Ни для кого не секрет, что цены на многие товары, лекарства, услуги в России с ее мизерными зарплатами и пенсиями порой выше, чем в европейских странах. А это значит, что кто-то у нас получает на этом колоссальные сверхдоходы

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

Анатолий Лысков: Начинать надо не с опросов, а с публичных отчетов перед обществом о выполнении поручений и замечаний президента России

09.04.2019 11:17

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье Такие инициативы буквально шокируют. Парламентарии о проведение соцопроса по эффективности антикоррупционных мер на сайте Генпрокуратуры

Как представляется, коррупция представляется собой угрозу государству, обществу и личности настолько, что стала опасным явлением, Это видно любому наблюдательному человеку в нашем обществе без каких-либо социологических опросов, ставших весьма модным трендом в практике различных структур. Как говаривал известный герой фильма "Белое солнце пустыни" в исполнении талантливого Павла Луспекаева: "...Я мзду не беру, мне за державу обидно". Современность отличается тем, что желающих превратить понятие "мзда" в современное "зарабатывание" за счет служебного положения, как по поговорке - несть числа.

В связи с вводимым "новшеством" уважаемого руководителя Генеральной прокуратуры РФ Александра Русецкого целесообразно обратиться к федеральному закону "О противодействии коррупции". Цель одна - выяснить установленное законом содержание понятия коррупция. В этой связи необходимо обратиться к статье 1 указанного закона, согласно которой под коррупцией понимается следующее:

      "...а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего
должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав
для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
      б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица...".

Но коллега из прокуратуры данное понятие переводит на другой язык - "коррупционное проявление". А разве проявления входят в предмет прокурорского надзора?! Может быть в этом какое-то недопонимание?!
Решил убедиться, открыв в интернете на сайте Генпрокуратуры так называемый опросный лист, поразивший большими примененными в нем невнятицами правового характера. Остановлюсь пока на одном наглядном примере. В опросном листе задается вопрос (цитирую дословно): "Оцените Ваш уровень доверия к следующим органам государственной власти, осуществляющим борьбу с коррупцией: Генеральная прокуратуры, Министерство внутренних дел, Следственный комитет, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба и (совсем уж "шедеврально") судебная система".
Так и хочется крикнуть идеологу опросов: "Очнитесь!". С каких это пор ГП и СК, например, стали относить к органам государственной власти. Напрашивается риторический вопрос, мол, понимается ли автором разница между государственным органом власти и государственным институтом?! А в судебной системе, олицетворяющей судебную ветвь государственной власти, ее органами являются суды по всей вертикали до Верховного и Конституционного.

Может, все-таки, начинать надо не с опросов, а с публичных отчетов перед обществом о выполнении поручений и замечаний президента России, публично сделанных в посланиях. В одном случае, например, было объявлено, что в отношении 170 тысяч человек (целый город), занимавшихся бизнесом, незаконно были возбуждены уголовные дела. А в послании текущего опять 48 процентов дел в отношении представителей бизнеса опять возбуждены незаконно. И ведь наверняка с так называемыми "коррупционными проявлениями". Но ведь прокурорский надзор за стадией возбуждения уголовных дел оставлен в перечне полномочий прокурора.  А итоги проверки каковы? Неужели не понятно, что отсутствие публичной реакции на замечание главы государства формирует в обществе мнение о бездействии уполномоченных органов, осуществляющих надзор за исполнением законодательства о коррупции.

Кстати, отсутствие публичного информирования общества со стороны уполномоченного органа вносит отрицательную лепту в рейтинг главы государства. Не сомневаюсь, в советское время последовали бы оргвыводы. Так зачем же допускать их в настоящий период.

И в заключение. Предлагается Генеральной прокуратуре, в частности начальнику управления Русецкому, рассмотреть предложение о более эффективном занятии прокурорским надзором, а не организацией опросов, отвлекающих от основной деятельности. Опросы есть кому проводить и не нужно тратить государственные ресурсы. Например, в сфере бизнеса рейтинги замера уровней коррупции уже длительное время осуществляет Торгово-промышленная палата РФ. В конце концов, есть научный потенциал учебных заведений правового характера, включая профильную Академию и институт ГП, способные организовать опросы на высоком научном уровне и с умением отличить орган государственной власти и государственный институт.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Если люди не хотят получить очередной храм вместо своего любимого парка, то найдите для его строительства другое место, которое бы их устраивало. Зачем создавать почву для раскола в обществе? В этой ситуации было необходимо, чтобы представители РПЦ первыми выступили с инициативой закрыть данный вопрос и перенести место строительства храма

Ко всем обвинениям, которые звучат в адрес экс-президента, в первую очередь, следует отнести развязывание войны против народа Донбасса и многочисленные жертвы среди жителей на Юго-Востоке. Киев начал эту войну и только готовность к прямым переговорам с ДНР и ЛНР, а также выполнение руководством Украины Минских соглашений смогут остановить кровопролитие

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы