Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Кого мы хотим воспитать - бунтарей, которые будут разваливать свое государство? Парламентарии о патриотизме в учебниках экономики

07.02.2019 02:35


Доктор экономических наук Игорь Липсиц заявил, что его учебник «Экономика» для 10–11-х классов не был включен в Федеральный перечень учебников (ФПУ) из-за отсутствия материалов «об импортозамещении как одном из направлений современной экономической политики, формирующих у обучающихся чувство гордости за страну, сопричастности к происходящему». Как сообщает «Коммерсант», в Министерстве просвещения и Российской академии образования (РАО), проводившей экспертизу, направление таких рекомендаций отрицают, заявляя, что дополнить учебник предложило издательство. При этом эксперты, выводы которых стали основанием для исключения учебника из ФПУ, отметили в заключении, что материалы автора «не способствуют любви к Родине».

Издательство «Вита-Пресс» на основании рекомендаций РАО направило автору учебника письмо с корректировками, необходимыми для возвращения учебника в Федеральный перечень учебников. Поправки касаются «более корректного изложения современной экономической ситуации (с точки зрения ее оценки) и истории ее формирования», «исключения ряда вопросов для обсуждения, которые могут провоцировать негативную, неконструктивную дискуссию и не направлены на формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся». Из письма следует также, что издательство, основываясь на заключении экспертов, предлагает автору включить в учебник «материалы о планах ближайшего экономического прорыва» и «об импортозамещении как одном из направлений современной экономической политики, формирующих у обучающихся чувство гордости за страну, сопричастности к происходящему».

Учебник, по словам автора, ранее получил положительные заключения Российской академии наук, РАО и общественной экспертизы, однако министерство заказало еще одну экспертизу трем экспертам: двое из них эксперты РАО, а третий — преподаватель.

В Российской академии образования “Ъ” заявили, что экспертиза проводится по заказу Министерства просвещения, поэтому только его представители могут комментировать ее результаты. В министерстве, в свою очередь, отрицают, что имеют отношение к формулировке рекомендаций. Там отмечают, что это предложения издательства, тогда как господин Липсиц должен для возвращения учебника в ФПУ выполнить именно предписания экспертов. В документе экспертизы (имеется в распоряжении “Ъ”) нет прямой рекомендации включить материалы про «экономический прорыв» и импортозамещение, но действительно присутствуют формулировки: Вопросы для обсуждения не способствуют любви к Родине», «Приведенные примеры не способствуют любви к Родине» и т. д.

Глава издательства Людмила Антонова сказала “Ъ”, что часть рекомендаций, которые автору направило издательство, были взяты из рецензий экспертов.

Как заявил “Ъ” господин Липсиц, он с предъявленными экспертами и издательством претензиями не согласен: «Они требуют все изложить в одном учебнике. А я единственный в стране создал полный цикл учебников по экономике — от 6–7-х до 10–11-х классов. Материал раздвинут по классам, чтобы ребятам было легче все это освоить». Автор учебников отметил, что в ФПУ остается его учебник для 9-го класса. Он также заявил, что не верит в возвращение учебника для 10–11-х классов в ФПУ, но готов внести некоторые правки, «чтобы у школ не было проблем, если они станут использовать эту книгу как пособие, а не как учебник».

Вносить правки, касающиеся «радостных слов про взлет экономики и патриотический порыв ради импортозамещения» господин Липсиц не намерен.

«Тут я не справлюсь, увы. Разучился я такое писать за последние 25 лет и восстанавливать навыки словоблудия уже не хочу»,— сказал он “Ъ”.

Что Вы думаете по поводу инцидента с учебником Липсица? Каковы должны быть основные требования к школьным учебникам? Какие из них должны содержать элементы патриотического воспитания? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

07.02.2019 02:36

Думаю, у таких экономистов как Липсиц патриотизма в отношении России никогда не было и быть не может. Ну а в принципе, любые антипатриотические издания государством вообще должны запрещаться. Нет такой демократии, где позволялось бы клеветать на свое государство, переписывать свою историю, прививать нелюбовь к Родине. Это только у нас такая демократия, которая все это позволяет и разрешает.

Другое дело, что в книгах для школьников писать об импортозамещении, о планах экономического прорыва, ей богу, преждевременно. Писать, конечно, все можно – бумага все вытерпит. Но только зачем? Это совсем не нужно ни для развития патриотизма, ни для любви к Родине. И ведь учебники рассчитаны на совсем молодых  людей, которые пока еще не определились в своем выборе, многие еще не знают, кем они станут. Они не очень представляют себе, что такое экономика вообще, в чем она измеряется, и как ее поднимать. Что уж тогда говорить об импортозамещении!

Кстати, я сейчас собираюсь на Российский инвестиционный форум, который пройдет на следующей неделе в Сочи. Так вот, деловая повестка этого форума, на который тратятся огромные деньги, и куда съедутся люди со всего мира, не предусматривает обсуждения никаких экономических программ. А об импортозамещении там даже нет ни слова. Так почему же вы школьникам стараетесь привить представления об импортозамещении, а людям, которые едут к нам и хотят понять, как проходит у нас импортозамещение, вы даже в повестку дня этот вопрос не внесли? Со своей стороны я предложил обсудить на форуме вопрос о том, какие шаги намерено делать государство, чтобы добиться роста экономики. Так и эту тему вычеркнули, обсуждать ее не хотят!

Что касается элементов патриотизма в школьных учебниках, то прежде всего они должны быть отражены в учебниках по истории. А когда сегодня некоторые т.н. «историки» задумываются над тем, чтобы переписать всю нашу историю с точностью до наоборот, вот таких «специалистов» надо просто сажать за фальсификацию отечественной истории.

На втором месте, конечно, литература. Мы знаем, сколько примеров патриотизма содержится в произведениях русских писателей и поэтов, которые любили Родину и умели прекрасным русским словом донести это до самых широких народных слоев.

А в целом можно обратиться просто к энциклопедическому толкованию вопросов патриотизма. И этого будет достаточно, чтобы понимать, в каком стиле и каким языком писать для детей учебники или книги, которые воспитывали бы у них дух патриотизма.

Михаил Емельянов

Депутат ГД РФ II-VII созывов, заслуженный юрист РФ, член «Справедливой России»

07.02.2019 02:36

Прежде всего отмечу, что школа и учебники – это важнейший институт социализации, и мы не должны позволять использовать его тем силам, которые не желают процветания России. Школа и учебники должны воспитывать патриотизм и гордость за свою страну, а не нигилизм. Поэтому школьные учебники не должны содержать каких-то нигилистических моментов. Они должны быть объективными, но в то же время воспитывать чувство гордости за страну.

Во-вторых, я вообще считаю, что у нас должен быть один учебник по каждому предмету, который содержал бы некие базовые знания и базовые ценностные установки – опять же, с точки зрения патриотизма и любви к стране. А уже потом, когда школьники вырастут, и когда сознание у них сформируется, тогда им можно будет рассказывать, уже в вузах, о различных точках зрения, различных позициях, и т.д. Но искушать молодое сознание всякими нигилистическими вещами ни в коем случае нельзя.

Поэтому я считаю, что претензии к учебнику Липсица вполне обоснованы. Это ведь не научная монография, а учебник, формирующий сознание школьников.

Больше всего элементы патриотического воспитания должны быть отражены, безусловно, в курсах и учебниках по истории, литературе и обществознанию. Там должны быть четкая идеология и патриотизм как ее составная часть. Но это невозможно без формирования общественной идеологии России. Мы должны четко понимать принципы нашей общественной идеологии, и тогда мы сможем нейтрализовывать вот такие попытки протащить нигилистические вещи, какие предпринимает Липсиц.

Понимаете, плюрализм не безбрежен. Всегда есть некий мейнстрим, который поддерживает власть, и особенно четко это видно на примерах англо-саксонских стран. Поэтому и нашему государству не надо стесняться моделировать духовное пространство в сфере образования. Давайте задумаемся над тем, кого мы хотим воспитать. Бунтарей, которые будут разваливать свое государство?

Так что, я думаю, вопросы, которые возникли к этому учебнику у издательства и экспертов из Академии образования, абсолютно правильные.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"За основу можно взять потребительскую корзину Великобритании, либо Франции, либо на худой конец Германии. И тогда речь уже будет идти не о биологическом выживании, а о минимальных доходах населения, которые обеспечивают людям хоть и не вполне достойное, но существование, а не выживание. А 20 тысяч – это уровень как раз самого элементарного выживания. Достаточно обратить внимание, что на сегодня в нашей потребительской корзине не в полной мере учтены коммунальные услуги..."

