Был у нас недавно Орешкин, которого выгнали. И можно сказать, зря выгнали. Он просто сказал правду - фактически признал, что в общем-то экономика будет катиться под гору

Сжигание мусора – это не выход из положения. Это неизбежно будет вести к выбросу в атмосферу вредных газов, которые будут пагубно отражаться на здоровье людей и на всей окружающей среде

Сегодня дети «пробегают» по школьному курсу, а в головах ничего не остается. Парламентарии о проблемах образования

12.03.2019 19:05


Воспроизводство нового квалифицированного персонала в России едва ли не полностью сломано, выпускники вузов имеют, как правило, низкую степень подготовленности и отсутствие первичных навыков, пишут "Новые Известия".

Недавно Росстат обновил статистический ежегодник, так что интересно посмотреть, как они там дооптимизировались в контексте образования, - пишет в своем блоге аналитик Spydell.

Россия приняла от СССР около 70 тыс. образовательных организаций, осуществляющих начальное, среднее и общее образования (попросту говоря школ). Наиболее агрессивное закрытие и физическое уничтожение школ началось с 2000 и происходит по сей день. Важно отменить, что с 2000 года не зафиксировано НИ ОДНОГО года, когда было бы положительное сальдо изменение школ. Только закрытие и уничтожение каждый год и без исключений! К 2018 году их осталось 42 тыс, т.е с 2000 года было закрыто, переоборудовано в другие организации и физически уничтожено 40% от среднего уровня 90-х.

Отчасти это обусловлено демографической катастрофой 90-х и начала нулевых. В 90-е училось 22 млн школьников, упали до 13.6 млн, сейчас из-за роста рождаемости восстановились до 15.5 млн.
В СССР в среднем на школу приходилось 300 школьников. Этот уровень плюс-минус сохранялся в 90-е, потом снизился до 242 в 2005-2006 и растет с тех пор, доходя до 400.

Интерпретация этого соотношения проста. Все, что ниже 300 – недоукомплектованность школ, а выше – переукомплектованность, дефицит свободных мест. Другими словами, агрессивное сокращение школ в начале нулевых было связано главным образом с демографическим коллапсом, последние 7 лет преимущественно с «оптимизациями», т.к. тренд на снижение школьников прекратился в 2010-2011, а школы продолжают ликвидироваться! В перспективе это приведет к существенному снижению качества образования в виду того, что площади и образовательные программы подогнаны под определенное количество учеников и учителей. Рост учеников на школу (в отсутствии строительства новых кампусов, блоков) отразится в дефиците внимания и контроля к ученикам.

Один из ярких примеров, иллюстрирующих проблему, приводит известный обозреватель, декан Высшей школы телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова Виталий Третьяков. В своем интернет-блоге он рассказал, как недавно был потрясен тем, что из 28 студентов, пришедших к нему на лекцию, только один знал, кто такой был генерал Дмитрий Карбышев, принявший мученическую смерть в фашистском концлагере. А вот о предателе Родины генерале Власове, как выяснилось, знало гораздо больше студентов.

«Вопрос: кто, как и зачем преподаёт в нашей средней школе отечественную историю? Второй вопрос. Он же последний: какие ещё нужны доказательства, чтобы понять, наконец, что с ТАКОЙ реформой образования пора заканчивать?», - недоумевает Виталий Третьяков.

Согласны ли Вы с мнением, что процесс т.н. оптимизации системы школьного образования ведет к серьезному снижению качества образования, и что с такой реформой пора заканчивать? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

12.03.2019 19:05

Начну с цифр. В 1990 году у нас было примерно 69700 школ. По последним данным, которые мне довелось видеть, стало 41800. Причем, в 90-е годы ликвидировали чуть более 1000 школ. Процесс резко ускорился с 2001-2006 года, когда стали переходить на подушевое финансирование, т.е. прямо связывать финансирование школы с количеством детей. Понятно, что в такой ситуации маленькая школа умирает, в особенности сельская.

