Реального импортозамещения не будет до тех пор, пока страной руководят спекулянты, которые привыкли фарцевать нефтью, газом, перепродавать, перепокупать, но производить ничего не могут

Изменения в избирательном законодательстве возможны только после проведения парламентского расследования о события, происшедших в Москве 27 июля и 3 августа

Только создание коалиционного правительства позволит бороться с коррупцией. Парламентарии об ответственности за незаконное обогащение

24.07.2019 18:17


В Госдуму внесли пакет законопроектов, предлагающий ввести в Уголовный кодекс новый состав преступления — незаконное обогащение. Документы есть в распоряжении «Парламентской газеты».

Авторами инициативы выступили депутаты от «Справедливой России» во главе с лидером партии Сергеем Мироновым. «Законопроекты направлены на создание дополнительных механизмов, направленных на устранение возможности реализации коррупции для отдельных категорий лиц, замещающих важные с точки зрения интересов государства должности», — говорится в пояснении к документам.

В УК РФ предлагается ввести новый состав преступления — «Незаконное обогащение», то есть значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Предполагается также дифференциация и наличие специальных составов в зависимости от должности и объёма незаконного обогащения.

Так, по общей части статьи наказывать предлагается штрафом до пятикратной суммы незаконного обогащения с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок 1-3 года, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом, составляющим не менее половины суммы незаконного обогащения.

Если преступление совершил чиновник федерального, регионального или местного уровня, штраф составит до 10-кратной суммы незаконного обогащения, а лишать свободы предлагается на срок до трёх лет. Преступление, совершенное в особо крупном размере, предлагается наказывать лишением свободы на 5-7 лет со штрафом в размере пятикратной суммы незаконного обогащения.

При этом законными доходами предлагается считать доходы, сведения о которых в соответствии с законодательством представляются должностным лицом работодателю. В то же время значительным признаётся превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов на сумму более 5 миллионов рублей. Незаконным обогащением в крупном размере признаётся превышение стоимости активов чиновника над размером законных доходов больше, чем на 10 миллионов рублей, а в особо крупном размере — более 20 миллионов рублей.

Документом также вводятся отдельные нормы законодательства о борьбе с коррупцией.
В частности, чиновников предлагается обязать предоставлять сведения о доходах и расходах совершеннолетних детей; устанавливаются конкретные виды имущества, в отношении которых необходимо представлять соответствующие сведения — недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, акции, деньги, а также иное имущество, стоимость которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.

Как Вы относитесь к инициативе «Справедливой России»? Что Вы думаете по поводу действующего антикоррупционного законодательства? Нуждается ли оно в изменениях или дополнениях? — с таким вопросом Regions.ru обратилось к парламентариям.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

29.07.2019 09:46

Комментарий по предложенной теме об оценке внесенных в Госдуму депутатами партии "Справедливая Россия" во главе с Сергеем Мироновым законопроектов является предварительным, исходя из их общей характеристики в средствах массовой информации. Понятно, что их несколько, взаимосвязанных между собой.  Предпринятая попытка ознакомиться с ними на сайте данной палаты пока была безуспешной. В этой связи у меня возникают немало профессиональных вопросов и как у бывшего законодателя, и как человека, непосредственно боровшегося с коррупционными преступлениями много лет, привлекая к ответственности различного рода казнокрадов и взяточников.

И так. Вопрос первый.  Правильна ли законодательная идея, направленная против незаконного обогащения? Ответ однозначный - правильная. И не просто правильная, а сформулированная с опозданием, если ее соотнести со статьей 20 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. То есть реализуется рекомендация ООН спустя более 15 лет. Какая же это рекомендация? Статья 20 названной Конвенции так и называется - "Незаконное обогащение". В ней, в частности, предписывается: "При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве
уголовно наказуемого деяния, когда оно совершено  умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающего его законные доходы, которое оно не
может разумным образом обосновать". 

