало, ссылаясь на право руководителя бюджетного учреждения обратиться в суд. Наши объяснения, что в существующих условиях это бесполезно и приводит только к увеличению штрафов, восприняты не были.

Посмотрим, каким будет законопроект Минюста. Но в принципе, сегодня система выстроена таким образом, что государство сплошь и рядом сначала недофинансирует бюджетные учреждения, а затем наказывает руководителей, чьи учреждения от этого недофинансирования страдают.

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

28.01.2019 23:40

Если речь идет о преступлениях, то конечно, никакой непреодолимой силой они вызваны быть не могу, и никаких оправданий преступлениям быть не может.

Но бывают определенные правонарушения, в частности, ошибки и неточности в декларациях о доходах, или непредоставление декларации не по вине декларанта. Вот в этих случаях какие-то исключения возможны. Допустим, человек ошибся потому, что ошиблась налоговая инспекция, подготовившая соответствующую справку. Или, к примеру, кто-то развелся, с женой не живет, а жена не хочет предоставлять данные о своем имуществе и доходах. Такие ситуации вполне могут возникать, и естественно, нести за них ответственность человек не может. В частности, его нельзя увольнять за это с должности.

Поэтому надо четко разделять преступления и правонарушения. При совершении преступлений никакой непреодолимой силы возникать не может. А при правонарушениях, которые бывают в связи с подачами тех же деклараций, такие моменты вполне могут быть. Все это частные случаи, которые появляются из практики. Я, например, знаю, и некоторые наши коллеги-депутаты иногда не могут вовремя подать декларации именно по каким-то объективным причинам.

Но безусловно, такие частные случаи не должны становиться поводом для смягчения других норм антикоррупционного законодательства. Это не то законодательство, которое может требовать либерализации.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

28.01.2019 23:40

 Отвечая на вопросы вашего информационного агентства, полагаю, что предварительную оценку разрабатываемому Минюстом законопроекту трудно дать, исходя из общей инфолрмации. И вот почему.

Понятие коррупции ближе к уголовному праву. Коррупция в переводе с латинского языка - подкуп, вознаграждение. А по Уголовному кодексу это называется взяткой должностному лицу государственных органов или подкупом должностного лица коммерческих организаций.

Понятие непреодолимой силы является понятием в гражданском праве, позволяющем освободить от исполнения обязательств, предусмотренных гражданско-правовым договором. Так, например, в соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ "...Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств".

Для меня представляется интересной, с точки зрения правовой определенности, идея о применении понятия непреодолимой силы в федеральном законе о противодействии коррупции N 273 от 25 декабря 2008 г. (с последующими изменениями). Здесь есть большой риск довести исполнение норм данного закона до правового абсурда.

Поясню на примере. В соответствии со статьей 7.1 данного закона, именуемой "Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ) предусмотрено:

"...В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам, замещающим (занимающим): 

    а) государственные должности Российской Федерации; 
    б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; 
    в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
    г) государственные должности субъектов Российской Федерации... (далее список других должностей)".

Закон действует много лет. Возникает обоснованный вопрос, что до настоящего времени некоторые должностные лица не сумели закрыть счета в иностранных банках вследствие так называемой "непреодолимой силы"? А не станет ли понятие "непреодолимой силы" официальным сокрытием умышленного уклонения от исполнения антикоррупционного закона? Как поступят разработчики в дальнейшем, увидим в ближайшее время. Затем можно будет вернуться к конкретному обсуждению готового законопроекта.

И в заключение. В уголовном праве уже существует институт крайней необходимости (без всякой непреодолимой силы), когда лицо совершает действия, формально характеризующиеся преступлением, но оно освобождается от уголовной ответственности. К таким случаям относятся, например, действия взяткодателя, когда у него взяткополучатель вымогал взятку. Все это устанавливается в ходе всестороннего расследования уголовного дела.  Иными словами, вводить институт непреодолимой силы в уголовное право нет никакой необходимости.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Почему в России столь узок средний класс? Причин две. Первая: практически перестал увеличиваться общественный «пирог». После 2007 года экономика России если растет, то крайне медленно, практически все это время мы наблюдаем рост в пределах статистической погрешности, не более того. Естественно, если «пирог» не увеличивается, то не может увеличиваться и средний класс. Вторая причина заключается в крайне неравномерном распределении национального богатства.

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Сегодня практически у себя «в огороде» мы имеем хорошо вооруженную, хорошо обученную, слаженную армию противника - натовские войска стоят совсем близко от границ нашей страны, - на границе с Белоруссией, у черноморского побережья, в Прибалтике, - и могут в любой момент начать вторжение! И для этого им не понадобится никаких подготовительных шагов, которые дали бы нам время подготовить свои мобилизационные мероприятия. Нас специально пытаются приучить к каким-то их маневрам, называя это учениями ...

Премьер-министр держался уверенно, отвечал на вопросы депутатов со знанием дела и с чувством юмора, однако мы не услышали ответов на многие вопросы. Да, проблемы копилась годами, десятилетиями. Но «Единая Россия» уже около 19 лет в стране. У нас принято чуть что, сразу ссылаться на 90-е, на распад Советского Союза. Но извините, Союз распался почти 30 лет назад. Сколько надо еще времени, чтобы не сваливать все наши проблемы на те события?

Ни один из планов в рамках реновации не прошел через какие-либо широкие слушания, с населением никто не советовался. Понятно, что «конфетка» в виде обещания обеспечить людей новыми квартирами смотрится привлекательно. Но на месте пятиэтажек будут появляться и уже появляются не только 15-этажные, но уже и 20-ти, и даже 30-этажные дома. Скученность получается огромная, а социалки никакой: ни садиков, ни школ, ни поликлиник, ни больниц, ни аптек, ни филиалов «Сбербанка»!

Идея эта не новая, она постоянно всплывает наряду с предложениями о прогрессивном налоге на доходы физлиц. Но по прогрессивному налогу и правительство, и президент нам объясняли, что это чревато большими рисками потерь, т.к. очень многие уйдут «в тень». А вот на освобождение от НДФЛ людей с самыми низкими доходами мы вполне могли бы пойти