К кому обращен вопрос Грефа об отсутствии эффективной модели экономического роста? У нас Сбербанк имеет уже триллионную прибыль – вот пусть они и предложат такую модель президенту, Госдуме. А говорить, впустую сотрясая воздух, можно бесконечно

Перенаселенность Москвы - вина властей, которые по-прежнему надеются, что вот этот базар, который они называют сладким для них словом «рынок», все отрегулирует. Не отрегулирует, и рассчитывать на это бесполезно!

За последние 15 лет местное самоуправление в стране оказалось фактически уничтожено. Парламентарии о реформе МСУ

15.05.2019 17:37


Эксперты КГИ и Европейского клуба экспертов МСУ (ЕКЭМСУ) обсудили итоги муниципальных реформ. Начиная с 2003 года, когда был принят закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные реформы привели к огосударствлению МСУ и отстранению населения от решения местных проблем, пришли к выводу эксперты. Их мнение приводит «Коммерсант».

Президент ЕКЭМСУ Эмиль Маркварт считает, что муниципальные реформы разрушили организационные основы местного самоуправления.

Так, по его словам, в 2007 году были отменены прямые выборы мэров, которых стали избирать из состава депутатов местных парламентов, в 2008 году был введен институт сити-менеджеров (глав местных администраций), в 2009-м местные депутаты получили право удалять избранного главу по представлению губернатора, в 2014 году региональные власти получили право устанавливать порядок формирования органов МСУ, а годом позже было введено назначение мэров по конкурсу, при котором регионы получили право формировать 50% конкурсной комиссии.

Господин Маркварт считает, что все эти поправки в закон о МСУ «фактически полностью отстранили население от формирования органов МСУ в пользу региональной власти». По его данным, в 2018 году по конкурсу избирались 49% глав муниципальных районов и 56% глав городских округов. А в тех регионах, где субъекты РФ предоставили право решать вопрос о выборах самим муниципалитетам (это Марий Эл, Тыва, Амурская и Воронежская области), по конкурсу избирались 51,5% глав районов и 65% глав городских округов.
Руководитель проекта КГИ «Муниципальная карта России» Андрей Максимов заявил, что в 2019 году на прямых выборах избирались 14% мэров, а в 2008 году — 70%.

При этом, по его словам, «снижается уровень образования назначаемых мэров», меняется его профиль: если раньше преобладали экономисты (27%), то сегодня — юристы (50%). Он отметил и своеобразие конкурсных комиссий, которые, принимая решения, не основываются на профессиональных качествах кандидатов. «Переход к конкурсам не дал эффекта, не повысил качества управления — сегодня как никогда актуален возврат к прямым выборам»,— заявил господин Максимов.

Назначение мэров по конкурсу происходит часто под давлением региональных властей, для которых важно «полное подчинение МСУ губернаторам, заявил господин Маркварт, такие мэры «легко согласовывают с местными властями, например, размещение любого вредного производства в районах». Институт местного самоуправления, по его словам, стал «декоративным», народ не понимает, зачем оно нужно, и не ходит на выборы.

Эксперты КГИ и ЕКЭМСУ решили вернуться к работе над Концепцией развития МСУ, которую они разрабатывали в 2012–2013 годах. Она была приостановлена в 2014 году после очередной реформы МСУ. Поправки, передававшие регионам право устанавливать порядок формирования органов МСУ, тогда подготовили Всероссийский совет МСУ и Конгресс муниципальных образований по поручению президента, который о необходимости реформы заявил в послании Федеральному собранию 2013 года.

Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с местным самоуправлением в стране? Согласны ли Вы с выводами экспертов о том, что реформы в МСУ привели к огосударствлению этой системы и к отстранению населения от решения местных проблем? — с таким вопросом Regions.ru обратилось к парламентариям.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

15.05.2019 17:40

Абсолютно согласен с этими выводами экспертов, готов подписаться под каждым их словом. Все так и есть, как они описывают, и безусловно, нужно все возвращать обратно. То есть, нужно возвращать гражданам право самим устраивать свою среду обитания.

В свое время Россия подписала Хартию о местном самоуправлении, где взяла на себя определенные обязательства. Напомню, что органы МСУ не входят в систему государственной власти. Но тем не менее, это не мешает органам государственной власти вмешиваться у нас в систему МСУ.

Более того, в ряде больших российских городов граждане лишены даже возможности выбирать депутатов городских дум. Например, в Челябинске выбирают депутатов районных советов, которые в свою очередь вбирают депутатов городской думы. И это единственная функция, которую они несут! Получается, что граждане совершенно отстранены от участия в городском управлении. Это вообще дикость полная!