Тема о 20 статье в рамках Госдумы и на страницах СМИ поднималась неоднократно, но должной активной поддержки не находила. Это в свою очередь не исключает подобный исход и с указанными выше законопроектами. Почему? Потому что проводимые журналистские расследования показывают множество объектов собственности, выражусь осторожно - "опекаемых" должностными лицами разных рангов и
официально оформленных на престарелых родителей или близких родственников. Внутри страны и за рубежом. Страх разоблачения мотивирует использование должностного положения против подобных законопроектов.  В истории есть хорошие примеры, когда в подобных ситуациях в других странах (Италия, США) борьба за принятие законов, например, о борьбе с организованной преступностью затягивалась  более чем на полвека. У нас, как отмечено выше, мы подступили к реализации международной нормы спустя 15 лет после ее появления.

Вопрос второй. По внешней характеристике законопроектов не понятно, как сформулирована степень общественной опасности, которая берется в основу предлагаемых видов наказаний. Не понятно также,
какие органы следствия будут задействованы в применении нового состава преступления. Как будет строиться организация расследования, при совершении виновным лицом других. помимо незаконного  обогащения, преступлений и т.д.

О степени общественной опасности побуждают размышлять  данные, объявленные Росстатом в последние дни. В частности, официально указано, что в России ежемесячный доход в среднем 1 миллион рублей в месяц имеют только чуть более 11 тысяч человек. А нас ведь, общего населения в России - более 145 миллионов. Общая же масса граждан, как указано, имеют доход 34 тысячи рублей и ниже. Поэтому без тщательного изучения пояснительных записок авторов законопроектов, нельзя объективно оценить предлагаемые виды наказаний.

Убежден, борьба за продвижение законопроектов несомненно возникнет. Даже по политической мотивации. Потому что с законодательной идеей, отвечающей вызовам времени, выступили представители оппозиционной партии в парламенте, а не той, что составляет квалифицированное большинство депутатов. Рядовой же избиратель ведь взыскателен и может задать едкий риторический вопрос, почему мол квалифицированное большинство не исполняет рекомендации ООН, направленные на ликвидацию коррупции,  разъедающей государственность и государственные институты.

Думаю, что тема повышения эффективности противодействия коррупции будет одной из актуальных в приближающихся выборах нового состава Государственной Думы.

Александр Шерин

1-й зампред комитета ГД по обороне, фракция ЛДПР

24.07.2019 18:17

Любые законодательные меры, которые направлены на борьбу с коррупцией, всегда сказываются положительно для нашего государства, потому что коррупция и взяточничество – это грабеж собственного народа. Грабеж со стороны чиновников, имеющих доступ к бюджетным средствам, к распределению определенных целевых средств. Поэтому здесь наказание, конечно же, должно быть особенно жестким, включающим еще и обязательную конфискацию имущества коррупционеров.

Но я боюсь, что инициатива, предлагаемая «Справедливой Россией», не пройдет. Слишком большой круг высокопоставленных начальников может попасть тогда в зону риска. Я имею в виду тех чиновников, у которых периодически обнаруживают за границей счета и недвижимость, и которые не могут толком объяснить, откуда это все берется. У нас страна на протяжении 5 лет находится в экономическом упадке, население беднеет, предприятия закрываются, бизнесу становится все тяжелее, а в это время у некоторых чиновников, в том числе у представителей силовых структур, обнаруживаются дома тайники с огромными денежными средствами.

Думаю, депутаты от «Единой России» не пропустят такой законопроект. К примеру, я вносил законодательную инициативу о том, чтобы главы субъектов РФ и члены их семей не имели права обладать недвижимостью за рубежом. Но этот законопроект сразу же положили под сукно, и все. Скорее всего, его еще долго не будут рассматривать, а когда до него дойдет время, он будет отклонен.

А вообще, нам необходимо исключать саму почву для коррупции. Добиться этого можно только созданием реальной конкуренции в политике. Нужно сделать так, чтобы у каждого руководителя заместители, начальники управлений были представителями других политических партий. Ну а пример должно подавать правительство. Когда у нас правительство будет коалиционным, когда там будут представители всех парламентских партий, тогда и в руководстве каждого региона будут работать представители разных партий. Тогда будет обеспечиваться взаимный контроль, и это на начальном этапе будет предотвращать коррупцию.

