У нас влияние общества на формирование бюджета минимально, а недоверие к тратам бюджета, наоборот, максимальное. Нужно ставить вопрос о том, чтобы в формировании бюджета парламент принимал реальное участие

НАТО использует в отношении России тактику варанов: когда они не могут сразу уничтожить огромного буйвола, они его кусают, пускают в его тело ядовитую слюну и начинают преследовать до тех пор, пока он не упадет и не умрет

Анатолий Лысков: Существующая норма муниципальных фильтров противоречит Конституции России

02.04.2019 23:06

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье Существующая норма муниципальных фильтров противоречит Конституции России. Парламентарии об инициативе ЛДПР

Ваше агентство уже не в первый раз поднимает тему о так называемых муниципальных фильтрах, когда депутаты муниципальных образований решают допускать или не допускать гражданина к участию в
выборах в органы государственной власти. Для этого устанавливаются в разных регионах соответствующие проценты, которые должен преодолеть тот или иной человек, претендующий стать кандидатом, например, на пост высшего должностного лица региона - субъекта Российской
Федерации или в качестве кандидата в депутаты.

Тема о муниципальных фильтрах с отрицательными оценками неоднократно поднималась и председателем Центральной избирательной комиссии Эллой Памфиловой, многими депутатами, политологами, правоведами и журналистами разных средств массовой информации.

В данном случае инициатива депутатов от фракции ЛДПР не нова. Но судя по намерениям депутатов от этой партии, они с учетом приобретенного политического опыта ставят вопрос о "смягчении и
выравнивании" процентного показателя муниципальных фильтров во всех регионах.

Иными словами, это выглядит своеобразным призывом к ведущей политической партии "Единая Россия", дескать, не хотите  отменять, так смягчите требования во благо развития политической конкуренции. Как представляется, такой подход с инициативой бывших коллег по парламенту
хорош собой, если бы шла речь о положительном примере в обучении дипломатическим приемам.  
     
Мне, признаюсь честно, не понятно, почему не ставится радикально вопрос об отмене муниципальных фильтров вообще. Уже много раз в комментариях пытался объяснить и я, и многие другие, что существование муниципальных фильтров не согласуется с действующими нормами Конституции России. Неужели трудно понять, что представительный орган муниципального образования (кстати, избранный избирателями для осуществления полномочий в пределах только своей территории) не может быть выше источника государственной власти – многонационального народа страны. По факту орган муниципального образования, не входящий в систему государственной власти, является
искусственным препятствием для реализации активного избирательного права конкретным представителем источника государственной власти - гражданином России, желающим быть кандидатом на высший в регионе пост.

Полагаю, точку в дискуссии на тему о фильтрах мог бы поставить Конституционный Суд РФ, но, к сожалению,  по действующему закону он не может по собственной инициативе возбуждать и принимать к производству дела. Может быть коллегам-депутатам стоит внести изменения в законодательство, наделив Конституционный Суд правом самостоятельно возбуждать дела, касающиеся нарушений одного из основных прав человека и гражданина - права избирать и быть избранным путем прямого голосования избирателями, без каких-либо "лукавых" фильтров.

Надеюсь, что нормы Конституции в ближайшем будущем будут исполняться точно, без всяких интерпретаций с политическими подтекстами.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

В Америке понимают, что уехать им некуда, да и не хотят менять место жительства. В России же всегда было так, чтобы максимально выкачать из страны деньги, а потом, когда возникнет революционная ситуация, отсюда уехать. Другое дело, мы знаем, что в революцию далеко не все успевают уехать. Получается, что периодически разные поколения богатых наступают у нас на одни и те же грабли.

Нужно расширять полномочия парламента. Сам этот факт говорит о демократизации. Другое дело, нужно понять, стоит ли для этого менять Конституцию, можно для начала провести какие-то действия по усилению контроля парламента за деятельностью правительства. А изменять Конституцию – это сложный процесс, особенно в наше турбулентное время. И мы сейчас заинтересованы как раз в стабильности Конституции

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы