Преступления, совершаемые людьми в погонах с использованием своего служебного положения, должны приравниваться к госизмене

Официально зарегистрированным политическим партиям не нужно собирать подписи - за них несут ответственность высшие органы партии, эта обязанность должна распространяться только на самовыдвиженцев

Деятельность губернаторов нужно оценивать по уровню социальной справедливости. Парламентарии об оценке эффективности деятельности руководителей регионов

27.04.2019 11:59


Президент России Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности деятельности руководителей регионов, сообщает ТАСС. Как говорится в документе, опубликованном в пятницу на официальном портале правовой информации, администрация главы государства должна "разработать и представить до 1 июня 2019 года на утверждение президента РФ методику расчета показателя" эффективности работы губернаторов.

В перечне из 15 показателей для оценки эффективности руководителя региона значатся, в частности:
•       уровень доверия к власти
•       количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики
•       численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства
•       производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики
•       уровень реальной среднемесячной зарплаты
•       объем инвестиций в основной капитал
•       уровень бедности
•       ожидаемая продолжительность жизни при рождении
•       естественный прирост населения
•       количество семей, улучшивших жилищные условия
•       уровень доступности жилья
•       доля городов с благоприятной городской средой
•       качество окружающей среды
•       уровень образования
•       доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог

В указе сказано, что администрация президента каждый год до 1 марта должна будет представлять главе государства доклад о показателях эффективности работы руководителей регионов. Кроме того, до 1 июня правительству РФ и администрации президента надлежит представить главе государства предложения "по разработке правил распределения в 2019 году между субъектами РФ грантов в форме межбюджетных трансфертов".

Что Вы думаете по поводу определенных в указе критериев эффективности деятельности губернаторов? Какие из них представляются Вам главными и почему? — с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Николай Харитонов

Председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция КПРФ

27.04.2019 12:00

Главный показатель – это настроение людей в регионах, которое зачастую лучше всего можно узнать, обратившись к соцсетям. Это сегодня, может, единственная отдушина, благодаря которой люди, пусть даже анонимно, но высказывают свое отношение к тем или иным событиям, высказывают свои замечания и пожелания губернаторам, сенаторам, депутатам, правительству.

Я еще полгода назад слышал, что разрабатываются критерии, по которым предполагается оценивать работоспособность и результаты того или иного губернатора. Но мне все-таки представляется, что единые критерии для оценки руководителей всех российских регионов применять очень сложно. Подвести все территории Российской Федерации под какой-то единый знаменатель практически невозможно. Да, может быть критерий доверия, но опять же, если разбирать по элементам, то нужно понимать, из чего складывается доверие. Почему сегодня, к примеру, плата за капремонт в Москве составляет уже 18,5 рублей за кв. метр, а есть регионы, где люди платят по 7,5 рублей? Это какие же тогда деньги на Собянина падают! При этом москвичи не знают, когда и в качестве чего вернутся им эти деньги.

Или возьмем ситуацию с Дальним Востоком. Там продолжается процесс массового оттока населения, тогда как на Кубань, наоборот, каждый год приезжает по 65 тысяч человек! Значит, у граждан до сих пор нет мотивации жить и работать в дальневосточных регионах. И это не губернаторов соответствующих вина, просто мы знаем, что рыба ищет где глубже, а человек – где лучше.

Далеко не все зависит от руководителей регионов. Губернатор может создать какой-то благоприятный климат на первых порах, пока люди ему доверяют. А потом начинаются разного рода проблемы, которые упираются в финансовые возможности, интеллектуальные и многое другое. Поэтому я считаю, что к каждому региону надо стараться подходить дифференцировано. Очень сложно по одним и тем же критериям оценивать руководителей, работающих сегодня, скажем, в Хакасии, в Забайкалье или в Тыве и руководителей в Чеченской республике, в Петербурге, на Кубани, в Ставрополье, на Ямале.

Но все равно к какой-то оценке деятельности региональных администрацией стремиться надо. Мы же видим, сколько губернаторов за последние годы оказались либо осужденными за коррупционные деяния, либо под следствием.

А вообще, у нас нет главной, общепринятой и понятной оценки - оценки социальной справедливости. Необходимо, чтобы во всех регионах, независимо от их географии, бюджетов, и т.д., люди ощущали социальную справедливость. А это доступность образования, здравоохранения, возможность решения жилищных проблем и многое другое. Уровень социальной справедливости - вот на что должна быть ориентирована оценка деятельности руководства во всех российских регионах.

Аркадий Чернецкий

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Свердловская обл). Член ЕР

27.04.2019 12:00

Я пока подробностей об этом указе не знаю, но могу сказать следующее. В любом случае, критерии оценки работы глав регионов должны быть. Конечно, к любому критерию можно подходить с определенной долей сомнения, потому что у каждого региона своя исходная база, свои условия, свои сложности. Поэтому вряд ли можно уравнивать регионы с точки зрения абсолютных показателей. Скорее, здесь нужно отслеживать динамику по каждому из показателей, смотреть, какие изменения происходят за то время, что губернатор руководит регионом.

Ну и для того, чтобы было правильное понимание сути этих показателей, нужны очень точные методики счета. Эти методики правительству еще предстоит дополнительно разработать. И вот когда они будут разработаны, тогда и можно будет судить, насколько объективен тот или иной показатель для оценки качества работы того или иного губернатора.