Мы можем прописать сроки наказаний для коррупционеров и в 20 лет, и в 30, но это ничего не изменит, если не заниматься профилактикой коррупции. Сегодня вся государственно-политическая система в стране, к сожалению, создает благоприятную почву для формирования у чиновников огромных коррупционных накоплений. Приведу пример. Допустим, губернатор от «Единой России» проработал 20 лет в Липецкой области. После него придет губернатор тоже от «Единой России». И все какие-то недостатки, или хищения бюджетных средств, которые он здесь обнаружит, он не будет поднимать на поверхность. Почему? Потому что честь мундира, потому что одна партия, потому что рука руку моет! А если в регионах будет происходить обновление властей, то каждый губернатор будет знать: если я буду воровать, если буду позволять воровать своему окружению, то придет после меня представитель другой партии, все здесь проверит, «раскопает», вынесет на поверхность, и мы все сядем. А когда нет сменяемости власти в стране, когда в регионах власть передается уже заведомо известно кому, то действующий руководитель знает, что следующий глава региона его прикроет.

Франц Клинцевич

Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Смоленская область). Депутат Госдумы (1999-2015). Член Высшего совета ЕР

24.07.2019 18:17

С деталями этой законодательной инициативы я не знаком, но в самой ее идее я вижу логичность. Поэтому я бы такую идею поддержал. Для многих чиновников такая мера точно создаст очень большую проблему. К сожалению, у нас очень много богатых чиновников, которые не смогут подтвердить общую стоимость своих активов своей заработной платой.

С другой стороны, у многих все это уже переведено на родственников, или на каких-то друзей, на их фирмы. И юридически при действующем законодательстве доказывать факты незаконного обогащения будет крайне сложно.
В любом случае я думаю, что эта инициатива может быть рассмотрена, а там депутаты уже поработают, и, возможно, во время второго чтения дополнят ее необходимыми поправками. Лично я вижу в этих предложениях много рационального.

Что касается в целом антикоррупционного законодательства, то по отдельным позициям, связанным с коррупционными деяниями, сроки, как я считаю, маловаты. Я имею в виду прежде всего случаи, касающиеся хищений государственных средств в особо крупных размерах. Вот за такие преступления, на мой взгляд, меры уголовной ответственности следовало бы ужесточить.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Мы можем прописать сроки наказаний для коррупционеров и в 20 лет, и в 30, но это ничего не изменит, если не заниматься профилактикой коррупции. Сегодня вся государственно-политическая система в стране, к сожалению, создает благоприятную почву для формирования у чиновников огромных коррупционных накоплений. Когда у нас правительство будет коалиционным, когда там будут представители всех парламентских партий, тогда будет обеспечиваться взаимный контроль, и это на начальном этапе будет предот ...

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Если мы начнем благоустраивать города без восстановления там условий для нормальной, полноценной жизни и работы, то это будет похоже на потемкинские деревни: сейчас мы что-то благоустроим, подкрасим, подасфальтируем, и благодаря этому получим некую свежую картинку. Нет, ребята, картинка нам не нужна, - необходимо возвращение жизни, прежде всего в деревню, в село, а затем уже и в малые города. В противном случае, люди у нас окончательно переместятся в агломерации, и тогда окончательно обезлюдят ...

Нужно возвращать гражданам право самим устраивать свою среду обитания. Такая система приводит к своим крайностям, в том числе к формированию в обществе серьезного негатива. Не случайно осенью прошлого года появились, что называется, «первые ласточки», когда на региональных выборах «прокатили» четырех губернаторов. Если муниципальные проблемы не решаются, все они фактически переходят на региональный уровень, и за них приходится отвечать губернаторам

Если мы будем заниматься вопросами возобновляемой энергетики и думать о сохранении резервных запасов нефти, то возможное в будущем сокращение спроса на нефть не обернется для нас какими-либо негативными последствиями.

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

"Очистных сооружений у свинокомплекса нет. Жители задыхаются от вони и смрада, в лесах – грудами разлагаются трупы павших животных, крысы развелись во всех населенных пунктах, в речку Подъемная сливаются жидкие производственные отходы около 200 тонн ежедневно. А она впадает в Енисей. Скоро будем иметь и глобальную экологическую катастрофу на Енисее"