Делалось это под предлогом улучшения качества школьного образования. Говорили, что в больших школах ребята получат образование более качественное. Но мы знаем, что это не факт. Кстати, на моей памяти три министра образования, включая Дмитрия Ливанова и Ольгу Васильеву требовали остановить ликвидацию сельских школ. Не помогло: нет нормального финансирования.

Что касается деградации школьного образования, то она, конечно, связана с оптимизацией, но не только. Мы недавно посмотрели базисные учебные планы советского периода и сейчас. Так вот, по сравнению с советскими временами резко сократились почти все учебные предметы, которые должны обеспечивать модернизацию: математика, физика, химия, биология, технология – от 15% до 1,5 раз. Сократились и те учебные предметы, которые должны обеспечивать российскую гражданскую идентичность, т.е. русский язык, литература, история, география, и тоже от 15% до 1,5 раз. Одновременно резко увеличилось преподавание иностранный язык. При этом школьные программы при сократившемся количестве часов либо остались теми же, либо даже усложнились. Поэтому дети «пробегают» по школьному курсу, а в головах ничего не остается.

Кстати, на моей памяти три министра образования, включая Дмитрия Ливанова и Ольгу Васильеву требовали остановить ликвидацию сельских школ. Не помогло: нет нормального финансирования.

Так что, я разделяю крайнюю обеспокоенность Третьякова, других наших коллег, которые говорят о резком падении качества школьного образования. Мы, конечно, требуем остановить оптимизацию сельских школ. Напомню, что недавно Владимир Путин заявил о необходимости восстанавливать фельдшерско-акушерские пункты в селах. Вероятно, потом потребует восстанавливать школы.

Но одного этого недостаточно, чтобы изменить качество образования. Нам нужно, в частности, пересматривать содержание образования, и конечно, увеличивать финансирование образования, поскольку сейчас оно составляет только половину от необходимого для модернизации страны.

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

12.03.2019 19:05

Думаю, автор газетной статьи немножко лукавит в цифрах. Я не имею в виду данные по количеству школ – может быть, они действительно такие. Но автор не говорит о том, что за минувшие годы на селе существенно уменьшилась численность жителей, а соответственно, и детей. Если раньше сельские школы посещали 30-40 детей, то с определенного времени всего 2-3 ребенка, и для их обучения тоже нужно привлекать профессиональных педагогов. Наверное, любой человек скажет, что это абсолютно неразумно.

Поэтому была обеспечена система присутствия по количеству детей и наличия школ там, где действительно есть заполняемость и целесообразность привлечения педагогического персонала. А там, где соответствующих возможностей нет, по инициативе государства обеспечивается подвоз детей в те школы, где дается как раз более качественное образование, есть опытные педагоги. Поэтому, если количество школ снижается, то по объективным причинам, только там, где в этом есть необходимость, и где невозможно дать качественное образование детям в малокомплектных школах.

Более того, в последнее время школам уделяется у нас особое внимание в части совершенствования самого образовательного процесса. Не случайно внедряется очень много нового, начиная от подготовки педагогов и заканчивая подходами к учебникам и учебным программам, качество которых начинает меняться в лучшую сторону.

Да, можно сказать, что по каким-то направлениям качество преподавания школьных предметов снизилось. Но связано это не с перенасыщенностью школ, а с тем, что определенное время мы просто недостаточно внимания уделяли процессу подготовки педагогических кадров.

Сегодня президент ставит задачу, чтобы все наши школы были обеспечены современными материально-техническими средствами, чтобы учебные программы были качественными, позволяющими не только получать конкретные знания, но и расширять общий кругозор учащихся. И очень важно при этом перевести школы на односменный режим, создать условия, которые позволяли бы детям лучше усваивать учебный материал. Одновременно хотелось бы, чтобы и родители школьников осознавали свою ответственность за воспитание и образование своих детей, делали все от них зависящее, чтобы дети становились всестороннее развитыми и коммуникабельными.

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

12.03.2019 19:05

Проблемы со школьным образованием у нас, действительно, имеются, и связаны они прежде всего с массовым сокращением учителей. Если мы посмотрим на период с 2000-го по 2015-й годы, то увидим, что количество учителей ввиду сокращения штатов уменьшалось гораздо более динамичными темпами, чем количество учеников ввиду демографического кризиса. В последние года эта ситуация ухудшилась, потому что под майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам не было дано достаточного количества денег. И регионы, чтобы добиться цифр по размерам заработной платы, шли по пути сокращения штатов.

На выходе получилось, что правительство РФ было вынуждено отменить существовавший до этого несколько десятков лет старый советский ГОСТ о количестве школьников в классе. По этому правилу число учеников не должно было превышать 25 человек. Оно не всегда выполнялось, но все равно было неким ориентиром, целевым показателем. И вот это правило было отменено примерно в 2015 году. В результате сегодня классы переполнены, в них сидит подчас по 35-40 детей. И конечно, из-за этого дети не могут получить нормального образования, потому что урок превращается в лекцию. В данном контексте очень показательна ситуация в частных школах. В среднем в частных школах количество детей в классах не превышает 12-13 человек. А это означает, что более богатые родители платят в том числе и за этот показатель.

Но российское правительство не обращает на эту проблему никакого внимания. Огромные деньги сейчас тратятся на то, чтобы обеспечить учебу в одну смену. Но эта учеба осуществляется при малом количестве учителей, и опять же, в переполненных классах. В этих условиях те родители, у кого есть возможности, нанимают репетиторов. К старшим классам этим пользуются порядка 45% семей. Причем, многим приходится делать это за счет залезания в собственное будущее, т.е. за счет обращения за кредитом.

Разумеется, вся эта модель не может не разрушать сильную классическую, и в первую очередь основанную на советском опыте, национальную систему образования. К тому же мы знаем, что в мире на школьное образование тратится в среднем порядка 5% ВВП, а в России – 3,5%. То есть, чтобы выйти на среднемировые показатели, нам надо увеличить затраты на среднюю школу где-то на 1,5 трлн рублей. Но очевидно, что эта задача правительством даже не ставится, и мало того, не рационально используются те средства, которые выделяются на образование сегодня. А соответственно, не решаются главные задачи – обеспечение индивидуальной программы развития учащегося и увеличение штатов преподавателей в российских школах.

Борис Чернышов

зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция ЛДПР

12.03.2019 19:05

Конечно, мы выступаем против оптимизации. Но количество школ никак не связано с качеством образования. Количественные и качественные показатели не всегда коррелируются. Важны другие вопросы. Это вопросы подготовки педагогов и доступности образования, образовательных средств. Эти вопросы в ближайшие 10 лет будут решаться, как мне лично кажется, через форматы информатизации образования. Я имею в виду такие форматы, когда через дополнительные технические возможности ученики в малокомплектных школах будут получать те или иные необходимее знания, уроки. Этого можно достичь в том числе посредством обучения в ведущих школах через интернет.

Отмечу, что это общий тренд, который наблюдается во всем мире, этим занимаются многие. Практически все глобальные вузы в мире используют для университетского образования платформу «Coursera». А у нас в сфере школьного образования эффективно показала себя МЭШ – Московская электронная школа. Сейчас ведется работа над общероссийским аналогом МЭШ. И я думаю, что это позволит сбалансировать вопросы, связанные с качеством образования, по всей стране. Новые технические решения часто позволяют обходить какие-то узкие места.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

12.03.2019 19:05

Отвечая на поставленные вопросы вашего информационного агентства, хотел бы обратить внимание на следующее. Во вводной части к комментарию дан подробный анализ так называемого математического
состояния с общеобразовательными учреждениями в России. Вместе с тем квалифицированно применен исторический подход, начиная с советского периода и до настоящего времени.