Если брать, к примеру, уровень доверия, то это как раз самый субъективный показатель. У нас очень часто разные социологические группы определяют уровень доверия по-разному. Поэтому здесь нужны единые методики и, опять же, доверие тем, кто будет считать подобные показатели.

Есть показатели, которые достаточно объективно характеризуют ситуацию в регионах. Скажем, демографическая ситуация. Но отслеживать этот показатель нужно не на коротком, а на относительно длинном плече, поскольку за полгода или за год вряд ли могут произойти какие-то серьезные изменения. То же самое и с показателями, которые касаются средней оплаты труда, динамики изменения доходов в регионе.
А вот вопросы производительности труда – это очень субъективный показатель, особенно если он считается через деньги. Когда идет разговор о производительности труда токаря, то здесь все понятно: сделал 10 деталей за определенное время – хорошо, сделал 12 деталей – еще лучше. А когда идет речь о производительности труда в масштабе региона, и когда в основу кладутся ценовые показатели, то здесь картина уже может искажаться.

Это просто один из примеров того, насколько непросто однозначно подходить к каким-то показателям. Но в любом случае, каким-то образом оценивать результаты деятельности региональной власти необходимо. Просто нужны такие методики счета, которые будут максимально приближены к жизни.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

27.04.2019 12:00

Говоря об изданном президентом России указе от 25 апреля, названного "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", полагаю необходимым заметить несколько важных аспектов. Первое. В указе речь идет не только об оценке эффективности деятельности высшего должностного лица субъекта РФ, но и в целом исполнительного органа государственной власти субъекта.

Второе. В утвержденный указом перечень входит 15 показателей, изложенных во вступительной части темы для комментариев. В связи с данными показателями есть весьма примечательная деталь. В частности,  первый показатель об уровне доверия к власти не включен в поручения президента его администрации и правительству о подготовке методик по определению других со 2 по 15 показателей. Это свидетельствует о том, что первый показатель является общим показателем для всей государственной власти России, который следовало бы назвать своеобразным политическим пульсом в здоровье власти. А показатель уровня доверия к власти во многом зависит от соблюдения публично данных обещаний.

Например, если председатель правительства сделал публичное заявление о том, что до 2024 года больше не будет изменений в налогах, то ни экономический блок правительства в целом, ни отдельные от него должностные лица не вправе заявлять обществу о возможных новых налогах.
 
И еще. Уровень доверия к власти должен наблюдаться в динамике, а не только в день голосования на выборах. Неслучайно поэтому бытует меткое выражение, что в день голосования уже "поздно пить боржоми", как это случилось в четырех субъектах РФ  на выборах в сентябре прошлого года. Третье. Примечательным элементом является тот факт, что при разработке указанных методик предусмотрено участие соответствующих рабочих групп Госсовета, потому что в состав этого совещательного органа при президенте входят по должности сами губернаторы. Это создает условия для последних на ранней стадии внести соответствующие предложения и таким образом создать предпосылки к качественному исполнению правового акта главы государства.

Теперь о содержании показателей (со 2 по 15) по оценке эффективности. Как представляется, все они настолько взаимосвязаны друг с другом, что выделять, какой из них основной, на данном этапе не стоит. Здесь многое зависит от региона, где располагаются субъекты РФ.
 
В этой связи к совокупности указанных показателей следовало бы добавить один из основных базовых принципов строительства федеративного государства, коим является наша Россия. А в данном направлении слишком много недостроя, как выявил в конце прошлого года Конституционный Суд РФ.  При рассмотрении дела о конфликте по вопросу о границах между Чеченской и Ингушской республиками было выяснено, что только в 9 из 85 субъектах Российской Федерации установлены и утверждены административный границы их территорий. А ведь каждый губернатор должен четко ориентироваться, на какую территорию не по названию, а по факту распространяется его юрисдикция и юрисдикция органа исполнительной власти. Напрашивается вывод о немедленном исправлении создавшейся ситуации. Тогда предлагаемые президентом критерии будут опираться на юридически оформленный территориальный принцип построения федеративного государства, а, следовательно, и эффект будет  с большой пользой.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Единый день голосования - 2018

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развозжаев сообщил, что официальные итоги выборов руководителя региона могут подвести в среду. Через сутки может быть собран Верховный совет, где избранный глава принесет присягу и приступит к обязанностям.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Вступление Крыма в состав России

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Механизм сбора подписей в поддержку того или иного кандидата распространен в мировой практике. Но в случае с выборами в Москве он превратился в механизм допуска либо или недопуска кандидатов на выборы, удобных или неудобных для мэрии. Это тот же самый фильтр, за который власть держится ногами, руками, зубами и всем, чем угодно, и на выборах губернаторов. 5 лет назад на выборах в Мосгордуму независимые кандидаты тоже собирали подписи, но тогда их требовалось в 6 раз меньше. И это было под с ...

Сама по себе эта ситуация вызывает шок, - по той причине, что органы государственной безопасности в СССР и в большой России всегда представляли собою элиту. Поэтому для ветеранов госбезопасности произошедшее является шоком...

Негативный эффект от пенсионной реформы не исчерпан, люди настроены очень протестно. Сейчас они могут идти голосовать не в надежде получить очередного «кота в мешке», а просто из-за протеста по отношению к власти. Поэтому врио глав регионов не следует рассчитывать на легкие выборы и на легкую жизнь

На сегодняшний день есть угроза дальнейшего обострения отношений между Россией и США, и дальнейших действий США, направленных на то, чтобы уничтожить российское государство так же, как это было с Советским Союзом. Очевидно, что США продолжат действовать в этом направлении