Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

По Конституции мы являемся социальным государством, но процессы, идущие в образовании, никак этому не соответствуют. Мнение парламентариев

02.07.2019 18:40


В случае продолжения нынешней государственной политики в сфере образования, российские регионы рискуют остаться без квалифицированных кадров, что будет трагедией для страны, заявил на пресс-конференции НСН руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков. По его словам, в то время как практически вся Европа перешла на бесплатное высшее профессиональное образование, Россия движется в обратном направлении.

«Связано это с тем, что доля финансирования образования в целом у нас снижается. Есть определенный норматив, по которому уровень зарплаты преподавателей не должен быть ниже, чем 200% средней зарплаты оп региону. Естественно, что пытаются это компенсировать за счет договорников, то есть тех, учится кто на платной основе. Снижается количество бюджетных мест и увеличивается число платных мест. С каждым годом рост цен обучения на небюджетных местах увеличивается, к 2024 году будет зашкаливать за 20%.», — предупредил Сергей Комков.

Руководитель Всероссийского фонда образования добавил, что в негосударственном секторе ситуация будет еще хуже, так как там другие условия. По словам эксперта, политика страны в сфере образования требует серьезных изменений.

«Пока мы не изменим государственную политику в системе образования в целом и в системе высшего и среднего профессионального образования в частности, мы будем получать очень неприглядную картину, и это приведет к тому, что мы через некоторое время можем остаться без квалифицированных профессиональных кадров. Особенно это скажется на подготовке профессиональных кадров в регионах, а это для России трагедия», — сказал Сергей Комков.

Напомним, что по данным Росстата, стоимость обучения на платных отделениях в вузах увеличилась на 15-19%. Семестр учебы на платном отделении в госуниверситете подорожал в мае и обходится почти в 69 тысяч рублей. По мнению экспертов этот показатель может увеличиться еще на 15–20% к сентябрю. Соизмеримо подорожала и учеба в негосударственных заведениях: с 46 до 55 тысяч рублей. В Федеральной антимонопольной службе России отметили, что рынок услуг в сфере образования является конкурентным, и цены на обучение не подлежат госрегулированию.

Разделяете ли Вы опасения Сергея Комкова? Что необходимо менять в государственной образовательной политике? Как остановить дальнейшую коммерциализацию высшего образования? — с таким вопросом Regions.ru обратилось к парламентариям.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

02.07.2019 18:41

На мой взгляд, проблема заключается не только в коммерциализации образования. Давайте говорить откровенно: для того, чтобы осваивать новые технологии, в том числе цифровые, необходимо обеспечить систему подготовки соответствующих рабочих специальностей, предусматривающих высокую квалификацию. Если не ошибаюсь, в свое время у нас было не меньше 4 тысяч учреждений профтехобразования, которые готовили рабочие кадры. Я хорошо помню, что в советское время действовал даже специальный Комитет по профтехобразованию, на крупных заводах были свои профтехучилища. А сегодня целостная система профтехобразования сохранилась только, по-моему, на предприятиях «Росатома» с его особой спецификой. Но как таковой единой, общероссийской системы подготовки квалифицированных рабочих кадров у нас теперь нет. Готовят только, как правило, разного рода работников сферы услуг: поваров, парикмахеров, и т.д. Но разве повара и парикмахеры будут двигать страну вперед в плане технологического развития?
Поэтому я бы на первое место ставил вопрос о восстановлении системы подготовки рабочих кадров, которая сегодня у нас совершенно запущена.

Другую большую проблему я вижу в том, что лет 10 назад мы, что называется, «вляпались» в т.н. Болонскую систему, которая нам совершенно ни к чему. У нас на протяжении многих десятилетий была наработана своя система высшего образования, которая признавалась лучшей в мире. Нет, перешли на Болонскую систему, которая не дала нам совершенно ничего кроме ненужных нам званий бакалавров! То же самое и с системой ЕГЭ. Неужели мы не понимаем, что с переходом на эту систему мы сузили возможности приобретения нашими учащимися широкого кругозора и самых разных знаний?

