Ни для кого не секрет, что цены на многие товары, лекарства, услуги в России с ее мизерными зарплатами и пенсиями порой выше, чем в европейских странах. А это значит, что кто-то у нас получает на этом колоссальные сверхдоходы

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

За последние 15 лет местное самоуправление в стране оказалось фактически уничтожено. Парламентарии о реформе МСУ

15.05.2019 17:37


Эксперты КГИ и Европейского клуба экспертов МСУ (ЕКЭМСУ) обсудили итоги муниципальных реформ. Начиная с 2003 года, когда был принят закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные реформы привели к огосударствлению МСУ и отстранению населения от решения местных проблем, пришли к выводу эксперты. Их мнение приводит «Коммерсант».

Президент ЕКЭМСУ Эмиль Маркварт считает, что муниципальные реформы разрушили организационные основы местного самоуправления.

Так, по его словам, в 2007 году были отменены прямые выборы мэров, которых стали избирать из состава депутатов местных парламентов, в 2008 году был введен институт сити-менеджеров (глав местных администраций), в 2009-м местные депутаты получили право удалять избранного главу по представлению губернатора, в 2014 году региональные власти получили право устанавливать порядок формирования органов МСУ, а годом позже было введено назначение мэров по конкурсу, при котором регионы получили право формировать 50% конкурсной комиссии.

Господин Маркварт считает, что все эти поправки в закон о МСУ «фактически полностью отстранили население от формирования органов МСУ в пользу региональной власти». По его данным, в 2018 году по конкурсу избирались 49% глав муниципальных районов и 56% глав городских округов. А в тех регионах, где субъекты РФ предоставили право решать вопрос о выборах самим муниципалитетам (это Марий Эл, Тыва, Амурская и Воронежская области), по конкурсу избирались 51,5% глав районов и 65% глав городских округов.
Руководитель проекта КГИ «Муниципальная карта России» Андрей Максимов заявил, что в 2019 году на прямых выборах избирались 14% мэров, а в 2008 году — 70%.

При этом, по его словам, «снижается уровень образования назначаемых мэров», меняется его профиль: если раньше преобладали экономисты (27%), то сегодня — юристы (50%). Он отметил и своеобразие конкурсных комиссий, которые, принимая решения, не основываются на профессиональных качествах кандидатов. «Переход к конкурсам не дал эффекта, не повысил качества управления — сегодня как никогда актуален возврат к прямым выборам»,— заявил господин Максимов.

Назначение мэров по конкурсу происходит часто под давлением региональных властей, для которых важно «полное подчинение МСУ губернаторам, заявил господин Маркварт, такие мэры «легко согласовывают с местными властями, например, размещение любого вредного производства в районах». Институт местного самоуправления, по его словам, стал «декоративным», народ не понимает, зачем оно нужно, и не ходит на выборы.

Эксперты КГИ и ЕКЭМСУ решили вернуться к работе над Концепцией развития МСУ, которую они разрабатывали в 2012–2013 годах. Она была приостановлена в 2014 году после очередной реформы МСУ. Поправки, передававшие регионам право устанавливать порядок формирования органов МСУ, тогда подготовили Всероссийский совет МСУ и Конгресс муниципальных образований по поручению президента, который о необходимости реформы заявил в послании Федеральному собранию 2013 года.

Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с местным самоуправлением в стране? Согласны ли Вы с выводами экспертов о том, что реформы в МСУ привели к огосударствлению этой системы и к отстранению населения от решения местных проблем? — с таким вопросом Regions.ru обратилось к парламентариям.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

15.05.2019 17:40

Абсолютно согласен с этими выводами экспертов, готов подписаться под каждым их словом. Все так и есть, как они описывают, и безусловно, нужно все возвращать обратно. То есть, нужно возвращать гражданам право самим устраивать свою среду обитания.

В свое время Россия подписала Хартию о местном самоуправлении, где взяла на себя определенные обязательства. Напомню, что органы МСУ не входят в систему государственной власти. Но тем не менее, это не мешает органам государственной власти вмешиваться у нас в систему МСУ.

Более того, в ряде больших российских городов граждане лишены даже возможности выбирать депутатов городских дум. Например, в Челябинске выбирают депутатов районных советов, которые в свою очередь вбирают депутатов городской думы. И это единственная функция, которую они несут! Получается, что граждане совершенно отстранены от участия в городском управлении. Это вообще дикость полная!

И понятно, что если граждан отстраняют от местного самоуправления, если их мнения никто не спрашивает, это неизбежно приводит к тому, что мы и мусором заваливаемся, и транспорт у нас не работает, и поликлиники не работают. Мало того, у нас не просто граждан отстраняли от процессов местного самоуправления, но еще и полномочия у местных органов власти забирали на региональный уровень. Таким образом, местное самоуправление в стране за последние 15 лет оказалось фактически уничтожено, процентов на 90. Вот почему 90% проблем, с которыми ко мне обращаются избиратели, относятся к вопросам, которые должны решаться на уровне местного самоуправления. И вот почему по каждой мелочи, по каждой яме на дороге или протекающей крыше все пишут президенту. Люди не имеют никакой возможности добиваться решения своих проблем у себя на местах.

Такая система приводит к своим крайностям, в том числе к формированию в обществе серьезного негатива, который в конечном итоге обращается на правительство и на президента. Не случайно осенью прошлого года появились, что называется, «первые ласточки», когда на региональных выборах «прокатили» четырех губернаторов. Если муниципальные проблемы не решаются, все они фактически переходят на региональный уровень, и за них приходится отвечать губернаторам. Хотя подавляющее большинство проблем могло бы решаться на местах, без всякого вмешательства губернаторской власти.

Алексей Диденко

Председатель комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР

15.05.2019 17:40

Надо сказать, что система организации местного самоуправления у нас постоянно эволюционирует, и периодически происходит перераспределение полномочий на разных уровнях. В течение даже новейшей истории у нас было несколько этапов развития органов МСУ с точки зрения широты и перечня их полномочий.

Сейчас действительно есть некая тенденция к централизации, и она вполне объяснима в свете мобилизации ресурсов для реализации серьезных инфраструктурных проектов. Но неизбежно на протяжении всей нашей истории такой этап сменяется этапом передачи полномочий на первичный уровень: поселков, деревень, городов. И я уверен, что в ближайшее время произойдет определенный откат от централизации. Например, если говорить о выборах мэров, то я убежден, что в ближайшие несколько лет итоги соответствующей реформы будут пересмотрены и мы вернемся к прямому порядку формирования власти глав муниципальных образований.

Но пока что мы проходим этап особой концентрации полномочий именно на региональном уровне. И я надеюсь, что логичным итогом после его завершения и после того, как будут выполнены задачи, на которые были нацелены реформы в МСУ, станет неизбежная передача полномочий вновь на первичный уровень. Это позволит гражданам непосредственно, напрямую участвовать в решении многих вопросов.

Необходимо также отметить, что какие-то западные модели МСУ не всегда у нас применимы с точки географии, особенностей той или иной территории, климата, и т.д. Например, в Красноярском крае есть Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, который по величине превосходит некоторые европейские страны. Плотность населения там низкая, а предприятия работают стратегического характера. Подобные огромные муниципалитеты функционируют у нас и в других регионах Севера и Дальнего Востока, и очевидно, что для них традиционная форма организации МСУ не подходит. Здесь все-таки требуются государственные усилия, государственное участие.

Ну и конечно, нельзя не сказать о важнейшей проблеме, связанной с отсутствием у многих наших муниципалитетов необходимых доходных ресурсов для самостоятельно, самодостаточного функционирования. Мы постоянно отмечаем высокую концентрацию налоговых поступлений в региональные и федеральный бюджеты и выхолащивание доходной базы в бюджетах первого звена. Так происходит уже на протяжении целого ряда лет. Поэтому я считаю, что именно межбюджетные отношения должны в первую очередь пересматриваться у нас в сторону децентрализации и поступления налоговых платежей в бюджеты регионов и муниципалитетов.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

15.05.2019 17:40

 Поднимаемая вашим агентством тема о современном уровне развития местного самоуправления представляет собой одну из сложных проблем, требующих своего решения в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации. Неслучайно поэтому некоторыми экспертами введен условный термин "огосударствление".  Возможно, данный термин не раскрывает полного содержания проводимых реформ и осуществленных изменений действующего законодательства, но он точно показывает направление развития местного самоуправления. В этой связи полагаю необходимым обратить внимание на некоторые конституционные положения.

