К кому обращен вопрос Грефа об отсутствии эффективной модели экономического роста? У нас Сбербанк имеет уже триллионную прибыль – вот пусть они и предложат такую модель президенту, Госдуме. А говорить, впустую сотрясая воздух, можно бесконечно

Перенаселенность Москвы - вина властей, которые по-прежнему надеются, что вот этот базар, который они называют сладким для них словом «рынок», все отрегулирует. Не отрегулирует, и рассчитывать на это бесполезно!

Деятельность губернаторов нужно оценивать по уровню социальной справедливости. Парламентарии об оценке эффективности деятельности руководителей регионов

27.04.2019 11:59


Президент России Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности деятельности руководителей регионов, сообщает ТАСС. Как говорится в документе, опубликованном в пятницу на официальном портале правовой информации, администрация главы государства должна "разработать и представить до 1 июня 2019 года на утверждение президента РФ методику расчета показателя" эффективности работы губернаторов.

В перечне из 15 показателей для оценки эффективности руководителя региона значатся, в частности:
•       уровень доверия к власти
•       количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики
•       численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства
•       производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики
•       уровень реальной среднемесячной зарплаты
•       объем инвестиций в основной капитал
•       уровень бедности
•       ожидаемая продолжительность жизни при рождении
•       естественный прирост населения
•       количество семей, улучшивших жилищные условия
•       уровень доступности жилья
•       доля городов с благоприятной городской средой
•       качество окружающей среды
•       уровень образования
•       доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог

В указе сказано, что администрация президента каждый год до 1 марта должна будет представлять главе государства доклад о показателях эффективности работы руководителей регионов. Кроме того, до 1 июня правительству РФ и администрации президента надлежит представить главе государства предложения "по разработке правил распределения в 2019 году между субъектами РФ грантов в форме межбюджетных трансфертов".

Что Вы думаете по поводу определенных в указе критериев эффективности деятельности губернаторов? Какие из них представляются Вам главными и почему? — с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Николай Харитонов

Председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция КПРФ

27.04.2019 12:00

Главный показатель – это настроение людей в регионах, которое зачастую лучше всего можно узнать, обратившись к соцсетям. Это сегодня, может, единственная отдушина, благодаря которой люди, пусть даже анонимно, но высказывают свое отношение к тем или иным событиям, высказывают свои замечания и пожелания губернаторам, сенаторам, депутатам, правительству.

Я еще полгода назад слышал, что разрабатываются критерии, по которым предполагается оценивать работоспособность и результаты того или иного губернатора. Но мне все-таки представляется, что единые критерии для оценки руководителей всех российских регионов применять очень сложно. Подвести все территории Российской Федерации под какой-то единый знаменатель практически невозможно. Да, может быть критерий доверия, но опять же, если разбирать по элементам, то нужно понимать, из чего складывается доверие. Почему сегодня, к примеру, плата за капремонт в Москве составляет уже 18,5 рублей за кв. метр, а есть регионы, где люди платят по 7,5 рублей? Это какие же тогда деньги на Собянина падают! При этом москвичи не знают, когда и в качестве чего вернутся им эти деньги.

Или возьмем ситуацию с Дальним Востоком. Там продолжается процесс массового оттока населения, тогда как на Кубань, наоборот, каждый год приезжает по 65 тысяч человек! Значит, у граждан до сих пор нет мотивации жить и работать в дальневосточных регионах. И это не губернаторов соответствующих вина, просто мы знаем, что рыба ищет где глубже, а человек – где лучше.

Далеко не все зависит от руководителей регионов. Губернатор может создать какой-то благоприятный климат на первых порах, пока люди ему доверяют. А потом начинаются разного рода проблемы, которые упираются в финансовые возможности, интеллектуальные и многое другое. Поэтому я считаю, что к каждому региону надо стараться подходить дифференцировано. Очень сложно по одним и тем же критериям оценивать руководителей, работающих сегодня, скажем, в Хакасии, в Забайкалье или в Тыве и руководителей в Чеченской республике, в Петербурге, на Кубани, в Ставрополье, на Ямале.

