У нас влияние общества на формирование бюджета минимально, а недоверие к тратам бюджета, наоборот, максимальное. Нужно ставить вопрос о том, чтобы в формировании бюджета парламент принимал реальное участие

НАТО использует в отношении России тактику варанов: когда они не могут сразу уничтожить огромного буйвола, они его кусают, пускают в его тело ядовитую слюну и начинают преследовать до тех пор, пока он не упадет и не умрет

Михаил Емельянов : Не следует пересаживать на нашу почву американскую правовую модель

15.04.2019 14:17

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

Комментарий к статье Не следует искусственно пересаживать на нашу почву американскую правовую модель. Парламентарии об объединении Конституционного и Верховного судов

По сути здесь предлагается перейти на американскую модель. Именно в США и ряде других западных стран функции Конституционного суда выполняет Верховный суд. Мы же придерживаемся европейской модели, которая предусматривает создание специального органа конституционного контроля в лице Конституционного суда.

Думаю, наша форма более эффективна, потому что тут работают профессионалы, которые занимаются толкованием различных норм Конституции и оценкой соответствия ее нормам тех или иных законов и нормативных актов. Конечно, определенные недостатки в деятельности КС имеются, но не те, которые отметил Юрий Петрович, а другие. Конституционный суд часто подменяет собой законодательные органы и берет на себе задачи правотворчества. Это не совсем правильно, поскольку субъекты законодательного процесса, такие как Государственная Дума, Совет Федерации, президент, избираются напрямую народом. А Конституционный суд формируется опосредованно. Поэтому я не думаю, что у КС должны быть правотворческие функции.

Тем не менее, специальный орган конституционного контроля более предпочтителен, чем американская модель, при которой функции конституционного контроля выполняют суды общей юрисдикции. И вообще я против того, чтобы искусственно пересаживать на нашу почву чужие модели, и в частности американские. Как вы помните, об этом же я говорил недавно и при обсуждении идеи независимых прокуроров.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

В Америке понимают, что уехать им некуда, да и не хотят менять место жительства. В России же всегда было так, чтобы максимально выкачать из страны деньги, а потом, когда возникнет революционная ситуация, отсюда уехать. Другое дело, мы знаем, что в революцию далеко не все успевают уехать. Получается, что периодически разные поколения богатых наступают у нас на одни и те же грабли.

Нужно расширять полномочия парламента. Сам этот факт говорит о демократизации. Другое дело, нужно понять, стоит ли для этого менять Конституцию, можно для начала провести какие-то действия по усилению контроля парламента за деятельностью правительства. А изменять Конституцию – это сложный процесс, особенно в наше турбулентное время. И мы сейчас заинтересованы как раз в стабильности Конституции

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы