Преступления, совершаемые людьми в погонах с использованием своего служебного положения, должны приравниваться к госизмене

Официально зарегистрированным политическим партиям не нужно собирать подписи - за них несут ответственность высшие органы партии, эта обязанность должна распространяться только на самовыдвиженцев

Нужно возвращаться к прямым выборам мэров – назначенцы менее эффективны. Мнение парламентариев

27.06.2019 18:05


Два основных сценария продолжения карьеры мэров российских городов – переход на региональный уровень или уголовное дело, об этом говорится в докладе об особенностях ротации корпуса мэров в России за последние 11 лет Комитета гражданских инициатив (КГИ), основанного Алексеем Кудриным. Как пишут «Ведомости», исследование проводилось в 109 городах, за 11 лет были проанализированы данные по 359 мэрам, взятым в выборку, в том числе почти по всем мэрам областных центров. Мэрский корпус отличается большой неустойчивостью, что снижает стабильность муниципального управления: более 40% мэров находятся в должности от года до трех. При этом есть зависимость от порядка избрания мэрами: при прямых выборах медианный срок работы мэра – 5,5 года, а если мэр избирается по конкурсу – то три года.

Проанализировав путь 263 мэров после ухода со своих постов, эксперты определили, что 55 из них перешли на работу в региональные исполнительные органы власти (40% – заместителями губернаторов), 39 – подверглись уголовному преследованию, т. е. 15% от числа тех, кто попал в выборку КГИ. При этом уголовные дела можно трактовать и как борьбу с коррупцией, и как внутриэлитные конфликты. Под уголовное преследование чаще попадали избранные мэры, как более независимые, а те, кого назначили по конкурсу, чаще шли на повышение. 20 экс-мэров стали депутатами Госдумы или сенаторами, причем 15 из них на выборах мэров избирались напрямую. Еще 12 бывших мэров стали губернаторами.

Последние 10 лет реализуется политика перехода от мэра – народного представителя к мэрам – профессиональным управленцам: если в 2008 г. в 73% городов мэров избирали жители, то к 2014 г. основным трендом было назначение сити-менеджеров, сегодня же мэры в основном назначаются по результатам конкурса. Изменение формата замещения позиции мэра предполагало повышение квалификации, но статистика говорит об обратном: доля мэров с ученой степенью упала с 29 до 17%, снижается доля имеющих образование экономического и управленческого профиля, но растет число мэров с юридическим образованием. Эксперты делают вывод, что работа «назначаемых мэров» ориентирована больше на соблюдение регламентов, а не на экономическое развитие городов. Предполагалось, что конкурсный механизм назначения мэров позволит привлекать к руководству лучшие кадры из других регионов и городов, но пока это лишь единичные случаи. При этом из 359 мэров за 10 лет было лишь 19 женщин.

Сейчас лишь 12 мэров из выборки избраны на прямых выборах, всего за 11 лет их было 125 человек. В условиях нарастания числа конфликтов, связанных с городской тематикой, растет запрос на мэров-политиков, которые умеют разговаривать с жителями, особенно с протестными группами. Однако такая система нарушена – сейчас мэр больше зависит от отношений с губернатором, чем от настроения жителей, говорится в докладе.
Какие-то обобщения в отношении уголовного преследования мэров делать сложно, закономерность в том, что против 15% из них заводятся уголовные дела, говорит один из авторов доклада – эксперт КГИ Андрей Максимов: «Говорить, что это давление новых губернаторов, тоже нельзя, обычно это происходит при тех губернаторах, которые давно занимают свои посты. Возможно, это как раз связано с усилением активности правоохранителей в отношении таких губернаторов, поскольку сейчас мэры часто входят в команды губернаторов, т. е. давления в отношении всей региональной элиты. Можно предположить, что с приходом нового губернатора эта активность ослабевает, они отправляют мэров на повышение – такой тренд особенно был заметен во время выборов в Госдуму 2016 г.». В итоге должность мэра становится менее привлекательной, возможно, как раз с этим связано и то, что их квалификация снижается. «Более сильные и образованные люди не хотят идти на эти позиции, учитывая такое число уголовных дел», – заключает Максимов.

Должность мэра всегда была очень коррупционноемкой, однако нужно анализировать каждый конкретный случай, говорит политолог Виталий Иванов. «Отправка же мэров в Госдуму или Совет Федерации не всегда повышение, иногда это ссылка или размен. Например, когда новый губернатор хочет поменять мэра и поставить своего человека, а действующий мэр не замечен в воровстве, у него хорошие связи в местных элитах. Тогда с ним договариваются о компенсации, в том числе в виде отправки в Госдуму или Совет Федерации либо назначения на короткое время на должность вице-губернатора».

Что Вы думаете по поводу выводов, представленных в докладе экспертов КГИ? Какая модель градоначальника кажется вам более правильной и эффективной – народного представителя или профессионального управленца? — с таким вопросом Regions.ru обратилось к парламентариям.

Аркадий Чернецкий

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Свердловская обл). Член ЕР

27.06.2019 18:06

С выводами, которые обозначены в этом докладе, я практически полностью согласен. Действительно, все так и есть – и с точки зрения перспектив для мэров, и с точки зрения снижения уровня их подготовки, и с точки зрения активности, ответственности и инициативности. На сегодняшний день работа руководителя города зажата законодательными нормами таким образом, что любая инициатива практически наказуема. Поэтому инициативность у руководителей этого уровня тает на глазах.

Если же говорить о том, какая модель лучше, то я всю жизнь работал в условиях модели сильного мэра. Меня избирало все население города, и я в первую очередь отвечал перед населением города. Естественно, я понимал, что оценка моей деятельности будет в первую очередь зависеть от того, что я обещал жителям города и что я реально сделал. Никого из жителей города не интересует, что мне мешает, какое законодательство мешает, кто мне мешает, и т.д.

Поэтому я привык именно к такой модели. В ней есть и свои положительные моменты, и свои отрицательные моменты. Скажем, если на должность выборного руководителя города попадает авантюрист или некомпетентный человек, то это становится бедой. А чтобы такого человека снять, чтобы избавить жителей от такого горе-руководителя, приходится сталкиваться с большими сложностями.

Тем не менее, схема с выборным руководителем, по крайней мере там, где идет разговор о достаточно крупном муниципальном образовании, обладающим определенными ресурсами, представляется мне более эффективной. По крайне мере, с такого руководителя население может спросить. И тогда руководитель должен биться за увеличение налоговой базы, должен выстраивать отношения с бизнесом таким образом, чтобы решать все социальные проблемы. Поэтому нужен просто какой-то механизм, чтобы в случае проявления со стороны выборного руководителя каких-то криминальных вещей, или в случае невыполнения им своих основных обещаний, общество имело возможность воздействовать на него, не дожидаясь очередных выборов.

А вот для абсолютно дотационных территорий, где все находится в руках губернатора, где все зависит от того, окажет он помощь или нет, работа выборного должностного лица превращается в профанацию. То есть, как правило, он вынужден ходить и просить какие-то деньги на существование у главы региона, у которого такие же проблемы в отношениях с федеральным центром.

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

27.06.2019 18:06

Эти выводы очень показательны. Получается, если мэр попал в команду губернатора или силовиков, его ждет повышение, если не попал, то его ждет тюрьма.

А что касается эффективности сити-менеджеров, то эффективности в их работе мы как раз и не видим. Избранные мэры были гораздо более эффективны. По крайне мере, пример Ростова-на- Дону, откуда я избран, показывает, что избранный мэр Чернышев, который избирался четыре раза, работал эффективно 19 лет. Ему на смену пришли один за другим назначенцы, сити-менеджеры, и ни один из них эффективно не работал. И сейчас в городе есть только исполняющий обязанности сити-менеджера.

Поэтому надо возвращаться к прямым выборам мэров городов. Думаю, это главный вывод, который необходимо сделать из представленного исследования.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

27.06.2019 18:06

Как представляется, в коротком комментарии сложно оценить исследования, проведенные Комитетом гражданских инициатив (КГИ). Внешне они показались мне недоработанными и не  раскрывают всех причин несовершенства подбора и расстановки кадров  в сфере муниципального управления. Полагаю, что не показан основной элемент в  деятельности мэров городов, а именно - какими реальными ресурсами они обладают, чтобы эффективно работать в интересах населения и развития городов.

В этом направлении любому претенденту на пост мэра было бы полезно знать с самого начала, какими финансовыми возможностями он будет располагать, чтобы достигнуть указанные цели. В этой связи в исследованиях было бы полезно показать, что не додает государство или государственная власть (федеральная или региональная) для развития конституционного института местного самоуправления. Ведь мэры городов - это высшие должностные лица муниципалитетов. Ваше информационное агентство уже неоднократно обращалось к теме местного самоуправления. Во всех комментариях отмечалось, что в соответствии с нашей Конституцией местное управление не входит в систему государственной власти. А если это так, то мэр должен знать свои самостоятельные возможности по исполнению полномочий.

На деле же вся организация местного самоуправления  осуществляется в значительной степени в зависимости от высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (президентов, губернаторов или глав). От последних выделяются и соответствующие ресурсы. Отсюда - "текучесть" кадров в мэрском корпусе. Отсюда - соответствующий дрейф в сторону так называемых управленцев, а не народных представителей.

Если же опираться на конституционные нормы, то мэры в большей степени должны быть народными представителями, работающими в интересах людей, населяющих муниципалитет. Как показывает жизнь, для этого должны быть приняты соответствующие политические решения и законодательные изменения, начиная с бюджетного и налоговых кодексов, определяющие обеспечение исполнение полномочий финансовыми ресурсами. Полагаю, только при таких условиях существенно уменьшится число обращений граждан к президенту в прямом эфире, чтобы он оказал помощь в решении вопросов, относящихся к компетенции мэров или глав муниципальных образований.

Что касается переходов мэров на какие-то вышестоящие должности, то это нормальная процедура карьерного роста. От меньшего объема работы к большему. От работы с меньшей сложностью к работе с большим объемом полномочий. Главное, чтобы это не сопровождалось патологической корыстью или негативными мотивами "близкой дружбы" вопреки интересам людей.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Единый день голосования - 2018

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развозжаев сообщил, что официальные итоги выборов руководителя региона могут подвести в среду. Через сутки может быть собран Верховный совет, где избранный глава принесет присягу и приступит к обязанностям.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Вступление Крыма в состав России

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Механизм сбора подписей в поддержку того или иного кандидата распространен в мировой практике. Но в случае с выборами в Москве он превратился в механизм допуска либо или недопуска кандидатов на выборы, удобных или неудобных для мэрии. Это тот же самый фильтр, за который власть держится ногами, руками, зубами и всем, чем угодно, и на выборах губернаторов. 5 лет назад на выборах в Мосгордуму независимые кандидаты тоже собирали подписи, но тогда их требовалось в 6 раз меньше. И это было под с ...

Сама по себе эта ситуация вызывает шок, - по той причине, что органы государственной безопасности в СССР и в большой России всегда представляли собою элиту. Поэтому для ветеранов госбезопасности произошедшее является шоком...

Негативный эффект от пенсионной реформы не исчерпан, люди настроены очень протестно. Сейчас они могут идти голосовать не в надежде получить очередного «кота в мешке», а просто из-за протеста по отношению к власти. Поэтому врио глав регионов не следует рассчитывать на легкие выборы и на легкую жизнь

На сегодняшний день есть угроза дальнейшего обострения отношений между Россией и США, и дальнейших действий США, направленных на то, чтобы уничтожить российское государство так же, как это было с Советским Союзом. Очевидно, что США продолжат действовать в этом направлении