И понятно, что если граждан отстраняют от местного самоуправления, если их мнения никто не спрашивает, это неизбежно приводит к тому, что мы и мусором заваливаемся, и транспорт у нас не работает, и поликлиники не работают. Мало того, у нас не просто граждан отстраняли от процессов местного самоуправления, но еще и полномочия у местных органов власти забирали на региональный уровень. Таким образом, местное самоуправление в стране за последние 15 лет оказалось фактически уничтожено, процентов на 90. Вот почему 90% проблем, с которыми ко мне обращаются избиратели, относятся к вопросам, которые должны решаться на уровне местного самоуправления. И вот почему по каждой мелочи, по каждой яме на дороге или протекающей крыше все пишут президенту. Люди не имеют никакой возможности добиваться решения своих проблем у себя на местах.

Такая система приводит к своим крайностям, в том числе к формированию в обществе серьезного негатива, который в конечном итоге обращается на правительство и на президента. Не случайно осенью прошлого года появились, что называется, «первые ласточки», когда на региональных выборах «прокатили» четырех губернаторов. Если муниципальные проблемы не решаются, все они фактически переходят на региональный уровень, и за них приходится отвечать губернаторам. Хотя подавляющее большинство проблем могло бы решаться на местах, без всякого вмешательства губернаторской власти.

Алексей Диденко

Председатель комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР

15.05.2019 17:40

Надо сказать, что система организации местного самоуправления у нас постоянно эволюционирует, и периодически происходит перераспределение полномочий на разных уровнях. В течение даже новейшей истории у нас было несколько этапов развития органов МСУ с точки зрения широты и перечня их полномочий.

Сейчас действительно есть некая тенденция к централизации, и она вполне объяснима в свете мобилизации ресурсов для реализации серьезных инфраструктурных проектов. Но неизбежно на протяжении всей нашей истории такой этап сменяется этапом передачи полномочий на первичный уровень: поселков, деревень, городов. И я уверен, что в ближайшее время произойдет определенный откат от централизации. Например, если говорить о выборах мэров, то я убежден, что в ближайшие несколько лет итоги соответствующей реформы будут пересмотрены и мы вернемся к прямому порядку формирования власти глав муниципальных образований.

Но пока что мы проходим этап особой концентрации полномочий именно на региональном уровне. И я надеюсь, что логичным итогом после его завершения и после того, как будут выполнены задачи, на которые были нацелены реформы в МСУ, станет неизбежная передача полномочий вновь на первичный уровень. Это позволит гражданам непосредственно, напрямую участвовать в решении многих вопросов.

Необходимо также отметить, что какие-то западные модели МСУ не всегда у нас применимы с точки географии, особенностей той или иной территории, климата, и т.д. Например, в Красноярском крае есть Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, который по величине превосходит некоторые европейские страны. Плотность населения там низкая, а предприятия работают стратегического характера. Подобные огромные муниципалитеты функционируют у нас и в других регионах Севера и Дальнего Востока, и очевидно, что для них традиционная форма организации МСУ не подходит. Здесь все-таки требуются государственные усилия, государственное участие.

Ну и конечно, нельзя не сказать о важнейшей проблеме, связанной с отсутствием у многих наших муниципалитетов необходимых доходных ресурсов для самостоятельно, самодостаточного функционирования. Мы постоянно отмечаем высокую концентрацию налоговых поступлений в региональные и федеральный бюджеты и выхолащивание доходной базы в бюджетах первого звена. Так происходит уже на протяжении целого ряда лет. Поэтому я считаю, что именно межбюджетные отношения должны в первую очередь пересматриваться у нас в сторону децентрализации и поступления налоговых платежей в бюджеты регионов и муниципалитетов.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

15.05.2019 17:40

 Поднимаемая вашим агентством тема о современном уровне развития местного самоуправления представляет собой одну из сложных проблем, требующих своего решения в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации. Неслучайно поэтому некоторыми экспертами введен условный термин "огосударствление".  Возможно, данный термин не раскрывает полного содержания проводимых реформ и осуществленных изменений действующего законодательства, но он точно показывает направление развития местного самоуправления. В этой связи полагаю необходимым обратить внимание на некоторые конституционные положения.

     Так, в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

     Статья же 11 Конституции РФ уже конкретизирует субъекты государственной власти. В частности, определено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (часть первая данной статьи указывает на федеральный уровень). Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти ( часть вторая статьи указывает на региональный уровень). Как видно из указанных норм, в них нет ни слова о муниципальном управлении. 

     Муниципальному самоуправлению посвящена отдельная глава 8 Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 130 Конституции РФ "местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть первая статьи). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть вторая)".

     Указанные конституционные нормы прямого действия с четкой определенностью предусматривают векторы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Причем по своему содержанию не конкурируют друг с другом. А вот вносимые изменения в действующее законодательство, на некоторые из которых ссылаются эксперты, не вполне согласуются конституционными положениями. К перечисленной информации во вступительной части к теме для комментария сюда следует также отнести существующие муниципальные фильтры в избирательном праве.

     Почему такое "огосударствление" есть в практике современной России? В значительной степени это объясняется неумением, а иногда и нежеланием вести разъяснительную работу с людьми, отсутствием стремления вести диалог с населением как с равными партнерами. А некоторые статусные должностные лица никак не могут избавиться от некорректной привычки или принципа, заключающихся в словосочетании "я начальник - ты дурак". В то же время встречаются случаи, когда некоторые авторы изменений в законодательство, заблуждаясь в правоприменении конституционных положений, необоснованно возлагают на органы местного самоуправления полномочия носителей органов государственной власти. 

     Какой выход из создавшегося положения? Выход мне видится в активной позиции муниципальных образований, заключающейся в инициативных обращениях в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам уточнения компетенции муниципального самоуправления, вытекающей из норм Конституции РФ. Основой для обращений могли бы стать заключения экспертов, о которых упомянуто во вступительной части. К данной работе целесообразно привлекать избранных депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ, членов Совета Федерации, представляющих органы государственной власти субъектов в Совете Федерации. Есть хорошее выражение на Руси - под лежачий камень вода не течет. А вот желающих "завести рака за камень" в общении с людьми пока еще можно встретить, к сожалению, немало. Надеюсь, мои бывшие коллеги-парламентарии прочтут внимательно заключения экспертов и выступят с соответствующими законодательными инициативами, отодвинув на второй план политические мотивы, положенные в основу принятия изменений в действующее законодательство по вопросам местного самоуправления.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Здесь налицо очень безответственная позиция государства по отношению к своим гражданам, очередная попытка засунуть руку в карман к нашим людям. Для того, чтобы подобные вещи в принципе начинать рассматривать, необходимо сделать уровень благосостояния граждан таким, чтобы те самые страховые выплаты существенным образом не влияли на семейный бюджет. У нас сегодня люди платят за все – начиная от роддома и заканчивая похоронами. У нас все дороги обложены камерами, чтобы человек, выйдя из дома, не дай бог не вернулся домой, не заплатив кому-то какой-то штраф

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Необходимо наладить системную работу, сориентированную на долгосрочный период, чтобы участок за участком анализировалась ситуация в местах предполагаемого, возможного затопления, и принимались конкретные меры. А если этого не будет, тогда будет каждый раз повторяться одно и то же: сегодня в Иркутской области, завтра в Амурской области, послезавтра еще где-нибудь, и т.д. Понятно, что налаживание такой работы – это довольно непростая задача, и стоит это больших денег. Но на ликвидацию последс ...

Хрущев без всяких референдумов, без всяких законодательных решений взял и подарил Крым Украине, как говорят в народе, словно мешок картошки. Так и давайте обсуждать это, дискутировать в различных европейских мировых инстанциях: а был ли Крым действительно украинским? А не ворованная ли это в свое время у России ценность? Очень печально, что во всем этом не хотят разбираться представители институтов европейской демократии, хранители ценностей римского права. Кого они защищают, настаивая на том, ...

Такое предложение – это своего рода жест отчаяния со стороны Титова и в его лице всего предпринимательского сообщества. Мы знаем, что судебные решения очень часто принимаются тенденциозно, это факт. С другой стороны, создание черного списка судей тоже может означать тупиковый путь. Так мы можем прийти к тому, что одно профессиональное сообщество создаст свой список, другое – свой. Это чревато окончательным подрывом авторитета суда, а главное, может стать очевидным способом давления на суд

Основными условиями перехода на меньшее время работы должны быть высокие доходы граждан, прекрасно развитое здравоохранение, бесплатные социальные гарантии, которые у нас все урезаются и урезаются, а самое главное – высочайшая производительность труда. И вот абсолютно все эти показатели у нас снижаются из года в год. Какая может быть четырехдневка, когда уже сейчас по официальным данным 21 миллион граждан за чертой бедности? А на самом деле – более 50%! Зато у олигархов, думается, уже и двухдн ...

Как говорил ругаемый ныне Маркс, право не может быть выше, чем политический строй и связанные с ним экономические основы общества. Другими словами, право не может быть выше уровня культуры. Чиновникам вообще нужно объяснять, если они способны это понимать, что есть элементарные требования культуры, в том числе политической. А если чиновник не понимает, что он не должен хамить, то он не будет читать и какой бы то ни было этический кодекс