У нас влияние общества на формирование бюджета минимально, а недоверие к тратам бюджета, наоборот, максимальное. Нужно ставить вопрос о том, чтобы в формировании бюджета парламент принимал реальное участие

НАТО использует в отношении России тактику варанов: когда они не могут сразу уничтожить огромного буйвола, они его кусают, пускают в его тело ядовитую слюну и начинают преследовать до тех пор, пока он не упадет и не умрет

Бывают губернаторы умные, бывают не очень умные, а бывают вообще «никакие». Парламентарии об отмене прямых выборов мэров

08.02.2019 13:10


Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев подписал закон, предусматривающий отмену прямых выборов мэров Кемерово и Новокузнецка. Постановление опубликовано на сайте областной администрации. Теперь главы этих крупных городов Кузбасса будут избираться депутатами горсоветов «из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса». Закон вступит в силу по окончании полномочий действующих мэров городов, то есть в сентябре 2021 года в Кемерово и в сентябре 2023 года в Новокузнецке.

Бывший глава департамента региональной политики Управления Президента РФ по внутренней политике Андрей Колядин заявил НСН, что постановление главы Кузбасса не имеет отношения к конкретным городам, а является частью общероссийского тренда.

«Это никакого отношения не имеет именно к данным городам. Это общий тренд, который идет по всей России. Этот тренд направлен на то, чтобы не было межэлитных конфликтов между представителями крупных городов и губернатором, которые часто встречаются на просторах нашей необъятной родины. Люди, которые избираются прямыми выборами и принародно, имеют возможность опираться на мнение народа, электората и говорить о том, что они независимы в принятии своих решений, и они, соответственно, более требовательны и более жестки к областной исполнительной власти. Поэтому когда человека непосредственно назначает через систему непрямых выборов губернатор, то этот человек полностью ему подконтролен, ориентируется на него и ему, по сути, глубоко наплевать на то, что там думает народ. Самый главный для него фактор принятия тех или иных политических решений это губернатор. Поэтому обычно конфликтов между назначенными мэрами и губернаторами не бывает», — пояснил политолог.

Однако назначенные главы городов менее эффективны, чем прошедшие через прямые выборы, добавил Андрей Колядин.

«Человек, который назначается губернатором, а не избран народом, абсолютно не реагирует на его мнение, не пытается проявить какие-то инициативы. Поэтому люди, которые назначаются, кратно менее эффективны в развитии территории, чем те люди, которые проходят через прямые выборы. Несмотря на то, что снимается проблема межэлитных конфликтов, появляется проблема невысокого уровня развития данных территорий по сравнению с теми территориями, где приходят харизматичные, сильные и интересные лидеры через прямые выборы», — отметил собеседник НСН.

Из-за отмены прямых выборов мэров городам грозят не только проблемы с развитием, но и с верой граждан во власть, заметил экс-глава департамента региональной политики Управления Президента РФ по внутренней политике.

«Федеральный центр будет очень рад [отмене прямых выборов], потому что этот тренд идет из федерального центра, а люди просто уйдут в дальнейшую атомизацию. Уже и так на выборы не ходят, уже и так во власть не верят. Это приведет к некоторому обострению конфликтов между политизированной частью электората и властью, потому что политизированная часть электората, а их примерно 30%, такого изменения новому губернатору не простит», — заключил собеседник агентства.

Напомним, что в апреле 2018 года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал закон об отмене прямых выборов мэра в Екатеринбурге. Действующий в то время глава города Евгений Ройзман в знак протеста подал в отставку.  Новым градоначальником стал заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский.

Что Вы думаете по поводу тенденции к отмене прямых выборов мэров в российских городах? С чем она связана и к чему может привести? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

08.02.2019 13:19

В принципе, у нас есть общий, базовый закон «Об основах местного самоуправления в РФ». В соответствии с ним каждый субъект РФ вправе принимать свои законы о системе организации МСУ на своей территории.

Среди возможных вариантов могут быть как прямые выборы мэра, так и выборы главы городской администрации путем голосования депутатов соответствующего представительного органа власти. Ну и третий вариант предусматривает назначение главы администрации на основе решения конкурсной комиссии, составленной наполовину из представителей губернатора региона, и наполовину – из представителей регионального законодательного органа.

