У нас влияние общества на формирование бюджета минимально, а недоверие к тратам бюджета, наоборот, максимальное. Нужно ставить вопрос о том, чтобы в формировании бюджета парламент принимал реальное участие

НАТО использует в отношении России тактику варанов: когда они не могут сразу уничтожить огромного буйвола, они его кусают, пускают в его тело ядовитую слюну и начинают преследовать до тех пор, пока он не упадет и не умрет

Анатолий Лысков: Памяти Николая Дмитриевича Ковалева: об институте независимых прокуроров

08.04.2019 14:26

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный


Поводом для обращения в ваше информационное агентство послужили горькие обстоятельства ухода из жизни генерала армии, бывшего директора ФСБ России, депутата Государственной Думы Николая Дмитриевича Ковалева.

Долгие годы нас связывала и военная служба, и парламентская работа. Ушел из жизни прекраснейший человек, искренне любивший своих близких и друзей, верно служивший Отечеству. В одном из последних интервью он с присущей ему пунктуальностью упоминал о целесообразности принятия в нашем государстве федерального закона об институте так называемого независимого прокурора.

Данной темой мы с ним и несколькими авторитетными коллегами занимались несколько лет. Как было сказано нам, законопроект опережал время. Возможно, оно уже наступило высокой ценой окончания жизни уважаемого человека.

Именно 8 апреля, в день проводов в последний путь Николая Дмитриевича Ковалева, ушедшего из жизни в статусе парламентария, посчитал возможным публично показать указанную парламентскую законодательную тему.

Это не эпитафия.

Это свидетельство важности наличия в государстве одного из институтов, позволяющих реально быть равными всех перед законом и Конституцией и поднять эффективность парламентского контроля на отвечающий требованиям времени уровень, о чем наряду с другими постоянно размышлял наш высококвалифицированный коллега.

Это одна из памятных страниц его парламентской деятельности, как свидетельство светлой памяти Человека с большой буквы.

К данным строкам вступления посчитал необходимым приложить для ознакомления читателей пояснительную записку и законопроект, подготовленные с участием Н.Д.Ковалева:        

    "ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О Коллегии  Уполномоченных прокуроров"

В соответствии с законопроектом предлагается учредить в Российской Федерации новый правовой институт – Коллегию Уполномоченных (независимых, далее – уполномоченных) прокуроров, направленный на дальнейшее совершенствование демократических институтов и формирование гражданского общества Российской Федерации, повышение правовой ответственности высших должностных лиц государственной власти федеративного государства, установление действенного парламентского контроля за деятельностью Генерального прокурора Российской Федерации (далее  –  Генеральный прокурор), а также на создание правового механизма, позволяющего в случае необходимости оценивать материалы парламентских расследований, проводимых палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

Поводом к разработке указанного закона послужило отсутствие в иерархии государственных институтов соответствующих правовых процедур и механизмов, способных обеспечить объективное расследование в отношении высших должностных лиц государственной власти, Генерального прокурора, Председателя  Следственного  комитета  Российской Федерации  (далее – Председателя Следственного  комитета), когда, помимо специальных знаний для производства расследования преступных деяний и иных злоупотреблений, требуются коллективный  профессиональный опыт и навыки, позволяющие квалифицированно отграничить деяния, содержащие признаки преступлений, от действий, влекущих политическую  или  иную  ответственность.

Особенно важным в современных условиях является расширение возможностей Президента Российской Федерации по установлению с использованием нового правового института причин и условий совершения
террористических актов, сопровождающихся массовой гибелью людей, и ответственных за это должностных лиц, не обеспечивших должным образом безопасность российских граждан,  государства  и  общества.

Террористический акт, происшедший в городе Беслане, и возникшие в связи с его расследованием осложнения взаимоотношений между населением Республики Северная Осетия – Алания  и федеральными и региональными органами государственной власти убедительно свидетельствуют о необходимости учреждения в Российской Федерации Коллегии Уполномоченных прокуроров.

Расследования, проводившиеся в отношении бывшего Генерального прокурора (и.о. Генерального прокурора), заведомо не могли обеспечить объективность разбирательства в силу его проведения ранее назначенными Генеральным прокурором прокурорами и следователями органов прокуратуры.  Аналогичная  ситуация  складывается  в  настоящее  время  и  с Председателем Следственного  комитета,  когда последний  назначает     на  должности  следователей,  а  впоследствии  один  из них  расследовал  бы  уголовное  дело  в  отношении  данного  руководителя.

Обстоятельства, изложенные в средствах массовой информации, как результаты журналистских расследований относительно деятельности бывших руководителей Правительства Российской Федерации, не получили публичной правовой оценки в силу отсутствия независимого уполномоченного государственного органа.
          
Разработанный федеральный закон позволяет устранить пробелы в иерархии государственных институтов и действующем законодательстве Российской Федерации, обеспечить конституционный принцип равенства граждан Российской Федерации перед законом,  независимо от занимаемого положения в обществе и государстве, повысить эффективность парламентского контроля, а также создать институт по предупреждению предпосылок коррупции и развития политического экстремизма, основанного на эксплуатации так называемого лозунга о неприкасаемости элиты государственной власти.

Так, согласно законопроекту,   Коллегия Уполномоченных прокуроров в случае реализации ею своих полномочий входит в систему органов прокуратуры Российской Федерации, чем обеспечивается
конституционное положение о прокуратуре, и осуществляет свою деятельность по предложениям Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее Совет Федерации) или Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее Государственная Дума) при возникновении обстоятельств, положенных в основу создания данного
института и наделения его соответствующими полномочиями.

