Тот уровень социального неравенства, который имеется сегодня у нас, и который является главной причиной бедности большинства граждан, в любой европейской стране воспринимался бы как преступление перед нацией

Потери от санкций - капля в море по сравнению с потерями российской экономики от проводящегося ныне экономического курса

Анатолий Лысков: Вводить институт непреодолимой силы в уголовное право нет никакой необходимости, поскольку в уголовном праве уже существует институт крайней необходимости

28.01.2019 23:40

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье Антикоррупционые законы – это не те законы, которые могут требовать либерализации. Парламентарии о поправках Минюста к закону о коррупции

 Отвечая на вопросы вашего информационного агентства, полагаю, что предварительную оценку разрабатываемому Минюстом законопроекту трудно дать, исходя из общей инфолрмации. И вот почему.

Понятие коррупции ближе к уголовному праву. Коррупция в переводе с латинского языка - подкуп, вознаграждение. А по Уголовному кодексу это называется взяткой должностному лицу государственных органов или подкупом должностного лица коммерческих организаций.

Понятие непреодолимой силы является понятием в гражданском праве, позволяющем освободить от исполнения обязательств, предусмотренных гражданско-правовым договором. Так, например, в соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ "...Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств".

Для меня представляется интересной, с точки зрения правовой определенности, идея о применении понятия непреодолимой силы в федеральном законе о противодействии коррупции N 273 от 25 декабря 2008 г. (с последующими изменениями). Здесь есть большой риск довести исполнение норм данного закона до правового абсурда.

Поясню на примере. В соответствии со статьей 7.1 данного закона, именуемой "Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ) предусмотрено:

"...В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам, замещающим (занимающим): 

    а) государственные должности Российской Федерации; 
    б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; 
    в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
    г) государственные должности субъектов Российской Федерации... (далее список других должностей)".

Закон действует много лет. Возникает обоснованный вопрос, что до настоящего времени некоторые должностные лица не сумели закрыть счета в иностранных банках вследствие так называемой "непреодолимой силы"? А не станет ли понятие "непреодолимой силы" официальным сокрытием умышленного уклонения от исполнения антикоррупционного закона? Как поступят разработчики в дальнейшем, увидим в ближайшее время. Затем можно будет вернуться к конкретному обсуждению готового законопроекта.

И в заключение. В уголовном праве уже существует институт крайней необходимости (без всякой непреодолимой силы), когда лицо совершает действия, формально характеризующиеся преступлением, но оно освобождается от уголовной ответственности. К таким случаям относятся, например, действия взяткодателя, когда у него взяткополучатель вымогал взятку. Все это устанавливается в ходе всестороннего расследования уголовного дела.  Иными словами, вводить институт непреодолимой силы в уголовное право нет никакой необходимости.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

«Очень хорошо, что в ряде регионов местные власти с огромным вниманием относятся к благоустройству городской среды, в том числе к созданию парковых зон. Необходимо эту практику взять на вооружение во всех субъектах федерации. В частности, на это следует обращать особое внимание в промышленных центрах, где от количества парков в прямом смысле зависит жизнь людей»,- считает сенатор Валерий Васильев

Парламентарии комментируют

Президент в своем послании Федеральному собранию сказал: в каждом населенном пункте должно быть свое медучреждение. Ну хорошо, пусть даже речь идет о фельдшерско-акушерском пункте. Но он должен быть, его надо организовать, надо дать на это денег. А кто будет его строить? Муниципальное образование? Но в муниципальном образовании ни копейки денег нет!

Вопрос о невозможности охотиться подняли жители Ольхонского района Иркутской области. Они жаловались на то, что земли вокруг поселков передали в пользование крупным охотхозяйствам, куда местное население либо вовсе не допускают, либо предлагают покупать лицензии по завышенным в несколько раз ценам.

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы