Реального импортозамещения не будет до тех пор, пока страной руководят спекулянты, которые привыкли фарцевать нефтью, газом, перепродавать, перепокупать, но производить ничего не могут

Изменения в избирательном законодательстве возможны только после проведения парламентского расследования о события, происшедших в Москве 27 июля и 3 августа

Анатолий Лысков: Как показывает практика проведения выборов в других странах, полный отказ от бумажных бюллетеней вряд ли будет оправданным, так как электронное голосование не дает объективных гарантий от искажений итогов голосования

14.03.2019 19:51

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье Политические последствия планируемого эксперимента с электронным голосованием в Москве явно не просчитаны. Мнения парламентариев

Безусловно, от проведения любого эксперимента до внедрения полученного опыта по всей системе проходит значительный период времени. Не является исключением в этом смысле и проведение эксперимента по электронному голосованию в Москве, о котором сообщил заместитель председателя ЦИК России Николай Бугаев.

Как представляется, последний сообщил не о всех возможных рисках для распространения опыта электронного голосования в других, помимо Москвы, субъектах Российской Федерации. Дело в том, что насколько известно из средств массовой информации Москва отличается высоким уровнем организационной работы по присутствию на избирательных участках наблюдателей. Причем по своему составу в столице имеется наличие таких наблюдателей, по оценке главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова, кто умеет отстаивать интересы избирателей, основанных на избирательном праве. В этой связи есть большие сомнения о развитии подобной организации работы с наблюдателями в других регионах. Отсюда напрашивается вывод о том, чтобы в ближайший период переход на электронное голосование должен внедряться с большой осмотрительностью и осторожностью, чтобы избежать конфликтность или недоверие к результатам голосования.

Вместе с тем, как показывает практика проведения выборов в других странах, полный отказ от бумажных бюллетеней вряд ли будет оправданным, так как электронное голосование не дает объективных гарантий в целях предупреждений искажений итогов голосования. Если основываться на конституционном положении о том, что источником государственной власти является многонациональный народ нашей страны (иными словами - избиратели),  то народ должен иметь установленные объективные процедуры проверки итогов голосования. В настоящий период, например, мы имеем не согласующийся с Конституцией искусственно созданный механизм использования так называемых фильтров, который уже не обеспечивает объективное волеизъявление непосредственно избирателей.

Прямые выборы на то и называются прямыми, что не допускают никакой многоступенчатости. Тем более оранов муниципальных образований, не имеющих права формировать органы государственной власти, как предписано Конституцией. Если еще к указанному фильтру дополнить отсутствие возможностей проверки итогов электронного голосования, то не трудно спрогнозировать все основания для опасений признания электронных выборов с отрицательными изъянами.

Как представляется, запланированный эксперимент в Москве на предстоящих осенью текущего года выборах даст ответы на многие существующие сомнения как среди экспертов, так и среди добросовестных избирателей. Полагаю, было бы полезным услышать оценки руководящих органов действующих в России политических партий.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Вместо того, чтобы мазать одной черной краской наше советское прошлое, было бы лучше дать объективную оценку тому волчьему капитализму, который установился у нас сегодня. В то время как советский опыт стал ориентиром для того, чтобы социал-демократические преобразования в Европе и Америке были реализованы быстрым, прорывным путем. И именно благодаря этому им удалось избежать опасности быть поглощенными какими-то революционными процессами

Нелепо требовать декларации о доходах от сельских депутатов, которые не получают никакой зарплаты. Люди резонно говорят, что они не имеют никаких преимуществ от этой своей деятельности, а их еще заставляют мучиться и собирать какие-то бумажки, справки. И не случайно сельские депутаты, в том числе довольно активные, нередко складывают свои полномочия, поскольку предпочитают избавиться от лишней суеты

Трудно сказать, как можно относиться к инициативе Венедиктова, потому что только реальные события могут показать, как будет работать система наблюдателей на митингах от ОП. То ли она будет одобрять любые действия властей, если учесть, что состав Общественной палаты определяется как раз органами местной власти. То ли это действительно будут люди, которые смогут выручать горожан в случаях недобросовестных действий полиции. Поэтому единственное решение - восстановить право граждан на свободу ...

Российское законодательство о митингах и без того очень жесткое. И нам надо было бы идти в противоположном направлении. Нужно облегчать возможности проведения санкционированных митингов, - для того, чтобы не возникали несанкционированные. Чем больше у нас будет разрешенных митингов, тем меньше будет митингов несанкционированных, и соответственно, меньше разгонов, и меньше озлобления части общества против тех, кто эти митинги разгоняет