Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

У нас всегда получается так, что монополисты в ЖКХ повышают свои тарифы, стимулируют тем самым общий рост цен, а потом, ссылаясь на этот же рост цен, опять увеличивают свои тарифы

Анатолий Лысков: Некоторые должностные лица никак не могут избавиться от принципа "я начальник - ты дурак"

15.05.2019 17:40

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье За последние 15 лет местное самоуправление в стране оказалось фактически уничтожено. Парламентарии о реформе МСУ

 Поднимаемая вашим агентством тема о современном уровне развития местного самоуправления представляет собой одну из сложных проблем, требующих своего решения в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации. Неслучайно поэтому некоторыми экспертами введен условный термин "огосударствление".  Возможно, данный термин не раскрывает полного содержания проводимых реформ и осуществленных изменений действующего законодательства, но он точно показывает направление развития местного самоуправления. В этой связи полагаю необходимым обратить внимание на некоторые конституционные положения.

     Так, в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

     Статья же 11 Конституции РФ уже конкретизирует субъекты государственной власти. В частности, определено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (часть первая данной статьи указывает на федеральный уровень). Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти ( часть вторая статьи указывает на региональный уровень). Как видно из указанных норм, в них нет ни слова о муниципальном управлении. 

     Муниципальному самоуправлению посвящена отдельная глава 8 Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 130 Конституции РФ "местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть первая статьи). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть вторая)".

     Указанные конституционные нормы прямого действия с четкой определенностью предусматривают векторы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Причем по своему содержанию не конкурируют друг с другом. А вот вносимые изменения в действующее законодательство, на некоторые из которых ссылаются эксперты, не вполне согласуются конституционными положениями. К перечисленной информации во вступительной части к теме для комментария сюда следует также отнести существующие муниципальные фильтры в избирательном праве.

     Почему такое "огосударствление" есть в практике современной России? В значительной степени это объясняется неумением, а иногда и нежеланием вести разъяснительную работу с людьми, отсутствием стремления вести диалог с населением как с равными партнерами. А некоторые статусные должностные лица никак не могут избавиться от некорректной привычки или принципа, заключающихся в словосочетании "я начальник - ты дурак". В то же время встречаются случаи, когда некоторые авторы изменений в законодательство, заблуждаясь в правоприменении конституционных положений, необоснованно возлагают на органы местного самоуправления полномочия носителей органов государственной власти. 

     Какой выход из создавшегося положения? Выход мне видится в активной позиции муниципальных образований, заключающейся в инициативных обращениях в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам уточнения компетенции муниципального самоуправления, вытекающей из норм Конституции РФ. Основой для обращений могли бы стать заключения экспертов, о которых упомянуто во вступительной части. К данной работе целесообразно привлекать избранных депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ, членов Совета Федерации, представляющих органы государственной власти субъектов в Совете Федерации. Есть хорошее выражение на Руси - под лежачий камень вода не течет. А вот желающих "завести рака за камень" в общении с людьми пока еще можно встретить, к сожалению, немало. Надеюсь, мои бывшие коллеги-парламентарии прочтут внимательно заключения экспертов и выступят с соответствующими законодательными инициативами, отодвинув на второй план политические мотивы, положенные в основу принятия изменений в действующее законодательство по вопросам местного самоуправления.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В законе о статусе члена СФ и депутата ГосДумы черным по белому написано, что мы не имеем права вмешиваться в судебные, либо в следственные действия. У нас существует принцип разделения властей, и представители разных ветвей власти не вправе вмешиваться в действия друг друга. Но мы немножко не заметили, как постепенно наша страна превратилась в своего рода феодальное государство, где есть приближенные к власти, и есть весь остальной народ, которому все еще хочется верить, что перед законом все ...

Парламентарии комментируют

Налоговый маневр приняли, чтобы уменьшить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и увеличить налог на добычу полезных ископаемых. Нужно от этого отказаться и возвращаться к нормальным экспортным пошлинам. В противном случае российские потребители будут постоянно покупать бензин по высоким ценам, вне зависимости от того, растет цена на нефть, или падает. У нас цены на бензин меняются только в одну сторону именно из-за порочной политики налогового маневра, от которой нужно отказаться как можно быстрее

«Урезонить» олигархов сегодня невозможно, потому что мы живем в государственном капитализме. Эта та модель, которая была принята в «нулевых» годах. Она подразумевает одновременно усиление государства и усиление частного капитала, их совместное движение, причем, достаточно узкоизбирательное. Слишком сильна сейчас олигархическая структура, сильно ее воздействие на общество и на принятие решений. Поэтому кардинальных изменениях, на которых настаивают коммунисты, возможны только революционным путем ...

Закручивания гаек в России всегда обозначались как попытка защитить наших граждан от тех или иных напастей. Под самыми благовидными предлогами вносятся самые страшные, узурпаторские законы. Вот и предложения ОП говорят о том, что еще на один оборот будет закручиваться гаечка. Фактически мы движемся по китайскому варианту, идем к жесткому, всестороннему контролю над гражданами. Что сейчас происходит в рамках всероссийского «домашнего ареста»? За свой счет граждане под страхом штрафов находя ...

Скорее всего, предложенная Алексеем Куринным инициатива об увеличении ответственности за невыполнение законных требований депутатов и сенаторов будет отклонена, поскольку большинство Государственной Думы, состоящее из депутатов от «Единой России», голосует за то, чего требует правительство. А правительство с этой инициативой согласится вряд ли.. Но польза от нее все равно будет. Не исключено, что какая-то часть чиновников забеспокоится по поводу тех наказаний, которые предусмотрены сегодня, хотя ...