Назовите фамилии тех, кто конкретно должен справляться с сокращением потребления незарегистрированного алкоголя, но не делает этого, кто закрывает глаза в обмен на многомиллиардную мзду!

Перенаселенность Москвы - вина властей, которые по-прежнему надеются, что вот этот базар, который они называют сладким для них словом «рынок», все отрегулирует. Не отрегулирует, и рассчитывать на это бесполезно!

Анатолий Лысков: Вводить институт непреодолимой силы в уголовное право нет никакой необходимости, поскольку в уголовном праве уже существует институт крайней необходимости

28.01.2019 23:40

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье Антикоррупционые законы – это не те законы, которые могут требовать либерализации. Парламентарии о поправках Минюста к закону о коррупции

 Отвечая на вопросы вашего информационного агентства, полагаю, что предварительную оценку разрабатываемому Минюстом законопроекту трудно дать, исходя из общей инфолрмации. И вот почему.

Понятие коррупции ближе к уголовному праву. Коррупция в переводе с латинского языка - подкуп, вознаграждение. А по Уголовному кодексу это называется взяткой должностному лицу государственных органов или подкупом должностного лица коммерческих организаций.

Понятие непреодолимой силы является понятием в гражданском праве, позволяющем освободить от исполнения обязательств, предусмотренных гражданско-правовым договором. Так, например, в соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ "...Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств".

Для меня представляется интересной, с точки зрения правовой определенности, идея о применении понятия непреодолимой силы в федеральном законе о противодействии коррупции N 273 от 25 декабря 2008 г. (с последующими изменениями). Здесь есть большой риск довести исполнение норм данного закона до правового абсурда.

Поясню на примере. В соответствии со статьей 7.1 данного закона, именуемой "Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ) предусмотрено:

"...В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам, замещающим (занимающим): 

    а) государственные должности Российской Федерации; 
    б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; 
    в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
    г) государственные должности субъектов Российской Федерации... (далее список других должностей)".

Закон действует много лет. Возникает обоснованный вопрос, что до настоящего времени некоторые должностные лица не сумели закрыть счета в иностранных банках вследствие так называемой "непреодолимой силы"? А не станет ли понятие "непреодолимой силы" официальным сокрытием умышленного уклонения от исполнения антикоррупционного закона? Как поступят разработчики в дальнейшем, увидим в ближайшее время. Затем можно будет вернуться к конкретному обсуждению готового законопроекта.

И в заключение. В уголовном праве уже существует институт крайней необходимости (без всякой непреодолимой силы), когда лицо совершает действия, формально характеризующиеся преступлением, но оно освобождается от уголовной ответственности. К таким случаям относятся, например, действия взяткодателя, когда у него взяткополучатель вымогал взятку. Все это устанавливается в ходе всестороннего расследования уголовного дела.  Иными словами, вводить институт непреодолимой силы в уголовное право нет никакой необходимости.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Формирование Совета Федерации представителями от субъектов РФ делал центральную власть зависимой от региональных «баронов», укреплял их власть. Понятно, что это не способствовало единству Российской Федерации, и не случайно Путин поломал все, что работало на центробежные тенденции. Поэтому сегодня лучше перейти к прямым выборам сенаторов прямым голосованием, как это было с первым созывом, и тогда мы могли бы получить сенаторов, более ответственных перед своими регионами. К сожалению, нынешний по ...

Парламентарии комментируют

То что происходит с бюджетом в столице - это, в первую очередь, попытка освоить денежные средства. Возникает впечатление, что не иссякает фантазия на предмет того, как бы еще списать те или иные денежные средства. Постоянная переукладка плитки, в несколько слоев, укладка асфальта поверх плитки, постоянная замена бордюров – все требует очень дорогостоящих видов работ. Они приводят к тому, что определенные компании получают возможность просто-напросто зарабатывать

Нелепо требовать декларации о доходах от сельских депутатов, которые не получают никакой зарплаты. Люди резонно говорят, что они не имеют никаких преимуществ от этой своей деятельности, а их еще заставляют мучиться и собирать какие-то бумажки, справки. И не случайно сельские депутаты, в том числе довольно активные, нередко складывают свои полномочия, поскольку предпочитают избавиться от лишней суеты

Трудно сказать, как можно относиться к инициативе Венедиктова, потому что только реальные события могут показать, как будет работать система наблюдателей на митингах от ОП. То ли она будет одобрять любые действия властей, если учесть, что состав Общественной палаты определяется как раз органами местной власти. То ли это действительно будут люди, которые смогут выручать горожан в случаях недобросовестных действий полиции. Поэтому единственное решение - восстановить право граждан на свободу ...

Скорее всего, предложенная Алексеем Куринным инициатива об увеличении ответственности за невыполнение законных требований депутатов и сенаторов будет отклонена, поскольку большинство Государственной Думы, состоящее из депутатов от «Единой России», голосует за то, чего требует правительство. А правительство с этой инициативой согласится вряд ли.. Но польза от нее все равно будет. Не исключено, что какая-то часть чиновников забеспокоится по поводу тех наказаний, которые предусмотрены сегодня, хотя ...