Валерий Семенов: Нам нужно развивать реальный сектор, чтобы и внутри страны, и за ее пределами торговать собственной продукцией
07.08.2019 23:12
Валерий СеменовЗдесь нельзя не согласиться. Когда наша экономика была практически полностью зависима от нефтегазовых ресурсов, и в большей степени от экспортной составляющей нефтегазовой отрасли, естественно, падение цен на нефть отразилось и на ВВП. Структура доходов наших основных предприятий существенно изменилась в отрицательную сторону, что повлекло и общую тенденцию падения экономического роста.
Наверное, свою негативную роль сыграли и санкции, потому что ряду наших отраслей пришлось в связи с санкциями перестраиваться. Но стоит отметить, что перестроились они достаточно быстро, поэтому удалось минимизировать потери ВВП от санкций. Более того, появился и положительный момент, когда ряд наших предприятий начали выпускать ту продукцию, которая попала под санкции. Стало развиваться импортозамещение, и по многим позициям мы получили рост ВВП.
Ну а для поднятия ВВП в целом по экономике у нас сегодня достаточно эффективно работает нефтегазовый комплекс. Понятно, что сейчас не те цены, когда нефть стоила за 100 долларов за баррель, тем не менее, это цены, которые дают возможность работать в плюс.
Мне кажется, сегодня нам просто нужно в большей степени развивать реальный сектор экономики. Лично на мой взгляд, у нас пока очень мало структур, реально выпускающих собственную продукцию высокого качества, которая была бы востребована как внутри страны, так и за рубежом. К сожалению, экономический сектор у нас сегодня очень зависит от торгового сегмента, от предприятий, которые торгуют не собственной продукцией, а той, которая закупается, перекупается, и т.д. Это не дает того двойного эффекта, который можно было бы получить при собственном производстве продукции и при торговле этой продукцией – как у себя в стране, так и за ее пределами. Поэтому я думаю, серьезное внимание нужно уделять именно этой проблеме. Да, торговля у нас растет, но это дает экономике очень маленький прирост. Понятно, что есть рабочие места, есть налоговые поступления, но отсутствует тот самый двойной эффект, о котором я только что сказал.