Почему наметилась тенденция к отмене прямых выборов мэров? Здесь правильно подмечено, что выборные главы городских администраций часто бывают неудобны губернаторам, и особенно это касается не каких-то мелких городов, а столиц регионов. И глава столицы субъекта, и глава региона – это, каждый по-своему, значимые люди. Причем, интересы у них действительно бывают разные.

Выборный глава города, скажем, хочет отдавать как можно меньше средств местного бюджета на нужды области. А если человек назначен, то он по определению должен слушаться главу региона. То есть, очень многие вопросы сходятся здесь к межбюджетным отношениям. Выборный глава всегда старается, чтобы у города оставалось больше денег. Соответственно, меньше средств остается сельским районам, малым городам и городским поселениям.

А губернатор, как правило, старается как-то все выровнять: как можно больше денег со столицы региона забрать, и распределить среди других субъектов местного самоуправления.

Ну а результаты вот этого тренда на отказ от прямых выборов мэров в каждом регионе зависят от настроя и характера деятельности конкретного губернатора. Бывают губернаторы умные, бывают не очень умные, а бывают вообще «никакие». То же самое и с мэрами. Здесь все зависит от массы нюансов, от экономических, управленческих условий, которые существуют в наших регионов. В любом случае, нельзя уповать на то, что при прямой выборности глав местных администраций к руководству обязательно придет честный, порядочный и грамотный человек.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

08.02.2019 13:19

Тема, связанная у нас с выборами мэров – не новая. Она существует и активно обсуждается, наверное, уже около 10 лет. Сначала, как известно, у нас везде были прямые выборы мэров городов. Потом, после внесения соответствующих поправок в законодательство,  регионы получили возможность самостоятельно определяться: либо прямые выборы мэров проводить, либо через городские думы.

И мне кажется, однозначного ответа, что в данном случае хорошо, а что плохо, общество до сих пор не выработало. Если какой-то регион принимает решение отказаться от прямых выборов мэра, думаю, на это у него есть свои, локальные причины. Где-то это может быть связано с желанием укрепить исполнительную вертикаль, привести к руководству городскими администрациями более сильных и эффективных руководителей.

Конечно, если говорить о чисто теоретических основах, то прямые выборы  - они все-таки более демократичные, нежели выборы косвенные, когда руководитель выбирается местным депутатским корпусом. Но на практике бывает и так, что выбранные напрямую главы городских администраций могут оказаться менее эффективными управленцами. Поэтому я считаю, что в этом вопрос существует много субъективных факторов. И наверное, именно поэтому мы до сих пор не остановились здесь на какой-то одной модели.

Кстати, и с выборами в Государственную Думу постоянно происходят какие-то метаморфозы. Изначально она формировалась только через выборы по одномандатным округам, потом ввели смешанную систему, т.е. по округам и партийным спискам, затем решено было избирать депутатов Госдумы исключительно по партспискам. Нынешний, 7-й созыв, как мы знаем, вновь был сформирован по принципу 50 на 50.

А недавно стало известно, что в двух российских регионах планируется только 25% законодательных собраний избирать по партийным спискам, а остальные 75% - через одномандатные округа. Это лишний раз говорит о том, что вопросы формирования органов власти в регионах имеют много субъективных составляющих.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Единый день голосования - 2018

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развозжаев сообщил, что официальные итоги выборов руководителя региона могут подвести в среду. Через сутки может быть собран Верховный совет, где избранный глава принесет присягу и приступит к обязанностям.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Вступление Крыма в состав России

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Институт независимых прокуроров известен прежде всего по опыту США. Но у них совсем иная правовая система, иная политическая система. Там совсем другое разделение властей. Но даже там институт независимых прокуроров часто используется для того, чтобы свести политические счеты. Поэтому просто механическое копирование, попытка пересадить на нашу почву институт независимых прокуроров по американскому образцу, успеха иметь не будет

Константин Малофеев, руками которого Кремль собирался реформировать “Справедливую Россию”, приостановил свое участие в проекте эсэеров. Назначение Малофеева вторым лицом партии столкнулось с сопротивлением внутри партийного аппарата. В неприятном положении оказался глава СР Сергей Миронов, не сумевший выполнить свои обещания, как перед Малофеевым, так и перед кураторами из АП во главе с Сергеем Кириенко

На сегодняшний день есть угроза дальнейшего обострения отношений между Россией и США, и дальнейших действий США, направленных на то, чтобы уничтожить российское государство так же, как это было с Советским Союзом. Очевидно, что США продолжат действовать в этом направлении