И на все это действительно накладывается еще одна очень серьезная проблема, связанная с коммерциализацией образования. По Конституции мы являемся социальным государством, но процессы, идущие в образовании, никак этому не соответствуют. Кто-то на этой коммерциализации наживается, получает большие деньги, а огромнейшее количество людей не могут получить высшее образование только потому, что они не в состоянии оплатить обучение! А раз они остаются без образования, то ни себе, ни государству никакой пользы они не принесут.
Надо понимать, что бесплатное образование, которое государство должно брать на себя, в конечном итоге позволяет выявлять и продвигать лучшие кадры, и наоборот, отсеивать плохие кадры. А при отсутствии бесплатного образования огромный пласт способных, талантливых людей, новых «ломоносовых», в нашей экономике просто не появится. И я абсолютно убежден, что без грамотных, квалифицированных кадров, без талантливых ученых, талантливых инженеров мы ничего не сможем добиться. Поэтому, я не знаю, кто такой Сергей Комков, но вопрос он поднимает правильно.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

02.07.2019 18:41

Давайте рассмотрим проблему по пунктам. Первое, что касается количества бюджетных мест. В советский период их было 220 на 10 тысяч населения. Сейчас их 130 на 10 тысяч населения. И действительно, если формула, которая сейчас прописана в законе, не будет изменена, количество бюджетных мест будет уменьшаться и дальше.

Второе. На мой взгляд, сейчас в России доступ к высшему образованию ограничен больше, чем в других странах. Я имею в виду наших конкурентов. Ну например, в Германии или Франции 80-90% всех учебных мест в вузах бюджетные, у нас – около 40%. А в США, где количество бюджетных мест примерно такое же, как у нас, существует развитая система льготного образовательного кредита. У нас же эта система существует только номинально: очень малое количество студентов может получить такой льготный образовательный кредит. Поэтому студентам и родителям у нас действительно приходится платить за образование больше, чем в большинстве других стран, наших конкурентов.

Третье, и может быть, главное. Общая тенденция современной цивилизации – это повышение уровня образования. Согласно оценкам футурологов, в будущую стадию развития цивилизации войдут только те страны, которые обеспечат в составе работников от 60 до 90% людей с высшим образованием. Поэтому, если мы хотим модернизации, значит нам нужно менять ситуацию, увеличивать количество бюджетных мест. А для этого нам надо увеличивать вложения в наше образование, в том числе и высшее. На всякий случай, для понимания приведу такие цифры. Сейчас в странах Организации экономического сотрудничества и развития средний показатель вложений в образование составляет 4,7% от ВВП, в странах, которые стремятся к модернизации – около 7%, у нас – 3,5%.  Это значит, что нам крайне необходимы дополнительные вливания в образование.

Деньги решают не все, все решают кадры. Но деньги помогают иметь кадры и не терять их. Вот если ситуация серьезно не изменится, кадры будем терять.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

02.07.2019 18:41

Как представляется, тема о государственной политике в сфере образования является одной из сложнейших сфер деятельности государства. Данная сложность в значительной степени обусловлена рядом обстоятельств. С одной стороны, государство систематически недофинансирует из бюджета данную сферу. С другой стороны, в последние годы широко распространилось предоставление услуг по платному образованию (особенно - высшего), явившегося в новых экономических условиях одной из форм постоянного заработка для преподавателей.

Вынужден напомнить содержание конституционных норм по теме образования. В частности, статью 43 из второй главы о правах человека, в которой предусмотрено:
"1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования."

Казалось бы, все написано четко и ясно. Но если в советский период при отраслевом управлении экономикой страны в кадровом комплектовании были заинтересованы отраслевые министерства, то они и осуществляли эту работу в необходимых количествах путем соответствующих решений. Включая создаваемые внутри отрасли профтехучилища, техникумы и вузы. В современных условиях организация государственного управления экономикой существенно изменилась. Естественно изменились способы изучения потребностей экономики в той или иной профессии, которые осуществляются не столько государством, сколько структурами бизнеса . А иногда образовательные учреждения на платной (негосударственной) основе открываются с определенным излишеством.

Не ошибусь, если скажу, что здесь имеет место определенное противоречие между реальными потребностями и числом выпускаемых специалистов. Приведу пример, отражающий известную мне подобную ситуацию. В советское время было на весь Советский Союз 36 высших учебных заведений, выпускавших юристов. В России стало свыше 1500 вузов. О качестве образования речь не идет, а дается констатация только о людях, получивших на платной основе диплом о высшем образовании. Предполагаю, что иметь указанное количество вузов с правовой специализацией вряд ли объясняется потребностями экономики и управления. Не ошибусь, что нечто подобное в других сферах.

Проблема, высказанная  Сергеем Комковым.- Руководителем Всероссийского фонда образования, требует своего решения. На нее, прежде всего, должно обратить внимание правительство и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь важна реализация принципа - от проблемных суждений к эффективным способам организации образования в зависимости от общественных и государственных потребностей.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"За основу можно взять потребительскую корзину Великобритании, либо Франции, либо на худой конец Германии. И тогда речь уже будет идти не о биологическом выживании, а о минимальных доходах населения, которые обеспечивают людям хоть и не вполне достойное, но существование, а не выживание. А 20 тысяч – это уровень как раз самого элементарного выживания. Достаточно обратить внимание, что на сегодня в нашей потребительской корзине не в полной мере учтены коммунальные услуги..."

