Роботизация нам не угрожает, поскольку скоро ни заводов, ни фабрик не останется. Парламентарии о причинах безработицы
10.09.2019 18:36
Больше 20 млн россиян могут потерять работу из-за «автоматизации». К 2030 году компетенции 45,5% работников в России будут неактуальны и им придется либо уйти с рынка труда, либо переобучаться. Такие выводы представлены в исследовании РАНХиГС, с которым ознакомились «Известия». Эта оценка касается только формально занятых граждан, то есть официально трудоустроенных.
Оказалось, что роботам можно поручить большую часть работы в гостиничном и ресторанном бизнесе (под риском автоматизации находятся 73% занятых здесь), обрабатывающих производствах (60%), сельском и лесном хозяйстве (58%), розничной торговле (53%) и добыче полезных ископаемых (51%).
«Правильно говорить именно о подверженности автоматизации. Но то, что ты подвержен (то есть потенциально можешь быть заменен с учетом технологий), ни в коей мере не означает, что тебя заменят завтра, — подчеркнул в беседе с «Известиями» автор работы, врио заведующего лабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС Степан Земцов. — Процесс сильно растянут во времени, есть возможность переучиться, поменять свои функции».
По мнению авторов, «рискам цифровизации и автоматизации» будут подвержены 20,1 млн человек. Вероятным решением проблемы может стать введение налога на роботов (собранные средства можно направить на социальную помощь) или переход на четырехдневную рабочую неделю.
Дополнительное налоговое обременение затормозит развитие прогрессивных технологий и видов деятельности, что будет снижать конкурентоспособность России на мировом рынке, сказали «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития.
Ситуация может стабилизироваться и без вмешательства государства, считают эксперты, поскольку процесс будет растянут во времени.
Согласны ли Вы с прогнозом экспертов РАНХиГС по развитию ситуации с безработицей в стране? Какие факторы, на Ваш взгляд, могут вести к росту безработицы в России в ближайшие 10 лет? — с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.
10.09.2019 18:36
Ну во-первых, я не вижу никакой угрозы роста безработицы со стороны робототехники. Дело в том, что пока у нас в значительной степени распространена дешевая рабочая сила, а роботы – это дорого.
Второе. Россияне лишаются работы прежде всего потому, что у нас снижается реальное производство. А если снижается реальное производство, то у людей исчезают деньги. Соответственно, и сфера услуг, включая гостиницы, рестораны и все остальное, тоже будет сокращаться, потому что люди просто не смогут всем этим пользоваться.
Так что, я думаю, в данном случае нам представлено чисто теоретическое исследование. К практике оно не имеет никакого отношения. Главная наша проблема не в роботах, а в том, что налоговая политика в стране очень жесткая. Она приводит к тому, что у нас снижается уровень реального производства. Да плюс еще не дающая нормально развиваться реальному производству тарифная политика тех монополий и госкорпораций, о которых мы постоянно говорим. Поэтому не надо думать о роботах, а надо думать о том, что делать с налоговой системой, и что делать с монополиями и госкорпорациями. Вот где основная проблема нашей страны. А про роботов можно забыть.
Николай Арефьев
1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ
10.09.2019 18:36
Я думаю, что рост безработицы от роботизации нам пока не угрожает. Скорее всего, это угрожает Западной Европе, где роботизация как раз очень сильно внедряется. Понятно, что буржуи хотят заменить рабочий труд, чтобы не платить даже те 10%, которые уходят на зарплату работникам.
В России с роботизацией ничего пока не связано, и безработица имеет у нас совсем другую природу. У нас просто закрываются предприятия, и сегодня появилось уже такое выражение: экономическая демография, т.е. ситуация с «рождаемостью» и «смертностью» предприятий. Так вот, «смертность» предприятий в стране сегодня в 3 раза опережает их «рождаемость», и этот процесс не останавливается. При этом по данным официальной статистики безработица у нас якобы падает. То есть, предприятия закрываются, рабочих выгоняют на улицу, а безработных становится все меньше! Чем меньше предприятий, тем меньше безработных. Куда же они, интересно, деваются?!
Это говорит о том, что как только Росстат подчинили Орешкину, он стал выдавать такие вот удивительные вещи. Причем, они одни цифры фальсифицируют, а все остальные данные под эти цифры не подводят. Вот и получается, что недавно безработица у нас была 5 миллионов, а сейчас 3,5 миллиона, и сокращается с каждым днем. А закрытие предприятий при этом втрое превышает появление новых. Ну такого же быть не может! Значит, официальные данные по безработице фальсифицируются.
Кстати, о реальной ситуации с безработицей они сами недавно проболтались, когда принимали закон о налоге на самозанятость. Тогда со стороны правительства прозвучало, что у нас 30 миллионов людей нигде не работают и никаких налогов не платят. Ну и решили, что они самозанятые, и обложили их налогом. Так вот, эти 30 миллионов – это не самозанятые, а как раз безработные. За рубежом таким людям платят пособия, а у нас, мало того, что людей работы лишили, так еще и налогом обложили!
Поэтому уже сегодня из 72 миллионов работоспособного населения у нас 35 миллионов являются безработными. И не случайно правительство уже на полном серьезе рассматривает вопрос о переходе на четырехдневную рабочую неделю. Дело в том, что в стране где-то половина работоспособного населения работает не полную рабочую неделю и не полный рабочий день. Бизнес пытается это скрыть, но скрывать это уже невозможно. Вот сейчас и подводят к четырехдневной рабочей неделе всю экономику, за исключением предприятий с непрерывным циклом. А это будет означать сокращение зарплат и еще большее снижение уровня жизни населения.
Поэтому, роботизация нам не угрожает. Где нам размещать всех этих роботов, когда ни заводов, ни фабрик скоро вообще никаких не будет? Роботизация реально угрожает Западу, но там уже начали решать эту проблему. Допустим, в Германии людей кое-где досрочно отправляют на пенсию, но зато с пенсионным пособием примерно на уровне заработной платы. То есть мы видим, что там использует человеческий подход. А что у нас? У нас подход, напротив, абсолютно нечеловеческий: 30 миллионов выгнали на улицу, новой работой не обеспечивают, и при этом заставляют еще и налог платить.