Но все равно к какой-то оценке деятельности региональных администрацией стремиться надо. Мы же видим, сколько губернаторов за последние годы оказались либо осужденными за коррупционные деяния, либо под следствием.

А вообще, у нас нет главной, общепринятой и понятной оценки - оценки социальной справедливости. Необходимо, чтобы во всех регионах, независимо от их географии, бюджетов, и т.д., люди ощущали социальную справедливость. А это доступность образования, здравоохранения, возможность решения жилищных проблем и многое другое. Уровень социальной справедливости - вот на что должна быть ориентирована оценка деятельности руководства во всех российских регионах.

Аркадий Чернецкий

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Свердловская обл). Член ЕР

27.04.2019 12:00

Я пока подробностей об этом указе не знаю, но могу сказать следующее. В любом случае, критерии оценки работы глав регионов должны быть. Конечно, к любому критерию можно подходить с определенной долей сомнения, потому что у каждого региона своя исходная база, свои условия, свои сложности. Поэтому вряд ли можно уравнивать регионы с точки зрения абсолютных показателей. Скорее, здесь нужно отслеживать динамику по каждому из показателей, смотреть, какие изменения происходят за то время, что губернатор руководит регионом.

Ну и для того, чтобы было правильное понимание сути этих показателей, нужны очень точные методики счета. Эти методики правительству еще предстоит дополнительно разработать. И вот когда они будут разработаны, тогда и можно будет судить, насколько объективен тот или иной показатель для оценки качества работы того или иного губернатора.

Если брать, к примеру, уровень доверия, то это как раз самый субъективный показатель. У нас очень часто разные социологические группы определяют уровень доверия по-разному. Поэтому здесь нужны единые методики и, опять же, доверие тем, кто будет считать подобные показатели.

Есть показатели, которые достаточно объективно характеризуют ситуацию в регионах. Скажем, демографическая ситуация. Но отслеживать этот показатель нужно не на коротком, а на относительно длинном плече, поскольку за полгода или за год вряд ли могут произойти какие-то серьезные изменения. То же самое и с показателями, которые касаются средней оплаты труда, динамики изменения доходов в регионе.
А вот вопросы производительности труда – это очень субъективный показатель, особенно если он считается через деньги. Когда идет разговор о производительности труда токаря, то здесь все понятно: сделал 10 деталей за определенное время – хорошо, сделал 12 деталей – еще лучше. А когда идет речь о производительности труда в масштабе региона, и когда в основу кладутся ценовые показатели, то здесь картина уже может искажаться.

Это просто один из примеров того, насколько непросто однозначно подходить к каким-то показателям. Но в любом случае, каким-то образом оценивать результаты деятельности региональной власти необходимо. Просто нужны такие методики счета, которые будут максимально приближены к жизни.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

27.04.2019 12:00

Говоря об изданном президентом России указе от 25 апреля, названного "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", полагаю необходимым заметить несколько важных аспектов. Первое. В указе речь идет не только об оценке эффективности деятельности высшего должностного лица субъекта РФ, но и в целом исполнительного органа государственной власти субъекта.

Второе. В утвержденный указом перечень входит 15 показателей, изложенных во вступительной части темы для комментариев. В связи с данными показателями есть весьма примечательная деталь. В частности,  первый показатель об уровне доверия к власти не включен в поручения президента его администрации и правительству о подготовке методик по определению других со 2 по 15 показателей. Это свидетельствует о том, что первый показатель является общим показателем для всей государственной власти России, который следовало бы назвать своеобразным политическим пульсом в здоровье власти. А показатель уровня доверия к власти во многом зависит от соблюдения публично данных обещаний.

Например, если председатель правительства сделал публичное заявление о том, что до 2024 года больше не будет изменений в налогах, то ни экономический блок правительства в целом, ни отдельные от него должностные лица не вправе заявлять обществу о возможных новых налогах.
 
