Сейчас в предпенсионном возрасте работают только 29% граждан. Значит, в результате пенсионной реформы оставшиеся 70% могут остаться и без работы, и без пенсии

Введение в действие конституционных норм Указом Президента РФ делает сами конституционные изменения ущербными с самого начала и повторяет недопустимую практику 1993 года

Борис Титов предложил рецепты роста российской экономики

15.05.2019 17:30


15 мая на пресс-конференции в агентстве ТАСС Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей, Председатель Наблюдательного Совета Института экономики роста им. П.А.Столыпина Борис Титов представил ключевые параметры «Дорожной карты устойчивого роста несырьевого сектора экономики». Документ был разработан межведомственной рабочей группой по поручению Президента Российской Федерации.

В пресс-конференции также приняли участие директор Института экономики роста им. П.А.Столыпина Анастасия Алехнович, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

По словам Бориса Титова, главной предпосылкой для разработки «Дорожной карты» стали выводы экспертного анализа о текущем состоянии и общем векторе развития российской экономики.

По оценкам экспертов, сегодня российская экономика фактически находится в состоянии рецессии. Ее главными «двигателями» остаются сырьевой экспорт и потребление домашних хозяйств. В 2018 году из 2,3% роста российской экономики львиную долю обеспечил экспорт сырья и потребление домашних хозяйств, большая часть которого обеспечена не ростом доходов, а новыми потребительскими кредитами.

Несмотря на рост сырьевых цен, с 2016 года реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 1,8%, номинальный курс рубля снизился на 12,8%, а рост ВВП не превысил 4%. Более того,  даже при номинальном росте ВВП число рабочих мест в экономике страны за период 2011-2017 годов сократилось почти на 10%.

Эксперты констатировали, что политика макроэкономической стабилизации Правительства не ведет к возобновлению экономического роста. При фактическом отсутствии альтернативных источников дохода, профицит бюджета и высокие резервы, российскую экономику от системного кризиса не спасут.

Борис Титов подчеркнул, что при инерционном правительственном сценарии развития российский ВВП может вырасти к 2035 году в 1,5 раза. За это время в мире при аналогичных сценарных условиях ВВП вырастет в 4 раза, а российская экономика уже к 2023 году станет только 7-й экономикой мира, уступая даже Индонезии. «Более того, очень сомнительно, что предлагаемые программы позволят выполнить KPI из Указа Президента РФ и Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. Для реального решения этих задач нам надо расти темпами 5-5,6% в год  до 2024 г», - отметил он.

Проблемы выхода национальной экономики из рецессии имели место во многих странах мирах и на разных этапах экономического развития. В международной практике наработан довольно богатый опыт структурного изменения государственной экономической политики и перехода от модели, провоцирующей стагнацию, к модели, обеспечивающей рост. Эксперты проанализировали ключевые экономические стратегии крупнейших экономик мира, которые во многом схожий характер. Международный опыт был использован и при  подготовке Дорожной карты с учетом особенностей существующей структуры отечественной экономики и наших возможностей пространственного развития.

Документ определяет набор из 9 приоритетных секторов-локомотивов экономики, обладающих наибольшим мультипликативным эффектом для развития в целом. Программу по стимулированию их развития предлагается реализовывать на базе пилотных проектов региональных и межрегиональных производственных кластеров, как отправных точек роста. По словам Бориса Титова, отличие кластеров  от форматов особых экономических зон и территорий опережающего развития состоит в том, что в их основе лежит принцип объединения участников в соответствии с цепочками кооперации и отсутствие жесткой географической привязки к одной площадке. Для бизнеса использование кластеров означает экономию затрат и снижение издержек за счет эффективной кооперации участников. Для территорий - открывает возможности, как для общего повышения инвестиционной привлекательности, так и для ускорения развития малого и среднего предпринимательства.

В свою очередь, Александр Широв в своем выступлении отметил, что все девять секторов-локомотивов имеют свою специфику, но, по всем секторам, с учетом применения предлагаемых мер стимулирования, можно определить конкретные и вполне достижимые в среднесрочной перспективе, результаты, а также ожидаемые результаты для национальной экономики в целом. «Если говорить об общих ожидаемых результатах реализации дорожной карты в период до 2025 года, то эксперты оценивают рост добавленной стоимости на уровне 81%, увеличение числа рабочих мест на 42% и рост средней производительности труда  на уровне, превышающем 58%. При этом рост ВВП должен достичь 5% в год», - сказал Александр Широв.

По мнению Бориса Титова, базовые инструменты для обеспечения роста экономики России аналогичны международной практике и давно обсуждаемы. Доступ к капиталу, стимулирующая налоговая политика, разумная система тарифов, умеренно заниженный валютный курс, подавление только «немонетарной инфляции», сокращение регуляторных издержек, стимулирование спроса, обеспечение экономики профессиональными кадрами. Но проблема в том, что в рамках существующей бюджетной и денежно-кредитной политики, главная цель которой  обеспечение доходов государственного бюджета в ущерб бюджетов домохозяйств и компаний, запустить устойчивый экономический рост практически невозможно. Вместе с тем она может и должна расти темпами выше 5% в год.

Для этого Правительство и ЦБ должны изменить приоритеты, сделав главным экономический рост в несырьевом секторе. Для этого нужен набор мер стимулирования инвестиций и снижения административного регулирования двух уровней: общесистемного и секторального. «Он не  потребует неподъёмных для бюджета финансовых ресурсов и не создаст дополнительных рисков для экономики. Но именно эти меры, предложенные в Дорожной карте, причем только в формате комплексного применения, позволят  кардинально изменить сырьевой характер российской экономики, сделать ее диверсифицированной, технологически современной, конкурентной. Создать миллионы новых современных рабочих мест в устойчиво растущем несырьевом секторе и поднять качество жизни в стране до лучших мировых стандартов», - заявил Борис Титов.

Общественное обсуждение «Дорожной карты устойчивого роста несырьевого сектора экономики» состоится на Втором Столыпинском форуме «Стратегии для России», который пройдет 22-23 мая 2019 года в МГИМО.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Все заявления власти о том, что надо снижать давление на бизнес, ослаблять административные барьеры, приводят ровным счетом к обратному эффекту. Такое впечатление, что президент ставит одни задачи, а у силовиков совсем другая история, они пребывают в каком-то другом информационном пространстве. Они душат бизнес по полной программе, так, что у нас уже скоро некого душить будет! Как говорится, корова скоро сдохнет – ни молока, ни шкуры с нее уже не сдерешь. Все, она уже на последнем издыхании!

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

На удорожание ипотеки серьезным образом повлиял переход на эскроу-счета при долевом строительстве. Если раньше добросовестный застройщик напрямую получал деньги и сразу направлял их в производство, то теперь все складывается на определенном счету. Поэтому застройщику приходится брать кредиты, а это, безусловно, ложится дополнительным ярмом на стоимость жилья. Поэтому те, кто берет сегодня ипотеку, вынуждены компенсировать и застройщику его кредиты, и выплачивать еще кредитный процент банку

В большинстве регионов России уже введена система фактического назначения глав местного самоуправления. Нужно, во-первых, увеличивать финансовую базу местного самоуправления, а во-вторых – возвращаться к избранию глав МСУ. Это будет более правильный путь, потому что в этом случае инициатива местного самоуправления будет расти, а в случае свертывания возможностей МСУ она будет гаснуть. Соответственно то, что предлагает здесь Николай Цуканов, - это путь к дальнейшему наращиванию стагнации российс ...

Если мы будем заниматься вопросами возобновляемой энергетики и думать о сохранении резервных запасов нефти, то возможное в будущем сокращение спроса на нефть не обернется для нас какими-либо негативными последствиями.

Проект нового КОАП, подготовленный Минюстом, о чем сообщено в СМИ, вызывает множество вопросов в части обоснования предлагаемых административных наказаний. Складывается впечатление, что его готовили авторы, предпочитающие автомобилям уютные кабинеты и умеющие выгодно находить дополнительные источники пополнения доходной части бюджета. Если это допустить, то это будет не только несправедливо, но и своеобразным подходом по внедрению так называемых элементов рыночной экономики в правовую админис ...

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

На селе сегодня жить невозможно. Там не ходит никакой транспорт, нет почтовых отделений, нет сберкасс, нет банкоматов, нет элементарных магазинов. Живут там одними огородами, т.к. рыбу ловить нельзя, хворост можно, если выбьешь специальное разрешение, и даже грибы-ягоды собирать уже нельзя – сразу налетишь на штрафы. Уничтожили всю сельскую инфраструктуру, оставили людей на подножном корме, да и тот отбирают! Это самый настоящий геноцид, и никакой моды на этот геноцид нет и не будет никогда