Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

У нас всегда получается так, что монополисты в ЖКХ повышают свои тарифы, стимулируют тем самым общий рост цен, а потом, ссылаясь на этот же рост цен, опять увеличивают свои тарифы

Как можно успешно выполнять майские указы президента, если регионы в долгах как в шелках? Парламентарии о предложении Андрея Макарова

27.09.2019 19:04


Одна из основных проблем, которая как дамоклов меч висит над регионами, – закредитованность, заявил председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров и предложил списать часть задолженности тем регионам, которые эффективно выполняют майский указ президента России Владимира Путина. Выполняя нацпроекты, регионы экономят огромные средства федерального бюджета, сказал он.

Это не прощение долгов, пояснил Макаров «Ведомостям»: достижение национальных целей само по себе имеет огромный эффект для федерального бюджета, когда в регионе растет экономика, трансферты из федерального бюджета сокращаются, если регион решает проблемы, снижается и нагрузка на бюджет.

Предложение интересное – будем рассматривать, сказал «Ведомостям» первый замминистра финансов Леонид Горнин: Минфин к списанию долгов относится «не очень позитивно», но будем искать компромиссы.

К началу сентября региональный долг снизился до 2 трлн руб., рассказал Горнин на Московском финансовом форуме. Почти половину регионы должны федеральному бюджету. За 2008–2018 гг. из него регионы получили больше 1 трлн руб. кредитов на рефинансирование коммерческого долга. В 2018 г. программа перестала действовать и регионы получили право реструктурировать кредиты до 2024 г. Первые два года действует льгота – регион может возвращать только 5% тела долга. Льготный период может быть продлен для регионов, доходы которых в 2018–2019 гг. превышали инфляцию, говорил Горнин.

Реструктуризация только отложила проблему долгов регионов, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин, через несколько лет они все равно столкнутся с необходимостью расплачиваться по кредитам и некоторым придется для этого снова занимать деньги на рынке.

Пока правительство дополнительно стимулировать регионы выполнять майский указ планирует с помощью грантов (всего 20 млрд руб., но сумма может быть увеличена до 50 млрд).

Списание же долгов поможет регионам, считает вице-президент агентства Moody’s Семен Исаков: в условиях профицита федерального бюджета острой необходимости возвращать кредиты нет, зато регионы смогут снизить долговую нагрузку и даже, возможно, начнут занимать, чтобы увеличить расходы без ущерба для своего бюджета.
Это хорошая мера, но существенно ситуацию в регионе не изменит, говорит губернатор Пермского края Максим Решетников. Нужно, чтобы у регионов были собственные доходы, а выпадающие доходы компенсировались, сказал он: например, отмененный налог на движимое имущество был заложен в трехлетние бюджеты, но потерянные доходы компенсированы пока лишь за 2019 г. Списывать долги нужно осторожно, говорит один из региональных чиновников, чтобы регионы не восприняли это как обычную практику. Выполнить же майский указ смогут единицы, если смогут вообще, считает другой региональный чиновник.

Как Вы относитесь к инициативе Андрея Макарова? Насколько она реалистична? Как, на Ваш взгляд, должна решаться проблема задолженности регионов? — с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

27.09.2019 19:04

Макаров, конечно, большой специалист, и предложение его довольное интересное. Но с моей точки зрения, еще интереснее другое. А как можно успешно выполнять майские указы президента, если регионы в долгах как в шелках? Дефицит бюджета регионов подходит сегодня уже к 3 трлн рублей, долгов - 3 трлн. Как можно при долговых обязательствах, когда на обслуживание долгов уходит почти третья часть доходов региональных бюджетов, выполнять майские указы президента без финансовой поддержки федерального центра? Того самого федерального центра, который обдирает эти регионы как только может!

К примеру, я только недавно приехал из Астрахани, где уже были вынуждены внести поправки в областные программы с целью уменьшения финансирования, выделяемого как раз на майские указы президента, потому что денег нет. И при этом им приказали, чтобы профицит регионального бюджета составил 6 млрд рублей. Получается какая-то дурацкая игра. С одной стороны, регионам приказывают, чтобы у них не было бюджетного дефицита, а был профицит, т.е. они должны показать, что у них денег куры не клюют, и что они успешно выполняют указы президента. А с другой стороны, у большинства наших областей и республик долговые обязательства либо приближаются, либо уже превысили доходную часть бюджета. Выполнять в таких условиях майские указы президента просто невозможно.

Надо сначала снять с регионов долговые обязательства, потом дать им какие-то кредиты, или субсидии, или субвенции, чтобы они смогли выполнять майские указы, и только тогда за что-то спрашивать. А то связали регионы по рукам и ногам и говорят, что хотят им помочь, но только если они будут что-то выполнять. Но что можно выполнять, если ты не имеешь никаких средств?

Поэтому предложение Макарова хорошее, великолепное, но только телегу здесь поставили впереди лошади. Вы сначала снимите долговые обязательства с регионов, которые вы все это время только обдирали, ничем не помогая, а потом контролируйте, что и как будет ими выполняться.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

27.09.2019 19:04

Безусловно, те регионы, которые добиваются успехов в реализации указов президента, должны поощряться. Поощрение может быть в виде либо дополнительных трансфертов, либо списания долгов, что в принципе равнозначно. Поэтому я очень хорошо отношусь к данной инициативе, считаю ее правильной.

Главное, чтобы помощь и поощрение были дифференцированы в зависимости от результатов, от успехов, достигнутых как при реализации президентских указов, так и при увеличении доходной части региональных бюджетов. Можно получить больше трансфертов из федерального бюджета и добиться целей, поставленных президентом. А можно и не прося дополнительных денег из бюджета увеличить доходы своего региона, что более важно. И в этом случае регион должен получать еще большую поддержку. Вот так бы я развил инициативу Макарова.

Если говорить о проблеме долгов регионов в целом, то нужно просто перераспределить доходы в пользу регионов, добившись пропорции 50 на 50. То есть 50% доходов, формируемых в регионе, должны оставаться в этом регионе, за исключением природной ренты. Последняя не связана ни с активностью бизнеса и с его поддержкой, ни с развитием экономики, - она связана с запасами природных ресурсов, которые находятся на той или иной территории. Поэтому природная рента должна распределяться тоже между регионами и федеральным центром, но уже в другой пропорции.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Проблема не в курсе рубля, а в монополизации российской банковской системы, в монополизации сырьевых секторов, в завышенных аппетитах естественных монополий, которые мешают развиваться на конкурентных рынках нашим производствам. У нас отсутствуют справедливые суды, что создает высокие риски для предпринимательства, несправедливо распределяются бюджетные расходы, деньги в казну собираются, а на граждан не тратятся. Вот о чем надо говорить, потому что это действительно реальные и наболевшие проблемы

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Закон должен быть более суров в отношении лиц, которые обладают доступом к власти и бюджетным ресурсам. И они должны заранее подписывать согласие на то, что его могут прослушивать круглосуточно. И не просто декларации они должны сдавать, а все должно тщательно проверяться, и при этом обязательно надо расширять круг декларантов, чтобы о доходах отчитывались и дети совершеннолетние, и браться, и сестры, и тещи, и т.д. И плюс детектор лжи: давайте его почаще использовать в отношении ответственных д ...

Мигрантов, которые потеряли работу, живут скученно, в антисоциальных условиях, нужно немедленно из России вывозить! А на то время, пока они продолжают у нас проживать, конечно, их надо обеспечить, но не пособиями, не социальными гарантиями, а просто едой, и в этом заключается существенная разница. Не деньги им нужно давать - они не должны ходить по магазинам, а должны пребывать в жестком карантине. Нужно выявить их всех усилиями той же Росгвардии, полиции, обеспечить едой, и готовить к возврату ...

Поддержав изменения в Конституции, люди прежде всего голосовали за социальные поправки. Поэтому не стоит переоценивать того, что произошло. В ходе минувшей видеоконференции, где президент беседовал с членами рабочей группы по подготовке поправок, Владимир Путин отметил, что теперь предстоит принять массу законов, чтобы действие обновленной Конституции ощутили на себе граждане

Проблема не в курсе рубля, а в монополизации российской банковской системы, в монополизации сырьевых секторов, в завышенных аппетитах естественных монополий, которые мешают развиваться на конкурентных рынках нашим производствам. У нас отсутствуют справедливые суды, что создает высокие риски для предпринимательства, несправедливо распределяются бюджетные расходы, деньги в казну собираются, а на граждан не тратятся. Вот о чем надо говорить, потому что это действительно реальные и наболевшие пробл ...

Монополисты повышают свои тарифы, стимулируют тем самым общий рост цен, а потом, ссылаясь на этот же рост цен, опять увеличивают свои тарифы. Надо вообще с тарифами серьезно разбираться. Они формально повышают тарифы на 2-3%, но при этом у них появляются дополнительные услуги, без которых вы не можете получить услуги основные. В результате официально тарифы поднимаются вроде бы на 2-3%, монополист отчитывается в этом перед правительством, а фактически люди начинают платить гораздо больше