И еще. Уровень доверия к власти должен наблюдаться в динамике, а не только в день голосования на выборах. Неслучайно поэтому бытует меткое выражение, что в день голосования уже "поздно пить боржоми", как это случилось в четырех субъектах РФ  на выборах в сентябре прошлого года. Третье. Примечательным элементом является тот факт, что при разработке указанных методик предусмотрено участие соответствующих рабочих групп Госсовета, потому что в состав этого совещательного органа при президенте входят по должности сами губернаторы. Это создает условия для последних на ранней стадии внести соответствующие предложения и таким образом создать предпосылки к качественному исполнению правового акта главы государства.

Теперь о содержании показателей (со 2 по 15) по оценке эффективности. Как представляется, все они настолько взаимосвязаны друг с другом, что выделять, какой из них основной, на данном этапе не стоит. Здесь многое зависит от региона, где располагаются субъекты РФ.
 
В этой связи к совокупности указанных показателей следовало бы добавить один из основных базовых принципов строительства федеративного государства, коим является наша Россия. А в данном направлении слишком много недостроя, как выявил в конце прошлого года Конституционный Суд РФ.  При рассмотрении дела о конфликте по вопросу о границах между Чеченской и Ингушской республиками было выяснено, что только в 9 из 85 субъектах Российской Федерации установлены и утверждены административный границы их территорий. А ведь каждый губернатор должен четко ориентироваться, на какую территорию не по названию, а по факту распространяется его юрисдикция и юрисдикция органа исполнительной власти. Напрашивается вывод о немедленном исправлении создавшейся ситуации. Тогда предлагаемые президентом критерии будут опираться на юридически оформленный территориальный принцип построения федеративного государства, а, следовательно, и эффект будет  с большой пользой.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Единый день голосования - 2018

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развозжаев сообщил, что официальные итоги выборов руководителя региона могут подвести в среду. Через сутки может быть собран Верховный совет, где избранный глава принесет присягу и приступит к обязанностям.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Вступление Крыма в состав России

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Сегодня российская выборная система устраивает только «Единую Россию», но не устраивает ни одну из оппозиционных партий. Действующая избирательная система не предполагает победы на честных, прямых и открытых выборах лучших из лучших. Она предполагает любым, законно завуалированным способом сохранять власть у заранее «назначенных» кандидатов от партии, которая считает себя партией власти. У нас уже была практика, когда лидеры фракций собирались и обсуждали с руководителем страны какие-то наболев ...

Такое предложение – это своего рода жест отчаяния со стороны Титова и в его лице всего предпринимательского сообщества. Мы знаем, что судебные решения очень часто принимаются тенденциозно, это факт. С другой стороны, создание черного списка судей тоже может означать тупиковый путь. Так мы можем прийти к тому, что одно профессиональное сообщество создаст свой список, другое – свой. Это чревато окончательным подрывом авторитета суда, а главное, может стать очевидным способом давления на суд

Особенность российского парламентаризма заключается в следующем. Если в странах с развитой демократией правительство формируется парламентом, то в России парламент формируется правительством, точнее – администрацией президента. Поэтому, если на высоком уровне будет решено, что в Думе нужна партия системных либералов, то такая партия появится. Она может быть использована в противовес оппозиционным фракциям для того, чтобы проводить другие законы, которые будут работать в интересах большого бизн ...

Видимо, некоторые главы регионов своим неучастием в дебатах просто лишний раз демонстрируют уверенность в своей победе, а одновременно с этим и пренебрежительное отношение ко всем остальным кандидатам. Это своего рода попытка показать: все остальные кандидаты ниже меня, и я с ними в одной студии общаться не хочу. И как же такой губернатор будет консолидировать общество, как он собирается консолидировать политические силы, если он представителей этих политических сил не воспринимает как равных с ...

На сегодняшний день есть угроза дальнейшего обострения отношений между Россией и США, и дальнейших действий США, направленных на то, чтобы уничтожить российское государство так же, как это было с Советским Союзом. Очевидно, что США продолжат действовать в этом направлении