Коллегия Уполномоченных прокуроров состоит из 17 членов Коллегии, назначаемых на 7 лет и имеющих статус заместителей Генерального прокурора. Члены Коллегии Уполномоченных прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации. При этом по 5 кандидатур в члены Коллегии представляют соответственно Президент Российской Федерации, структурные  органы  Совета Федерации  и  фракции  и  структурные  органы  Государственной Думы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  имеет право выдвинуть две кандидатуры в члены Коллегии Уполномоченных прокуроров.
 
Один член Коллегии Уполномоченных прокуроров, назначенный по предложению Уполномоченного по правам человека, как  правило,  является Председателем Коллегии Уполномоченных прокуроров, который имеет статус первого заместителя Генерального прокурора.

Обязанности двух заместителей Председателя Коллегии Уполномоченных прокуроров исполняют в порядке очередности, установленной Регламентом Коллегии, по два члена Коллегии Уполномоченных
прокуроров в течение 1 года. При этом заместителями Председателя Коллегии не могут быть одновременно члены Коллегии, представленные к назначению одним субъектом, имеющим право представления кандидатур в  члены Коллегии Уполномоченных прокуроров.

       К полномочиям Коллегии Уполномоченных прокуроров относятся:

1) предварительное расследование деяний, содержащих признаки преступлений, совершенных в период исполнения служебных обязанностей отрешенных от должности к моменту расследования Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Председателем Счетной Палаты Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Председателем Центрального банка Российской Федерации и Председателем Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации;

2) рассмотрение по предложению Совета Федерации или Государственной Думы материалов парламентских расследований и дача  заключений на предмет наличия в них сведений о деяниях, содержащих признаки преступлений;

3) проведение по предложению Президента Российской Федерации, Совета Федерации  или Государственной Думы проверок на соответствие действующему законодательству Российской Федерации деятельности Генерального прокурора и Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

4) в случае отсутствия в производстве уголовных дел о преступлениях в отношении должностных лиц, указанных в подпункте 1), по предложению Президента Российской Федерации  осуществляет предварительное расследование деяний, содержащих признаки преступлений, в отношении руководителей министерств и ведомств, подчиненных Президенту Российской Федерации, а также особо тяжких и тяжких преступлений, получивших большой общественный резонанс в обществе.

Коллегия Уполномоченных прокуроров в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, действует как самостоятельно, так и во взаимодействии с Генеральным прокурором, за исключением случаев производства предварительного следствия о деяниях, совершенных непосредственно Генеральным прокурором, или проверок на соответствие действующему законодательству деятельности Генерального прокурора.
          
Коллегия Уполномоченных прокуроров осуществляет свою деятельность при наличии обстоятельств, являющихся поводом и основанием для реализации установленных законом полномочий. При этом члены Коллегии уполномоченных прокуроров с назначением их в состав Коллегии приостанавливают работу по основному месту работы. В случае отсутствия указанных обстоятельств члены Коллегии Уполномоченных прокуроров продолжают исполнение обязанностей по предыдущему месту работы.
          
С принятием закона дополнительных финансовых затрат за счет средств федерального бюджета не потребуется.

В случае принятия законопроекта в качестве федерального закона потребуется внесение соответствующих дополнений и изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Указанная пояснительная записка является приложением непосредственно к законопроекту:


    Проект  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О Коллегии  Уполномоченных  (независимых) прокуроров

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Коллегия Уполномоченных (независимых) прокуроров

1.Настоящим Федеральным законом учреждается правовой институт – Коллегия Уполномоченных (независимых, далее – уполномоченных) прокуроров в целях расследования деяний, содержащих признаки преступлений, совершенных лицами, занимающими (занимавшими) государственные должности, призванные обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации; установления правовых процедур по компетентной оценке материалов о результатах парламентских расследований, проводимых парламентскими комиссиями Федерального Собрания Российской Федерации, а также в целях осуществления проверок на предмет соответствия действующему законодательству деятельности Генерального прокурора Российской Федерации и Председателя Следственного комитета  Российской Федерации.

Ознакомиться с документом полностью


И в заключение, полагаю, будет правильным обратиться к бывшим коллегам по парламенту из Государственной Думы, особенно из Комитета по безопасности палаты, в который входил ушедший в вечность Н.Д.Ковалев, с идеей о том, что если они посчитают возможным претворить данную идею в жизнь, то это будет хорошим свидетельством сохранения в памяти парламентария Николая Дмитриевича Ковалева.

Дополнительные материалы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О Коллегии Уполномоченных (независимых) прокуроров
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

В Америке понимают, что уехать им некуда, да и не хотят менять место жительства. В России же всегда было так, чтобы максимально выкачать из страны деньги, а потом, когда возникнет революционная ситуация, отсюда уехать. Другое дело, мы знаем, что в революцию далеко не все успевают уехать. Получается, что периодически разные поколения богатых наступают у нас на одни и те же грабли.

Нужно расширять полномочия парламента. Сам этот факт говорит о демократизации. Другое дело, нужно понять, стоит ли для этого менять Конституцию, можно для начала провести какие-то действия по усилению контроля парламента за деятельностью правительства. А изменять Конституцию – это сложный процесс, особенно в наше турбулентное время. И мы сейчас заинтересованы как раз в стабильности Конституции

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы