У нас влияние общества на формирование бюджета минимально, а недоверие к тратам бюджета, наоборот, максимальное. Нужно ставить вопрос о том, чтобы в формировании бюджета парламент принимал реальное участие

НАТО использует в отношении России тактику варанов: когда они не могут сразу уничтожить огромного буйвола, они его кусают, пускают в его тело ядовитую слюну и начинают преследовать до тех пор, пока он не упадет и не умрет

Олег Шеин: Задача увеличения бюджетных затрат на среднюю школу правительством даже не ставится, и мало того, не рационально используются те средства, которые выделяются на образование сегодня

12.03.2019 19:05

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

Комментарий к статье Сегодня дети «пробегают» по школьному курсу, а в головах ничего не остается. Парламентарии о проблемах образования

Проблемы со школьным образованием у нас, действительно, имеются, и связаны они прежде всего с массовым сокращением учителей. Если мы посмотрим на период с 2000-го по 2015-й годы, то увидим, что количество учителей ввиду сокращения штатов уменьшалось гораздо более динамичными темпами, чем количество учеников ввиду демографического кризиса. В последние года эта ситуация ухудшилась, потому что под майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам не было дано достаточного количества денег. И регионы, чтобы добиться цифр по размерам заработной платы, шли по пути сокращения штатов.

На выходе получилось, что правительство РФ было вынуждено отменить существовавший до этого несколько десятков лет старый советский ГОСТ о количестве школьников в классе. По этому правилу число учеников не должно было превышать 25 человек. Оно не всегда выполнялось, но все равно было неким ориентиром, целевым показателем. И вот это правило было отменено примерно в 2015 году. В результате сегодня классы переполнены, в них сидит подчас по 35-40 детей. И конечно, из-за этого дети не могут получить нормального образования, потому что урок превращается в лекцию. В данном контексте очень показательна ситуация в частных школах. В среднем в частных школах количество детей в классах не превышает 12-13 человек. А это означает, что более богатые родители платят в том числе и за этот показатель.

Но российское правительство не обращает на эту проблему никакого внимания. Огромные деньги сейчас тратятся на то, чтобы обеспечить учебу в одну смену. Но эта учеба осуществляется при малом количестве учителей, и опять же, в переполненных классах. В этих условиях те родители, у кого есть возможности, нанимают репетиторов. К старшим классам этим пользуются порядка 45% семей. Причем, многим приходится делать это за счет залезания в собственное будущее, т.е. за счет обращения за кредитом.

Разумеется, вся эта модель не может не разрушать сильную классическую, и в первую очередь основанную на советском опыте, национальную систему образования. К тому же мы знаем, что в мире на школьное образование тратится в среднем порядка 5% ВВП, а в России – 3,5%. То есть, чтобы выйти на среднемировые показатели, нам надо увеличить затраты на среднюю школу где-то на 1,5 трлн рублей. Но очевидно, что эта задача правительством даже не ставится, и мало того, не рационально используются те средства, которые выделяются на образование сегодня. А соответственно, не решаются главные задачи – обеспечение индивидуальной программы развития учащегося и увеличение штатов преподавателей в российских школах.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Почему в России столь узок средний класс? Причин две. Первая: практически перестал увеличиваться общественный «пирог». После 2007 года экономика России если растет, то крайне медленно, практически все это время мы наблюдаем рост в пределах статистической погрешности, не более того. Естественно, если «пирог» не увеличивается, то не может увеличиваться и средний класс. Вторая причина заключается в крайне неравномерном распределении национального богатства.

Премьер-министр держался уверенно, отвечал на вопросы депутатов со знанием дела и с чувством юмора, однако мы не услышали ответов на многие вопросы. Да, проблемы копилась годами, десятилетиями. Но «Единая Россия» уже около 19 лет в стране. У нас принято чуть что, сразу ссылаться на 90-е, на распад Советского Союза. Но извините, Союз распался почти 30 лет назад. Сколько надо еще времени, чтобы не сваливать все наши проблемы на те события?

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы