Преступления, совершаемые людьми в погонах с использованием своего служебного положения, должны приравниваться к госизмене

Официально зарегистрированным политическим партиям не нужно собирать подписи - за них несут ответственность высшие органы партии, эта обязанность должна распространяться только на самовыдвиженцев

Российские законы должны главенствовать над международными нормами. Парламентарии о пересмотре 15-й статьи Конституции

14.03.2019 20:12


Вице-спикер Госдумы Петр Толстой ("Единая Россия") предложил задуматься о пересмотре нормы Конституции РФ о верховенстве международного права над национальным законодательством в контексте усиливающихся выпадов в адрес России со стороны международных структур, сообщает ТАСС.

"Может быть, пора задуматься о том, чтобы в рамках обсуждения нашей 25-летней Конституции обсудить, каким образом должен функционировать пункт 4 статьи 15, в котором говорится о том, что международное право имеет верховенство над национальным", - сказал Толстой, выступая во вторник в рамках утренних десятиминуток, отведенных фракциям для политических выступлений.

Он указал на различные инициативы, выдвигаемые в международных парламентских организациях с целью очернения России. "Подобные резолюции, доклады в адрес России, которые я перечислил, фактически в свое время мы признали важнее собственных решений", - считает парламентарий. "Возможно, настало время предметно обсудить подобные положения нашего Основного закона", - подчеркнул зампредседателя Госдумы, курирующий международную деятельность нижней палаты парламента.

Толстой напомнил, что недавно российская делегация приняла участие в работе зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. "Вслед за Парламентской ассамблеей Совета Европы лейтмотивом всей работы вновь становится обвинение России в агрессии, - констатировал он. - Это Керчь, это давление на независимые страны Прибалтики, Украину с открытием "Северного потока - 2", создание в ОБСЕ очередной комиссии по расследованию гибели Бориса Немцова, в которую будут поставлять свои материалы общественные организации, существующие и так на западные гранты".

"Все эти заявления и действия в наш адрес никак нельзя назвать ни критикой, ни партнерством. Это откровенное и самое наглое хамство, на которое еще способны современные европейские политики", - уверен депутат.

В качестве другого примера он назвал предложенный депутатом из Латвии проект резолюции Европарламента, в которой "Россия обвиняется во всех грехах: в поддержке Brexit, во вмешательстве в процесс демократии в Европе". "Доказательства и факты не приводятся. Главное - сохранить санкции в отношении нашей страны", - добавил депутат. Толстой при этом указал на то, что в данной резолюции предлагается "активизировать поддержку неправительственных организаций, блогеров, журналистов, занимающихся расследованиями в России".

Следует ли пересмотреть положение российской Конституции о верховенстве международного права над национальным законодательством? Что еще можно противопоставить усилению со стороны международных структур антироссийских выпадов? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

14.03.2019 20:13

В целях объективной оценки предложения одного из руководителей Государственной Думы депутата Петра Толстого о необходимости внесения поправок в статью 15 Конституции Российской Федерации, касающуюся приоритета норм международного права, полагаю необходимым привести полный текст части 4 данной статьи. В указанной части предусмотрено: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Из данного конституционного положения усматривается непосредственно прямая связь с международным договором Российской Федерации. Не думаю, что Петру Толстому не известно, что международный договор Российской Федерации становится частью правовой системы только в том случае, когда он ратифицирован парламентом России в соответствии с действующим федеральным законом о международных договорах Российской Федерации. В то же самое время подписанный политическим руководством страны и ратифицированный парламентом международный договор обязывает парламент России внести необходимые поправки в действующее национальное законодательство. На эту работу, разумеется, необходимо определенное время.

Так вот в период подготовки необходимых поправок действительно могут возникать противоречия между международным договором и национальными законами. И если возникает потребность в применении нормы к каким-то правоотношениям, то в случае противоречий необходимо руководствоваться международным договором, пока не будут внесены изменения в национальное законодательство. Таким образом, приоритет является временным. А чтобы период применения международного договора не затягивался на длительный период, то парламенту нужно быстрее реагировать на вытекающие из договоров изменения в законодательство России.

Что касается общепризнанных норм и принципов международного права, то все они уже учтены во второй главе Конституции Российской Федерации и являются нормами прямого действия. Их нужно строго выполнять всеми органами государственной власти, должностными лицами и, следуя их примеру, гражданами Российской Федерации и лицами без гражданства

Сергей Цеков

Член Комитета Совета Федерации по международным делам (Республика Крым)

14.03.2019 20:13

Противопоставить нападкам и агрессии в адрес России мы можем только нашу силу. Я не имею в виду только военную силу. У нас должны быть сплоченное общество, развитая экономика, должна развиваться промышленность. Ну и, конечно, необходимо наращивать военный потенциал, всесторонне обеспечивать национальную безопасность.

То есть, нас будут уважать при условии, если мы будем сильными. И уже сегодня мир начинает ощущать нашу силу и наши возможности, в том числе и возможности преодолевать любые санкции и тому подобное.

А если говорить на тему международного права и российского законодательства, то я тоже считаю, что наше законодательство должно иметь главенство над международным. Тем более, что международное законодательство, особенно то, которое формируется и навязывается миру США и Евросоюзом, во многом расходится и с нашей позицией по многим вопросам, и с нашим российским менталитетом. Вот почему мы должны ставить на первое место наше собственное законодательство, и в принципе, я согласен с предложением Толстого.

Мы знаем, что многие международно-правовые документы не имеют эталонного значения, и в мире очень часто с ними обращаются в соответствии с нашей русской пословицей: закон что дышло - куда повернул, туда и вышло. Поэтому в одних ситуациях могут использовать международное право, а в других ситуациях могут этим правом пренебрегать. Достаточно вспомнить двойные стандарты по отношению к Косово и к Крыму, по отношению к вмешательству США во внутренние дела суверенных государств, и т.д. Вот сегодня, допустим, американцы сидят в Сирии, хотя сирийцы их туда не приглашали, и им хоть бы что, они считают, что на них международные нормы не распространяются.

Поэтому еще раз подчеркну, что нам надо быть сильными во всех смыслах, а наше законодательство должно быть основано исключительно на наших национальных интересах и превалировать над международной правовой базой.

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

14.03.2019 20:13

Совершенно правильно ставит вопрос Толстой. Норма, прописанная в 15-й статье Конституции, абсолютно неприемлема для суверенного государства. Самостоятельная правовая система – это часть суверенитета страны. Если мы признаем, что какие-то международные акты доминируют над внутренним правом, тем самым мы по сути добровольно ущемляем свой суверенитет.

Соответственно, менять это положение надо. Но есть одна большая проблема. Дело в том, что это положение находится в первой главе Конституции, а первая, вторая и девятая ее главы принципиально меняться не могут. Если Конституционное собрание, закона о котором, кстати, до сих пор нет, примет решение о необходимости изменить какую-то из норм первой, второй или девятой глав, то потребуется принимать новую Конституцию. Просто так изменить эти главы невозможно.

Поэтому давно уже назрел вопрос о работе над новой Конституцией. Тем более, что содержание 15-й статьи – это не единственная ее болевая точка.

А чтобы противостоять антироссийской политике международных структур, прежде всего нам нужно бороться с внутренней инфраструктурой, которая обеспечивает условия для того, чтобы все эти выпады против России воздействовали у нас на общественное сознание и подрывали определеннее ценности и установки. Я имею в виду систему различных центров, СМИ, т.н. независимых политиков, определенных политических структур и некоммерческих организаций, работающих против интересов нашей страны. К сожалению, это довольно отлаженный механизм, который эффективно работает, и управление им осуществляется из-за рубежа.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Чтобы у нас по-настоящему работала система сдержек и противовесов, конечно же, у парламента должны быть соответствующие полномочия, позволяющие ему влиять на процесс формирования правительства РФ. Вице-премьеры и министры должны знать, что парламент, куда они приходят отчитываться, может задавать вопросы, проводить аналитическую проверку работы того или иного министерства и делать выводы: не только принимать к сведению, как сегодня это происходит, но и, возможно, какие-то кадровые решения по составу правительства рекомендовать принимать председателю правительства, либо президенту

Нелепо требовать декларации о доходах от сельских депутатов, которые не получают никакой зарплаты. Люди резонно говорят, что они не имеют никаких преимуществ от этой своей деятельности, а их еще заставляют мучиться и собирать какие-то бумажки, справки. И не случайно сельские депутаты, в том числе довольно активные, нередко складывают свои полномочия, поскольку предпочитают избавиться от лишней суеты

Ошибки правоохранителей и следователей бывают не только в нашей стране – такое по всему миру происходит. Но бороться с этим, конечно же, необходимо. Уже давно надо было предусмотреть определенную ответственность работников правоохранительной системы за подобные ситуации. Порой бывает такое, что хоть и не без суда и следствия, но человека могут, не разобравшись задержать, увезти, продержать его два дня