Реального импортозамещения не будет до тех пор, пока страной руководят спекулянты, которые привыкли фарцевать нефтью, газом, перепродавать, перепокупать, но производить ничего не могут

Изменения в избирательном законодательстве возможны только после проведения парламентского расследования о события, происшедших в Москве 27 июля и 3 августа

Анатолий Лысков: Опыт множества стран показывает, что государство развивается стабильно при двух основных политических партиях

24.04.2019 23:50

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье В обозримой перспективе двухпартийной системы в России не будет. Парламентарии о снижения числа политических партий

Прежде чем ответить на предложенные вопросы, полагаю необходимым напомнить, что политические партии в Российской Федерации создаются в соответствии с федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "О политических партиях".

Понятие политической партии и ее структура предусмотрены в статье 3 данного закона. В частности, в ней указано, что" политическая партия  - это общественное объединение, созданное в целях участия  граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления..." Желающие могут сами подробно ознакомиться с содержанием указанного закона  самостоятельно.

Но на одно обстоятельство полагаю целесообразным обратить внимание. Это обстоятельство вытекает из норм  закона, предусмотренных в пункте 4 статьи 3, а именно:

"...Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
      Основными целями политической партии являются:
     - формирование общественного мнения;
     - политическое образование и воспитание граждан;
     - выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
     - выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе  избранных органов...".

На что же хотелось обратить внимание?  На то, что в тексте закона впрямую ничего не сказано, что целью создания и деятельности политической партии является участие партии и ее членов в конкурентной борьбе за возможность войти в состав выборных органов государственной власти и местного самоуправления. Иными словами, не предусмотрено право участвовать в политической борьбе за власть в системе государственной власти или  за властные полномочия в системе местного самоуправления. Сделан осторожный намек на право выдвигать кандидатов на выборах. Позволю предположить, что существующие формулировки закона уже сами по себе сдерживают активность созданных партий.

Отсюда и возникают ситуации, о которых публично  поведала председатель ЦИК Элла Памфилова и сделала неутешительный прогноз о завершении деятельности одной трети зарегистрированных партий. Как  представляется, политическая партия, отказывающаяся от борьбы за власть или властные полномочия или не умеющая это  делать по разным причинам должна плавно переходить из политического пространства в пространство общественных объединений по интересам (по профессии, например, увлечениям и т.д.).

Теперь коротко о двухпартийной политической системе. Опыт множества стран показывает, что государство развивается стабильно при двух основных политических партиях. Может нечто подобное произойти в
России? На это должны дать ответ непосредственно политические партии. Подобную идею некоторое время назад высказывал Владимир Жириновский. Полагаю, что это очень болезненный процесс, связанный не только с идеологической совместимостью, но и с личностными мотивами лидеров разных партий. О готовности нынешних партий к объединениям целесообразно провести публичную политическую дискуссию с
последующим вынесением итогов на пленарные заседания руководящих органов или съездов партий.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Вместо того, чтобы мазать одной черной краской наше советское прошлое, было бы лучше дать объективную оценку тому волчьему капитализму, который установился у нас сегодня. В то время как советский опыт стал ориентиром для того, чтобы социал-демократические преобразования в Европе и Америке были реализованы быстрым, прорывным путем. И именно благодаря этому им удалось избежать опасности быть поглощенными какими-то революционными процессами

Нелепо требовать декларации о доходах от сельских депутатов, которые не получают никакой зарплаты. Люди резонно говорят, что они не имеют никаких преимуществ от этой своей деятельности, а их еще заставляют мучиться и собирать какие-то бумажки, справки. И не случайно сельские депутаты, в том числе довольно активные, нередко складывают свои полномочия, поскольку предпочитают избавиться от лишней суеты

Трудно сказать, как можно относиться к инициативе Венедиктова, потому что только реальные события могут показать, как будет работать система наблюдателей на митингах от ОП. То ли она будет одобрять любые действия властей, если учесть, что состав Общественной палаты определяется как раз органами местной власти. То ли это действительно будут люди, которые смогут выручать горожан в случаях недобросовестных действий полиции. Поэтому единственное решение - восстановить право граждан на свободу ...

Российское законодательство о митингах и без того очень жесткое. И нам надо было бы идти в противоположном направлении. Нужно облегчать возможности проведения санкционированных митингов, - для того, чтобы не возникали несанкционированные. Чем больше у нас будет разрешенных митингов, тем меньше будет митингов несанкционированных, и соответственно, меньше разгонов, и меньше озлобления части общества против тех, кто эти митинги разгоняет