Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Грефу надо не советы давать, а ответить, какие он сам принимал решения будучи главой Минэка. Парламентарии о выступлении главы Сбербанка

14.09.2019 10:55


Ключевой проблемой российской экономики остается неэффективное управление. Устаревшими инструментами не добиться экономического роста. Такое мнение высказал глава Сбербанка Герман Греф на пленарной сессии Московского финансового форума, сообщает корреспондент РБК.

«У нас нет бизнес-модели будущего, модели прорыва, — констатировал Греф. — Нет консенсуса о том, что надо делать, а значит, не может быть решения — как».

Проблема, по его словам, не связана с количеством денег. «В эффективной модели в отсутствие ресурсов можно найти решение, в неэффективной с избытком ресурсов — единственное, что производится, — большое количество шума», — сказал глава Сбербанка, отметив, что поэтому происходят попытки «найти решение у соседа». «Нацпроекты не дадут искомого результата из-за недостаточно качественного структурирования. Там нет каких-то гигантских ресурсов — это миф». По его мнению «часть вещей в нацпроектах хорошие и правильные, но в своей совокупности они не дадут результата».

«Эти же самые ресурсы, на мой взгляд, нужно направить на абсолютно другие цели, — уверен глава Сбербанка. — Старый инструментарий не работает, [в развитых странах] технологии совершенно взорвали все сферы — сферу управления в первую очередь».

По словам Грефа, количество чиновников в 2000 году было 1 млн 156 тыс., а сейчас 2,2 млн чиновников. «Количество чиновников явно избыточно, и нам нужны другого качества чиновники», — считает Греф.

«В следующем году будем сокращать», — отреагировал первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов. На заявление Грефа он возразил, что «нацпроекты дадут движение вперед — это поддержка малого и среднего предпринимательства, производительности труда, экспортеров, инфраструктуры, цифры — это просто не может не сработать».

«Нацпроекты действительно помогают. Это серьезный инструмент, но не единственный. Нам нужны другие структурные инструменты», — продолжил Силуанов.

«Такой макроэкономики, как в России, пожалуй, нет ни в одной другой стране. Но микроклимат — защита прав собственности, условия ведения бизнеса, доступность ресурсов — находится в самом низу», — констатировал первый вице-премьер. Государство должно гарантировать предпринимателям неизменность условий, обеспечить защиту прав собственности, «не кошмарить бизнес», заключил Силуанов.

На 13 нацпроектов до 2024 года планируется потратить почти 26 трлн руб. Кураторами проектов выступают вице-премьеры, а руководителями — министры.

Что Вы думаете по поводу заявления Грефа? За счет чего, на Ваш взгляд, можно добиться эффективности управления и экономического роста в стране? — с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям. 

Сергей Лисовский

Член комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ, профессор, сенатор от Курганской области (2004-2020). Член ЕР

14.09.2019 10:55

Вы знаете, все то же самое я слышал в выступлении Грефа ровно год назад, и в прошлом году я так же с ним согласился. Но ничего не изменилось – воз и ныне там!

А чтобы что-то изменилось, нужно просто работать и принимать, возможно, неудобные для кого-то решения. Дело в том, что у нас за эти годы сформировалась огромная масса чиновников, их семей, их родственников, которых все устраивает. Поэтому, чтобы провести реальную реформу управления, потребуется воля руководства страны, поскольку такая реформа неизбежно встретит огромное противодействие. Это противодействие будет исходить от огромной группы людей, которая, по моим оценкам, составляет более 10 миллионов граждан страны. Они обладают ресурсами, обладают административным потенциалом, и просто так свои «завоевания» они не отдадут.

Поэтому надо принимать очень жесткие решения, чтобы вот это противодействие преодолеть. Обратите внимание, сегодня любая реформа, даже незначительная, встречает сначала своего рода «итальянскую забастовку», по сути саботаж, а потом и активное противодействие.

Николай Харитонов

Председатель Комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики. Фракция КПРФ

14.09.2019 10:55

Герман Греф в свое время сам был министром экономики, самым активным образом участвовал в формировании первых шагов экономики молодой России. И кому как не ему из окон его ведомства было видно и понятно, что нужно делать!

А сегодня он возглавляет мощнейшую финансовую структуру, государственный Сбербанк. У них только за прошлый год прибыль составила, по-моему, 800 млрд рублей. Понятно, что он сидит сегодня на денежном мешке. Но чего давать советы, когда у нас за финансово-кредитную политику отвечает Центробанк во главе с Набиуллиной? И все банки, включая Сбербанк, этой политике подчиняются.

И президент, и премьер уже устали говорить, что малому и среднему бизнесу у нас к кредитам не подойти, проценты неподъемные. Сколько можно тогда советы давать, эти бесконечные форумы проводить с бесплодными дискуссиями? Греф уже сколько лет в кабинетах исполнительной власти, а финансовая политика в сторону реального производства, малого и среднего бизнеса так и не повернулась! Ему надо не советы давать, а ответить, куда он в свое время смотрел, что предсказывал, какие принимал решения.

