Ни для кого не секрет, что цены на многие товары, лекарства, услуги в России с ее мизерными зарплатами и пенсиями порой выше, чем в европейских странах. А это значит, что кто-то у нас получает на этом колоссальные сверхдоходы

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

Анатолий Лысков: Некоторые должностные лица никак не могут избавиться от принципа "я начальник - ты дурак"

15.05.2019 17:40

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье За последние 15 лет местное самоуправление в стране оказалось фактически уничтожено. Парламентарии о реформе МСУ

 Поднимаемая вашим агентством тема о современном уровне развития местного самоуправления представляет собой одну из сложных проблем, требующих своего решения в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации. Неслучайно поэтому некоторыми экспертами введен условный термин "огосударствление".  Возможно, данный термин не раскрывает полного содержания проводимых реформ и осуществленных изменений действующего законодательства, но он точно показывает направление развития местного самоуправления. В этой связи полагаю необходимым обратить внимание на некоторые конституционные положения.

     Так, в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

     Статья же 11 Конституции РФ уже конкретизирует субъекты государственной власти. В частности, определено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (часть первая данной статьи указывает на федеральный уровень). Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти ( часть вторая статьи указывает на региональный уровень). Как видно из указанных норм, в них нет ни слова о муниципальном управлении. 

     Муниципальному самоуправлению посвящена отдельная глава 8 Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 130 Конституции РФ "местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть первая статьи). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть вторая)".

     Указанные конституционные нормы прямого действия с четкой определенностью предусматривают векторы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Причем по своему содержанию не конкурируют друг с другом. А вот вносимые изменения в действующее законодательство, на некоторые из которых ссылаются эксперты, не вполне согласуются конституционными положениями. К перечисленной информации во вступительной части к теме для комментария сюда следует также отнести существующие муниципальные фильтры в избирательном праве.

     Почему такое "огосударствление" есть в практике современной России? В значительной степени это объясняется неумением, а иногда и нежеланием вести разъяснительную работу с людьми, отсутствием стремления вести диалог с населением как с равными партнерами. А некоторые статусные должностные лица никак не могут избавиться от некорректной привычки или принципа, заключающихся в словосочетании "я начальник - ты дурак". В то же время встречаются случаи, когда некоторые авторы изменений в законодательство, заблуждаясь в правоприменении конституционных положений, необоснованно возлагают на органы местного самоуправления полномочия носителей органов государственной власти. 

     Какой выход из создавшегося положения? Выход мне видится в активной позиции муниципальных образований, заключающейся в инициативных обращениях в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам уточнения компетенции муниципального самоуправления, вытекающей из норм Конституции РФ. Основой для обращений могли бы стать заключения экспертов, о которых упомянуто во вступительной части. К данной работе целесообразно привлекать избранных депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ, членов Совета Федерации, представляющих органы государственной власти субъектов в Совете Федерации. Есть хорошее выражение на Руси - под лежачий камень вода не течет. А вот желающих "завести рака за камень" в общении с людьми пока еще можно встретить, к сожалению, немало. Надеюсь, мои бывшие коллеги-парламентарии прочтут внимательно заключения экспертов и выступят с соответствующими законодательными инициативами, отодвинув на второй план политические мотивы, положенные в основу принятия изменений в действующее законодательство по вопросам местного самоуправления.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Если люди не хотят получить очередной храм вместо своего любимого парка, то найдите для его строительства другое место, которое бы их устраивало. Зачем создавать почву для раскола в обществе? В этой ситуации было необходимо, чтобы представители РПЦ первыми выступили с инициативой закрыть данный вопрос и перенести место строительства храма

Ко всем обвинениям, которые звучат в адрес экс-президента, в первую очередь, следует отнести развязывание войны против народа Донбасса и многочисленные жертвы среди жителей на Юго-Востоке. Киев начал эту войну и только готовность к прямым переговорам с ДНР и ЛНР, а также выполнение руководством Украины Минских соглашений смогут остановить кровопролитие

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы