Реального импортозамещения не будет до тех пор, пока страной руководят спекулянты, которые привыкли фарцевать нефтью, газом, перепродавать, перепокупать, но производить ничего не могут

Изменения в избирательном законодательстве возможны только после проведения парламентского расследования о события, происшедших в Москве 27 июля и 3 августа

Анатолий Лысков: Назрела политическая необходимость принятия Избирательного кодекса Российской Федерации

29.07.2019 20:11

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье Мэрия Москвы и столичный избирком спровоцировали людей на массовые выступления. Парламентарии о несанкционированном митинге 27 июля

Для оценки события, произошедшего 27 июля 2019 года в Москве, связанного с проведением несанкционированного митинга возле основного здания мэрии города Москвы, необходимо обратиться к причинам, побудившим людей выйти на данное мероприятие. Именно причины, по моему мнению, будут способствовать объективным оценкам случившегося в указанный день. Данные причины условно можно разделить на несколько групп.

Первое. В комментариях по вопросам избирательного права неоднократно обращалось внимание на несовершенство законодательства, имеющее вопреки Конституции РФ различного рода ограничения для участия человека и гражданина в выборах. С учетом имеющегося политического опыта и выявленных недостатков законодательства назрела политическая необходимость принятия Избирательного кодекса Российской Федерации. В данном кодексе все нормы и процедуры должны быть подчинены главному конституционному положению, сформулированному в статье 32 Конституции РФ. А именно: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть вторая статьи). Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (часть третья той же статьи)". Указанные права избирать и быть избранным Конституция РФ относит к основным правам человека, предусмотренным в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина", а в соответствии с частью 2 статьи 17 Основного закона "основные права человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения".

Второе. Формальное, а не содержательное исполнение норм Конституции РФ и согласующегося с ней законодательства может приводить к конфликтным ситуациям. Как усматривается из сообщений средств массовой информации, избирательная комиссия Москвы и некоторые участковые избирательные комиссии формально отнеслись к исполнению своих полномочий при проверке собранных подписей в поддержку того или иного кандидата в будущие депутаты. Если бы не было этой формальности, то во главу угла должен был бы встать вопрос, как лучше обеспечить реализацию основного права "быть избранным" кандидата. На деле же получилось, как не допустить человека к выборам, формально ссылаясь на графологов о возможных несоответствиях подписей лиц, выступивших в поддержку кандидата. Чтобы устранить такие конфликты избирательным комиссиям следовало бы самим вызвать граждан, подписи которых вызвали сомнения у графологов, и удостовериться, ставил ли человек подпись или нет. Ведь члены комиссий обязаны понимать, что для оценки подлинности подписи требуются экспериментальные образцы и образцы свободного почерка индивида. К сожалению, этого не случилось. В результате многие известные кандидаты были искусственно лишены права избираться. Не ошибусь, если скажу, что у членов комиссий наверняка были в жизни случаи, когда в зависимости от условий подписания видоизменялась подпись. В данном случае кандидаты собирали подписи что называется на марше, на улицах, в подъездах. Почему не учитывались условия сбора подписей - не понятно. Уверен, например, что отец и сын Гудковы никогда не стали бы заниматься фальсификацией подписных листов.

Третье. Избрание "отвергнутыми" в регистрации кандидатами "митингового" пути, то есть через обращения к избирателям, вместо включения установленного порядка обжалования в судебные органы в свою очередь усугубило положение и привело к создавшейся конфликтной ситуации, о которой идет речь в комментарии. А ведь потерпевшая сторона (обобщаю всех отвергнутых в регистрации) обладало преимуществом при рассмотрении дел в суде при правильном составлении исковых заявлений. Потому что на гражданина распространяется по таким категориям дел принцип презумпции невиновности, а на государственный орган принцип презумпции виновности в нарушении прав гражданина. Как выяснилось, среди участников митинга были мягко говоря "заинтересованные" в силовом столкновении с правоохранителями. В результате - очередные задержания и аресты. А конфликт ведь в сути не исчерпан. Возможно, следует использовать телеканал ТВЦ, взаимодействующий с правительством Москвы, для разъяснения сложившейся ситуации. Причем с приглашением конфликтующих сторон. Одностороннее освещение событий не имеет никакой перспективы для понимания.

И, наконец, четвертое. Многие конфликтные вопросы можно было бы избежать, если бы должную активность и заинтересованность в недопущении конфликта проявили руководящие органы политических партий вообще и, в частности, выдвинувших своих кандидатов на предстоящие выборы в нашей столице.

С удивлением, например, узнал из средств массовой информации о том, что некоторые политические партии делали ставку не на выдвиженцев от партии, а на членов партии, выступающих в роли самовыдвиженцев. Этот новый политический тренд свидетельствует о существенных недочетах в сфере партийно-политического строительства. Полагаю, партия, отказывающаяся от официальной борьбы за власть, обречена на уход с политической арены. Боязнь проигрыша на региональных выборах несомненно приведет к проигрышам на федеральных выборах, так как партия перестает ощущать запросы общества и граждан.

Что касается вопроса вашего агентства относительно перерастания кризиса, произошедшего в Москве 27 июля, в общероссийский, то, полагаю, его наступление маловероятным. А вот результаты выборов в сентябре безусловно будут влиять на будущий расклад политических сил в стране и их изменение в преддверие уже недалеких выборов в Государственную Думу.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Вместо того, чтобы мазать одной черной краской наше советское прошлое, было бы лучше дать объективную оценку тому волчьему капитализму, который установился у нас сегодня. В то время как советский опыт стал ориентиром для того, чтобы социал-демократические преобразования в Европе и Америке были реализованы быстрым, прорывным путем. И именно благодаря этому им удалось избежать опасности быть поглощенными какими-то революционными процессами

Нелепо требовать декларации о доходах от сельских депутатов, которые не получают никакой зарплаты. Люди резонно говорят, что они не имеют никаких преимуществ от этой своей деятельности, а их еще заставляют мучиться и собирать какие-то бумажки, справки. И не случайно сельские депутаты, в том числе довольно активные, нередко складывают свои полномочия, поскольку предпочитают избавиться от лишней суеты

Трудно сказать, как можно относиться к инициативе Венедиктова, потому что только реальные события могут показать, как будет работать система наблюдателей на митингах от ОП. То ли она будет одобрять любые действия властей, если учесть, что состав Общественной палаты определяется как раз органами местной власти. То ли это действительно будут люди, которые смогут выручать горожан в случаях недобросовестных действий полиции. Поэтому единственное решение - восстановить право граждан на свободу ...

Российское законодательство о митингах и без того очень жесткое. И нам надо было бы идти в противоположном направлении. Нужно облегчать возможности проведения санкционированных митингов, - для того, чтобы не возникали несанкционированные. Чем больше у нас будет разрешенных митингов, тем меньше будет митингов несанкционированных, и соответственно, меньше разгонов, и меньше озлобления части общества против тех, кто эти митинги разгоняет