Ни для кого не секрет, что цены на многие товары, лекарства, услуги в России с ее мизерными зарплатами и пенсиями порой выше, чем в европейских странах. А это значит, что кто-то у нас получает на этом колоссальные сверхдоходы

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

Вопрос к Кудрину и Генпрокуратуре - а где посадки? Парламентарии о выявленных СП нарушениях на 772,7 млрд руб за 2018г.

24.04.2019 10:40


Счетная палата за 2018 г. выявила более 9200 нарушений, совершенных российскими госорганами при использовании бюджетных средств. Общая сумма обнаруженных в ходе проверок нарушений составляет 772,7 млрд руб., следует из годового отчета СП, данные которого приводят «Ведомости».

При формировании и исполнении бюджетов российские чиновники допустили нарушения на 268,2 млрд руб., а при осуществлении госзакупок – 294,6 млрд руб., при ведении бухгалтерского учета, составлении и предоставлении бухгалтерской отчетности – 95 млрд руб., в сфере управления госсобственностью и неэффективного использования ресурсов – 70,7 млрд руб. Объем иных нарушений составил 44,2 млрд руб.

После проведенных проверок удалось вернуть почти 7,6 млрд руб. Кроме того, благодаря деятельности Счетной палаты правоохранительные органы смогли возбудить 40 уголовных дел и провести 78 проверок. Также за год инспекторы СП возбудили 81 дело об административных правонарушениях в финансово- бюджетной сфере, к административной ответственности привлекли 31 чиновника и 10 юрлиц, выписано штрафов на 85 млн руб.
Помимо этого аудиторы выявили неэффективную работу по планированию закупки лекарств в российских регионах. Выяснилось, что ежегодно регионами списываются просроченные лекарства на сумму более 80 млн руб. «Необходимо оперативное принятие решений о перераспределении лекарственных препаратов между регионами», – заявил аудитор Счетной палаты Михаил Мень.

В отчете надзорного ведомства говорится, что аудиторы также обратили особое внимание на низкое качество стратегического планирования в энергетике и недостаток контроля за реализацией инвестпроектов в отрасли. В 2019 г. Счетная палата продолжит работу по надзору за расходованием бюджетных средств, а также подготовит доклад о неполном выполнении майских указов президента России Владимира Путина от 2012 г.

С чем Вы связываете большое количество нарушений при использовании бюджетных средств? Насколько эффективно, на Ваш взгляд, правоохранительные структуры реагируют на результаты проверок Счетной палаты? — с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

 

Олег Нилов

1-й зампред комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция «Справедливая Россия»

24.04.2019 10:41

Здесь не очень понятно, насколько эти нарушения являются преступлениями. Есть ведь нецелевое использование средств, означающее использование бюджетных денег по другой, но тоже бюджетной. Ну допустим, вместо того, чтобы пускать на какое-то строительство, деньги направляют на зарплату, и наоборот. Мы прекрасно знаем, что бюджеты большинства регионов – как лоскутные одеяла. Поэтому либо зарплату плати, либо выполняй майские указы, либо просто тебя на соответствующей должности не будет, по причине решения «сверху» или движения «снизу», со стороны народных масс. И таких вынужденных решений, когда средства перебрасываются с одной целевой статьи на другую, принимается немало.

Поэтому в представленной Счетной палатой статистике непонятно, что является «мухами», а что «котлетами», т.е. что является нецелевым использованием средств, а что – действительно преступными деяниями. Это очень важный момент, поскольку совершенно очевидно, что в работе наших госорганов есть и то, и другое.

И возникает главный вопрос: чего же все-таки не хватает по итогам деятельности Счетной палаты? А не хватает, образно говоря, «посадок» за реальные злоупотребления, за многочисленные случаи нарушений при тех же госзакупках, когда закупочные цены порой в 20 раз превышают рыночные. Вот здесь точно криминал, а никакая не халатность, и реагировать на это надо конкретными уголовными делами по конкретным статьям, и доводить дело до суда. Мало того, необходимо добиваться стопроцентного возвращения украденных средств в казну. А вот этого как раз и не происходит, в том числе и в связи с недоработкой Счетной палаты. Огромное количество разного рода ее проверок, материалов превращается в гору, которая, как правило, всегда рождает мышь. То есть, уголовных дел заводится ничтожно мало, и ничтожно мало средств возвращается в бюджет. Кого-то просто увольняют, кто-то получает условный срок, кого-то «отмазывают» опытные адвокаты, а в бюджет возвращается на более 1,5% миллиардов и даже триллионов украденных денег.

Поэтому, вопрос к господину Кудрину и его ведомству возникает такой: а сколько материалов, связанных именно со злостными, коррупционными деяниями, передано в прокуратуру? От прокуратуры, естественно, мы ждем ответа на вопрос, сколько дел завершились судом, а от суда хотим знать, сколько было возвращено государству похищенных средств, и сколько чиновников разного ранга не отделались легким испугом, а получили реальные сроки. Я убежден, что сегодня основная часть кропотливой и дорогостоящей деятельности Счетной палаты заканчивается пшиком. А реально эффективной она станет только тогда, когда для большинства расхитителей государственных средств их деяния будут оборачиваться по-настоящему жесткими мерами уголовной ответственности и конфискацией имущества.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

24.04.2019 10:41

Почему имеют места подобного рода нарушения? Во-первых потому, что дли низших чиновников высший эшелон власти – это пример для подражания. На примере того же Абызова, других высокопоставленных чиновников мы видим, что там постоянно что-то нарушают, присваивают, крадут. При этом реальных мер борьбы со всеми эти явлениями не предпринимается.