     Так, в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

     Статья же 11 Конституции РФ уже конкретизирует субъекты государственной власти. В частности, определено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (часть первая данной статьи указывает на федеральный уровень). Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти ( часть вторая статьи указывает на региональный уровень). Как видно из указанных норм, в них нет ни слова о муниципальном управлении. 

     Муниципальному самоуправлению посвящена отдельная глава 8 Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 130 Конституции РФ "местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть первая статьи). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть вторая)".

     Указанные конституционные нормы прямого действия с четкой определенностью предусматривают векторы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Причем по своему содержанию не конкурируют друг с другом. А вот вносимые изменения в действующее законодательство, на некоторые из которых ссылаются эксперты, не вполне согласуются конституционными положениями. К перечисленной информации во вступительной части к теме для комментария сюда следует также отнести существующие муниципальные фильтры в избирательном праве.

     Почему такое "огосударствление" есть в практике современной России? В значительной степени это объясняется неумением, а иногда и нежеланием вести разъяснительную работу с людьми, отсутствием стремления вести диалог с населением как с равными партнерами. А некоторые статусные должностные лица никак не могут избавиться от некорректной привычки или принципа, заключающихся в словосочетании "я начальник - ты дурак". В то же время встречаются случаи, когда некоторые авторы изменений в законодательство, заблуждаясь в правоприменении конституционных положений, необоснованно возлагают на органы местного самоуправления полномочия носителей органов государственной власти. 

     Какой выход из создавшегося положения? Выход мне видится в активной позиции муниципальных образований, заключающейся в инициативных обращениях в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам уточнения компетенции муниципального самоуправления, вытекающей из норм Конституции РФ. Основой для обращений могли бы стать заключения экспертов, о которых упомянуто во вступительной части. К данной работе целесообразно привлекать избранных депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ, членов Совета Федерации, представляющих органы государственной власти субъектов в Совете Федерации. Есть хорошее выражение на Руси - под лежачий камень вода не течет. А вот желающих "завести рака за камень" в общении с людьми пока еще можно встретить, к сожалению, немало. Надеюсь, мои бывшие коллеги-парламентарии прочтут внимательно заключения экспертов и выступят с соответствующими законодательными инициативами, отодвинув на второй план политические мотивы, положенные в основу принятия изменений в действующее законодательство по вопросам местного самоуправления.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Если люди не хотят получить очередной храм вместо своего любимого парка, то найдите для его строительства другое место, которое бы их устраивало. Зачем создавать почву для раскола в обществе? В этой ситуации было необходимо, чтобы представители РПЦ первыми выступили с инициативой закрыть данный вопрос и перенести место строительства храма

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Россия – это единственная страна, сотрудничество с которой может принести Украине деньги, благополучие, достаток, если правильно организовать процесс. Украина сегодня не нужна ни Европе, ни тем более Соединенным Штатам. Они просто использовали ее для создания деструктивных процессов как в самой Украине, так и на границах с Украиной, чтобы в последующем обвинить в этом Российскую Федерацию

Ко всем обвинениям, которые звучат в адрес экс-президента, в первую очередь, следует отнести развязывание войны против народа Донбасса и многочисленные жертвы среди жителей на Юго-Востоке. Киев начал эту войну и только готовность к прямым переговорам с ДНР и ЛНР, а также выполнение руководством Украины Минских соглашений смогут остановить кровопролитие

Сокращение финансирования Пенсионного фонда было ожидаемо, поскольку из-за повышения пенсионного возраста обязательства ПФР перед гражданами, снизились. Но ведь государство что обещало? Дескать, все, что мы сэкономим на пенсионной реформе, мы направим на повышение пенсий. А слова-то не сдержали! Обещанного повышения пенсий люди не получили. Повышение оказалось гораздо меньше, чем было обещано

Идея эта не новая, она постоянно всплывает наряду с предложениями о прогрессивном налоге на доходы физлиц. Но по прогрессивному налогу и правительство, и президент нам объясняли, что это чревато большими рисками потерь, т.к. очень многие уйдут «в тень». А вот на освобождение от НДФЛ людей с самыми низкими доходами мы вполне могли бы пойти