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

"Когда в адрес Министерства спорта звучат претензии, что оно не обеспечивает большинство наших граждан бассейнами, хоккейными площадками, теннисными кортами и т.д., то это похоже на анекдот. Без денег, которое Министерство финансов должно выделять Министерству спорта, бессмысленно требовать с него обеспечения всех и всем, да еще желательно бесплатно. Давайте спрашивать с Министерства финансов, причем спрашивать за все, чем сегодня не обеспечено у нас абсолютное большинство трудящихся и пенсионер ...

"Если вот такие страшные преступники, - педофилы, маньяки, террористы, и т.д., - были приговорены в свое время к смертной казни, которая стала потом невозможной по причине введения моратория, то смертная казнь должна заменяться им исключительно на пожизненный срок заключения. И уже никакой теоретической возможности когда-либо выйти на свободу у них появляться не должно. Здесь крайне важно понимать, что из-за действия моратория высшая мера у нас не отменяется, а просто не приводится в исполнение. ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

"Эта инициатива влечет за собой абсолютное беззаконие и беспредел по отношению к собственному народу. Это вообще очень плохой прецедент, которого нельзя допускать, потому что он несет плохой пример для всех остальных структур. Это значит, что каждый человек, который попадает в поле зрения видеокамеры, со временем просто может стать объектом для списания денег. Допустим, прошел человек где-то не там, где-то без маски появился и автоматически с него штраф спишется. А потом QR-коды как ...

"Не нужно бояться большого количества экзаменов - это не травмирует, как утверждают некоторые психологи, а наоборот это мобилизует, готовит к тому, чтобы не бояться трудностей. Это как раз такая школа жизни, когда ребенка готовят к нелегким испытаниям жизни, когда у тебя по сути каждый день экзамен. А мы зачастую детей в тепличных условиях «выращиваем» в школах, а потом они попадают в реальную жизнь и теряются. Поэтому, чем больше экзаменов в школе, тем лучше дети будут готовы к взрослой жизни ...

"Если говорить об «омикроне», то это самый легкий штамм, который протекает как легкая простуда. И зачем надо было закрывать больницы и поликлиники, непонятно. Если мы сегодня видим, что поликлиники уже захлебнулись, не справляются с наплывом больных, это значит, что у нас идет полный развал здравоохранения. И конечно, будет увеличиваться количество хронических больных, количество смертей. Мы будем выявлять уже последние стадии онкозаболеваний, - вместо того, чтобы выявлять их на ранних ста ...

"Весь мировой опыт показывает, что проблему мусора можно решить только при одном условии. Это условие – раздельный сбор мусора. Например, Швеция не то что не тратит, а зарабатывает на этом, закупая раздельно собранный мусор в том числе у своих соседей. У нас, как недавно сообщалось, российские переработчики закупили у кого-то из наших соседей раздельно собранный мусор – пластиковые пакеты и другие материалы из пластика. То есть, мы закупаем чужой мусор, продолжая захоранивать или сжигать ...

Очередная трагедия, произошедшая в учебном заведении, потрясла страну. По данным Следственного комитета, в понедельник студент, находясь на территории одного из корпусов Пермского государственного национального исследовательского университета, открыл стрельбу. Нападавший задержан, его личность установлена. Жертвами стрельбы, по уточненным данным, стали шесть человек

"Нужно понимать, что конкурс Евровидение – это нечто большее, чем просто культурное мероприятие, как и чемпионаты мира или Олимпийские Игры больше, чем спорт. Все эти международные мероприятия каждое государство использует как возможность в том или ином виде заявить, напомнить о себе остальному миру. И возникает вопрос, почему нашу страну не будет представлять певица, которая хоть в чем-то олицетворяла бы Россию и государствообразующий русский народ?..."

"Коммерческая составляющая наших телеканалов не должна быть главенствующей, потому что получается, что за коммерцией мы теряем наше гражданское общество, нашу сплоченность. Поэтому нужно менять полностью систему управления и нашим телевидением, и средствами массовой информации. Я не говорю о том, что нужно вводить цензуру. Но мы должны в эту грязную бочку, с этой зловонной жижей, добавлять чистую хрустальную воду, и вымывать всю эту грязь. И тогда все будет хорошо..."

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...