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

"Когда в адрес Министерства спорта звучат претензии, что оно не обеспечивает большинство наших граждан бассейнами, хоккейными площадками, теннисными кортами и т.д., то это похоже на анекдот. Без денег, которое Министерство финансов должно выделять Министерству спорта, бессмысленно требовать с него обеспечения всех и всем, да еще желательно бесплатно. Давайте спрашивать с Министерства финансов, причем спрашивать за все, чем сегодня не обеспечено у нас абсолютное большинство трудящихся и пенсионер ...

"Если вот такие страшные преступники, - педофилы, маньяки, террористы, и т.д., - были приговорены в свое время к смертной казни, которая стала потом невозможной по причине введения моратория, то смертная казнь должна заменяться им исключительно на пожизненный срок заключения. И уже никакой теоретической возможности когда-либо выйти на свободу у них появляться не должно. Здесь крайне важно понимать, что из-за действия моратория высшая мера у нас не отменяется, а просто не приводится в исполнение. ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

"Эта инициатива влечет за собой абсолютное беззаконие и беспредел по отношению к собственному народу. Это вообще очень плохой прецедент, которого нельзя допускать, потому что он несет плохой пример для всех остальных структур. Это значит, что каждый человек, который попадает в поле зрения видеокамеры, со временем просто может стать объектом для списания денег. Допустим, прошел человек где-то не там, где-то без маски появился и автоматически с него штраф спишется. А потом QR-коды как ...

"Не нужно бояться большого количества экзаменов - это не травмирует, как утверждают некоторые психологи, а наоборот это мобилизует, готовит к тому, чтобы не бояться трудностей. Это как раз такая школа жизни, когда ребенка готовят к нелегким испытаниям жизни, когда у тебя по сути каждый день экзамен. А мы зачастую детей в тепличных условиях «выращиваем» в школах, а потом они попадают в реальную жизнь и теряются. Поэтому, чем больше экзаменов в школе, тем лучше дети будут готовы к взрослой жизни ...

"Если говорить об «омикроне», то это самый легкий штамм, который протекает как легкая простуда. И зачем надо было закрывать больницы и поликлиники, непонятно. Если мы сегодня видим, что поликлиники уже захлебнулись, не справляются с наплывом больных, это значит, что у нас идет полный развал здравоохранения. И конечно, будет увеличиваться количество хронических больных, количество смертей. Мы будем выявлять уже последние стадии онкозаболеваний, - вместо того, чтобы выявлять их на ранних ста ...

"Весь мировой опыт показывает, что проблему мусора можно решить только при одном условии. Это условие – раздельный сбор мусора. Например, Швеция не то что не тратит, а зарабатывает на этом, закупая раздельно собранный мусор в том числе у своих соседей. У нас, как недавно сообщалось, российские переработчики закупили у кого-то из наших соседей раздельно собранный мусор – пластиковые пакеты и другие материалы из пластика. То есть, мы закупаем чужой мусор, продолжая захоранивать или сжигать ...

Очередная трагедия, произошедшая в учебном заведении, потрясла страну. По данным Следственного комитета, в понедельник студент, находясь на территории одного из корпусов Пермского государственного национального исследовательского университета, открыл стрельбу. Нападавший задержан, его личность установлена. Жертвами стрельбы, по уточненным данным, стали шесть человек

"Нужно понимать, что конкурс Евровидение – это нечто большее, чем просто культурное мероприятие, как и чемпионаты мира или Олимпийские Игры больше, чем спорт. Все эти международные мероприятия каждое государство использует как возможность в том или ином виде заявить, напомнить о себе остальному миру. И возникает вопрос, почему нашу страну не будет представлять певица, которая хоть в чем-то олицетворяла бы Россию и государствообразующий русский народ?..."

"Коммерческая составляющая наших телеканалов не должна быть главенствующей, потому что получается, что за коммерцией мы теряем наше гражданское общество, нашу сплоченность. Поэтому нужно менять полностью систему управления и нашим телевидением, и средствами массовой информации. Я не говорю о том, что нужно вводить цензуру. Но мы должны в эту грязную бочку, с этой зловонной жижей, добавлять чистую хрустальную воду, и вымывать всю эту грязь. И тогда все будет хорошо..."

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...