Наверное, президенту уже хватит стесняться, и пора спрашивать с таких людей, как когда-то спрашивал Сталин, который подчеркивал, что у любой проблемы есть имя, фамилия и адрес. Вот, Греф обмолвился, что нам нужны чиновники другого качества. Так может и на место Грефа нужен другой человек? Может, вместо Набиуллиной надо пригласить другого человека, который понимает и знает реальный сектор экономики и его проблемы? Может, и бригаду т.н. новых управленцев надо поменять, если они тоже не понимают, в какой поддержке нуждается реальный сектор экономики? Сколько уже на моей памяти сменилось и губернаторов, и министров, но никто пока не ответил за свой период деятельности, не объяснил, почему у нас так и не заработала система поддержки реального производства, малого и среднего бизнеса.

Сергей Катасонов

Депутат ГД РФ VI и VII созывов, фракция ЛДПР

14.09.2019 10:55

Ну во-первых, многое из того, что сказал Греф, является истиной. Но следует отметить, что говорить мало – нужно что-то делать. Тем более, что Греф – это человек, который определяет и политику в банковской системе, и отчасти влияет на решения, принимаемые Центральным банком.

Поэтому говорит он правильно, но говорить можно бесконечно. И к кому обращен его вопрос об отсутствии эффективной модели экономического роста? Пусть предложит эту модель! У нас Сбербанк имеет уже триллионную прибыль – вот пусть они и предложат такую модель президенту, Государственной Думе. А каждый год констатировать на форумах, что у нас нет внятной модели, что мы не понимаем, куда идем, что у нас много чиновников – это только сотрясание воздуха.

Действительно, и в нересурсной экономической системе, когда ресурсы ограничены, но задачи сформулированы правильно, четко и оптимально, можно осуществить прорыв. И наоборот, при избытке средств, как в нашей стране, при профиците, но при отсутствии логики в экономических делах, можно иметь совершенно обратную картину. Сегодня мы это как раз и видим. Но еще раз подчеркну, что пора от слов переходить к делу. Греф, Костин и остальные деятели, которые собрались на форуме, - это люди, которые отвечают за наличие такой модели, за ее защиту, за прорыв и все остальное.

Принцип, который действует в нашей экономике сегодня – это сохранение стабильности на уровне стагнации. Мы не пытаемся совершать резких движений, которые привели бы к прыжку, и за это платим тем, что практически ничего не меняется ни в экономике, ни в социальной сфере. А нам нужно наконец определиться, какие мы ставим задачи, и какой должна стать экономика. Считаю, что мы должны отказаться от мифа, что у нас 50% ВВП должны формировать малые и средние предприятия. Для нашей экономики это нереально, потому что у нас 70% ВВП формируется государственной экономикой. И надо определиться: мы и дальше идем по этому пути? Я такого пути не отрицаю, но тогда надо качественно поменять руководство и топ-менеджмент госкомпаний и всех госструктур, которые должны осуществлять прорыв в экономике. Либо мы должны принять точку зрения Артемьева и признать, что нам нужно уходить от государства в экономике и переходить от системных управленцев к эффективному частному бизнесу.

Главное, мы должны понять, что задачи малого бизнеса – занять людей, дать им работу, обеспечить нормальную зарплату. А ВВП – это как раз Греф, Костин, это вся та банковская система, которая сегодня не дает средства на развитие производства. Вот, к примеру, недавно президент поручил обеспечить на Дальнем Востоке ипотечную ставку под 2%. А я уже не раз говорил о том, что нам нужно под 2% обеспечить целевые ставки на развитие производства. Пусть наши банки кредитуют подобным образом те дееспособные предприятия, которые у нас еще остались. Допустим, создается на таких предприятиях новое производство, создается бизнес-план, и под это нужно выдавать кредитные средства, в том числе через Сбербанк, ВТБ и т.д., по инвестиционной ставке. Пора начинать развивать инвестиционные проекты, предоставляя дешевые кредиты под конкретную ответственность, под гарантии создания новых рабочих мест. Все это в результате и будет развивать нашу экономику.

Валерий Гартунг

Председатель Комитета ГД по защите конкуренции, фракция "СРЗП"

14.09.2019 10:55

Абсолютно согласен с Грефом. Все правильно он говорит, готов подписаться под каждым его словом. В принципе, у нас все знают и понимают, что мы что-то делаем не так. Поэтому вопрос в том, как делать правильно.

Первое. Нужно вернуть конкуренцию в политике. Пока этого не произойдет, с кадрами у нас всегда будут оставаться большие проблемы. Посмотрите, у нас везде клановость, родственные связи – ужас просто! За редким исключением люди в госструктурах, в особенности госкомпаниях и госкорпорациях подбираются по профессиональным качествам. Как правило, госструктуры рассматриваются как кормушка, они работают на менеджеров высшего звена, обогащают их, а вот их деятельность оказывается крайне неэффективной. Эту порочную практику надо менять.

Второе. Действительно, нацпроекты сами по себе никакого развития не дадут. Что тогда нужно делать? Прежде всего нужно снижать налог на добавленную стоимость. То есть, меры поддержки товаропроизводителей не должны быть избирательными, как сейчас: по отдельным компаниям, отдельным направлениям. Нет, должен быть универсальный механизм, который помогал бы предприятиям, создающим продукцию с наибольшей добавленной стоимостью. А для этого первое, что нужно делать – снижать НДС, и я планирую в ближайшее время подготовить соответствующий законопроект. Считаю, что НДС нужно снижать с нынешних 20% до 15%. Обратите внимание, что в Китае НДС составляет сейчас 17%, причем это максимальная ставка, и там на разные группы товаров есть НДС и в 15%, и в 11%. А у нас 20%! Понятно, что при такой ставке ничего развиваться не будет. Поэтому, учитывая, что нам нужны темпы экономического роста выше, чем в Китае, НДС нам нужно иметь ниже, чем у них.

Тогда у нас появится шанс на экономическое развитие. Это серьезнейший шаг, который, я думаю, даст от 5 до 7% ежегодного прироста добавленной стоимости в обрабатывающих секторах, благодаря чему структура экономики у нас наконец-то начнет меняться. Причем, среди обрабатывающих отраслей нужно выделить локомативные отрасли, в которые опережающе вкладывать деньги и предоставлять дополнительные льготы. Это IT-индустрия, это робототехника, авиастроение, космос, ну и конечно же сельское хозяйство, где у нашей страны от природы существует глобальное преимущество. Естественно, необходимо поддерживать потребительский спрос, а для этого прежде всего нужно добиваться повышения заработных плат и производительности труда, вкладывая деньги в образование. Нужно улучшать качество жизни, увеличивать продолжительность жизни и вкладывать деньги в здравоохранение.

Но и этого мало. Необходимо, конечно же, переносить налоговую нагрузку со сферы производства на сферу потребления. Нужно делать плоскую шкалу страховых взносов, вводить прогрессивную шкалу подоходного налога, и опять же, вкладывать деньги в развитие образования, которое у нас деградирует. Если вы не предоставляете гражданам возможность получить современное образование, вы заранее делаете их неконкурентоспособными в мировой глобальной конкуренции за рабочие места. При этом, наблюдая за глобальной конкуренцией, нужно давать преференции отечественным товаропроизводителям, развивать систему протекционистских мер и развивать внутреннюю конкуренцию, убирая нынешнюю олигополию на российском рынке. Еще раз подчеркну, что у нас должна работать конкуренция: и экономическая, и политическая. Вот что нужно развивать внутри страны!

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

"Создание каких-то мощных агломераций, наверное, возможно. Только возникает вопрос: а за счет каких средств, за счет какой мотивации? Если это не культурный центр, не политический центр, не центр экономической жизни, значит нужно придумывать что-то такое, чтобы туда тянулись люди. Да, можно построить где-то новые города. А кто там будет жить, чем там люди будут заниматься?"

"Первое, с чего Хуснуллину надо начать – это проанализировать ситуацию, когда мы многократно поднимали тарифы на 20, 30, 40, 100%, и объясняли этой программой модернизации. То есть, сегодня в отношении Росводоканала, ТГК, всех компаний, которые работают в этой отрасли, нужно проверить, выполнили они инвестиционную программу, или нет. Если не выполнили, то должны привести ее в нормативное состояние, а если выполнили, то тогда у них и не должно быть тарифов, диктуемых вот этой модернизацией..."

"Чубайс, конечно, слуга доллара, Соединенных Штатов Америки, и потому излагает позицию США и их союзников в той же Европе. Суть этой позиции очень простая. США и их союзники, которые вместе представляют всего лишь 10% человечества, живут за счет оставшихся 90%. Например, 80% всех валютных ресурсов человечества – это доллар и евро. А выпускают их и выгодоприобретателями являются государства, где проживает всего лишь 10% от всего народонаселения планеты. Поэтому с этих позиций Чубайс прав..."

"У нас уже несколько поколений автовладельцев, которые пользуются автодорожной сетью, выплатили государству сполна через всевозможные, скажем так, финансовые обременения, фискальные выплаты, налоги и прочее. Поэтому неприемлемое совершенно предложение, которое говорит о патологической жадности и недалекости авторов подобных идей. Прибыль ведь получают с оборота. Если будет дешевый проезд по платным трассам, люди будут этими трассами пользоваться. А если вы завышаете тарифы, уменьшится поступл ...

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...