Но я бы отнес данный анализ к организационной составляющей сферы государственного образования в
нашей стране. Это является своеобразным условием для получения образования детьми, родившимися в нашей стране и достигшими установленного возраста, чтобы пойти в школу и далее по возрасту продолжать обучение.

Безусловно, над учебными программами по всем предметам школьного образования должны всесторонне поработать соответствующие ученые и педагоги, обладающие необходимыми знаниями в той или иной области. Именно в этом направлении должно происходить совершенствование образовательного процесса.

И вот здесь не могу не согласиться с Виталием Третьяковым, отметившим поверхностные знания современных выпускников и утверждением, что "пора с такой реформой образования заканчивать". 

В дополнение считаю необходимым дополнить высказывания квалифицированного журналиста тем, что в ряде телепередач вчерашние школьники не  могли назвать произведения наших классиков, имена исторических личностей и многое другое из школьных программ. Разве не может привести в грустное состояние ответ на простой вопрос "Кто был муж Надежды Крупской?"  Ответ: "Крупский!"  Более ничтожный показатель для иллюстрации "недополучения " знаний трудно придумать.

Совершенно правильное суждение существует в публичном пространстве: знания языка, литературы, истории, математики, физики, химии и других предметов возможны только с их глубоким преподаванием и творческим осмыслением полученных знаний. Учеба ведь не просто запоминание - это развитие способностей мыслить, размышлять и применять знания в жизни.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Министр труда и соцзащиты полностью зависит от законов и от бюджета, потому что социальная сфера сама себе деньги не зарабатывает. И если министр финансов сегодня у нас главный распорядитель доходами, и денег на социальную сферу не дает, то можно быть хоть самым любимым министром, или самым ненавидимым, - все равно ты ничего не сделаешь. Денег нет, и все! Нет возможности ни пенсии повышать, ни пособия

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Принцип всеобщего равенства перед законом в данном случае как раз нарушается именно по отношению к этим футболистам. Мол, не были бы вы известными футболистами, мы бы вас не посадили, а раз вы футболисты, вот посидите-ка! Поэтому, конечно, было бы целесообразно изменить им меру пресечения. Какая необходимость по-прежнему держать их в СИЗО? Они раскаиваются, а следствие идет слишком долго, и кстати, необоснованно долго. Специалисты называют такое расследование волокитой

"Мы требуем от государственных структур проведения тщательной налоговой проверки деятельности компании «РУСАЛ», а также и действий ее руководителя Олега Дерипаски. Передача контроля над алюминиевой отраслью России нашему вероятному противнику – Соединенным Штатам Америки – абсолютно недопустима!" - заявляют коммунисты

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

Еще Гарун аль-Рашид когда-то переодевался в простую одежду и пытался узнать реальную жизнь, гуляя по улицам своего города. Между прочим, на Западе существует традиция, когда в международную декаду инвалидов государственные чиновники садятся на коляски или гуляют по городу с завязанными глазами и с тростью, чтобы понять проблемы людей, лишенных зрения

Если кто-то вдруг появится на улице нетрезвым, но не в состоянии животного, ползущего на четвереньках, а просто от него будет идти запах спиртного, то это уже будет давать основание сотрудникам полиции отвозить его в вытрезвитель, а дальше сам факт его попадания туда обяжет этого человека оплачивать соответствующие услуги

Если в Госдуме собрались заниматься вопросами культуры, пригласили бы самого заслуженного директора какого-нибудь сельского клуба в отдаленной глубинке, и пусть он поделился бы своими преставлениями о нашей культуре и рассказал, что у них в клубе уже давно нет киномеханика и нет кинопроектора, чтобы фильмы людям показывать. А то у нас культура как-то расслоилась: есть московская и питерская культура, а есть культура всей остальной России

"Одобрить предложения Минкомсвязи России о поэтапном прекращении на территории Российской Федерации эфирной наземной аналоговой трансляции обязательных общедоступных телеканалов, входящих в состав первого и второго мультиплексов, с 11 февраля 2019 года по 10 июня 2019 года", - сообщается на сайте кабмина.