Во-вторых, за все прошедшие годы, начиная с 1991-го, чиновники и крупный бизнес связались у нас фактически в единое целое. Чиновники делают то, что нужно бизнесу, а бизнес оплачивает услуги чиновников, и в конечном итоге все вот эти нарушения не только продолжаются, но где-то и нарастают. Ситуация усугубляется еще и тем, что у нас крайне несовершенно система госзакупок.

Я считаю, что методами какого-то правового усовершенствования до конца всю эту проблему решить невозможно. Одно только право не может изменить те экономические и социальные отношения, которые сложились в обществе, особенно отношения между властью и бизнесом. Хочу напомнить, что в советское время, когда была единая партия, существовал действенный внутрипартийный контроль. Как только начинались какие-то нарушения, еще прежде чем обратиться в прокуратуру, партконтроль своевременно обращал внимание на те или иные нарушения, объявлял соответствующим чиновникам выговор или освобождал от работы. Тем самым систему государственной власти удавалось предохранять от нарушений.

Вот и сегодня «Единая Россия» как партия власти по идее должна наказывать своих недобросовестных чиновников, освобождать их от работы. Но этого не происходит. Взять хотя бы того же Чубайса: сколько бы общество им и его деятельностью ни возмущалось, а он как сидел на своей высокой должности, так и продолжает сидеть.

А материалы проверок Счетной палаты, если и направляются в прокуратуру, то надолго там застревают. Чуть ли не три года отводится на то, чтобы все перепроверить, во всем разобраться, а тем временем все само рассасывается, и нарушители уходят от ответственности.

Вот если бы у нас был партийный контроль, тогда бы любого недобросовестного чиновника можно было вызвать и сказать: мы обнаружили такие-то нарушения в твоей работе, поэтому с завтрашнего дня ты уже здесь не работаешь. И все, его карьера поломана, и дорога в систему госуправления ему уже закрыта! А сейчас материалы прокурорам передаются, а прокуроры три года все тянут, тянут, и в конечном итоге разбирательство заканчивается ничем. В итоге получается, что и от правоохранителей толку нет, и одновременно никакого общественного контроля за деятельностью чиновников не существует. У нас партия власти контролирует только тех чиновников, которые могут быть в чем-то не согласны с ее политикой. А те чиновники, которые для этой партии, что называется, «свои в доску», ощущают себя весьма беспечно и комфортно.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

24.04.2019 10:41

Информация, представленная Счетной палатой России о 9200 нарушениях, совершенных государственными органами при использовании бюджетных средств, на общую сумму 772,7 млрд. рублей, является убедительным свидетельством  реальных недочетов в сфере государственного управления, о чем относительно недавно в публичной плоскости обращали внимание и сам глава Счетной палаты Алексей Кудрин и глава Сбербанка Герман Греф.  Выявленные СП нарушения следует рассматривать как реальный вклад палаты в борьбе с нарушениями действующего законодательства.

К указанной информации напрашивается в дополнение и доведенная в прошлом году информация Минфина о том, что из более 17 триллионов рублей, выделенных на госзакупки в установленном законом режиме распределяется только 3,6 процента. Если объединить обе информации, напрашивается вывод о недостаточности предусмотренных законом мер в целях недопущения нарушений в сфере распределения и использования бюджетных средств.  Как известно, одной из задач уголовного законодательства является профилактика недопущения правонарушений. Исходя из системы нарушений при использовании бюджетных средств, напрашивается предложение об усилении ответственности за данные нарушения.

В Уголовном кодексе имеется статья 285.1, предусматривающая уголовную ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств.  Чтобы было понятно, насколько существующие санкции по этой статье соответствуют общественной опасности на современном этапе, приведу текст статьи полностью:    

 "1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей".

С учетом распространенности правонарушений напрашивается предложение действующим парламентариям о пересмотре существующих видов наказаний в сторону усиления ответственности. Возможно, для этого следует провести широкие дискуссии с привлечением общественности и квалифицированных экспертов. При этом должен заметить, что в дискуссиях несомненно должны участвовать представители СП, Минфина, Генпрокуратуры и Следственного комитета и других правоохранительных органов.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Аналитики Высшей школы экономики и Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка впервые оценили степень концентрации финансовых активов и сбережений в руках 3% самого обеспеченного населения России. Хотя их средние доходы с 2013 по 2018 год снижались, доля принадлежащих им финансовых активов и сбережений в экономике росла. В 2018 году на эти 3% приходилось 89% всех финансовых активов, 92% всех срочных вкладов и 89% всех наличных сбережений. На 20% самого бедного населения ...

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Нужно возвращать гражданам право самим устраивать свою среду обитания. Такая система приводит к своим крайностям, в том числе к формированию в обществе серьезного негатива. Не случайно осенью прошлого года появились, что называется, «первые ласточки», когда на региональных выборах «прокатили» четырех губернаторов. Если муниципальные проблемы не решаются, все они фактически переходят на региональный уровень, и за них приходится отвечать губернаторам

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

"Очистных сооружений у свинокомплекса нет. Жители задыхаются от вони и смрада, в лесах – грудами разлагаются трупы павших животных, крысы развелись во всех населенных пунктах, в речку Подъемная сливаются жидкие производственные отходы около 200 тонн ежедневно. А она впадает в Енисей. Скоро будем иметь и глобальную экологическую катастрофу на Енисее"