Создается впечатление, что скоро кирдык придет всей государственной пенсионной системе, людей бросят и скажут: давай, сам копи и сам живи!

Перенаселенность Москвы - вина властей, которые по-прежнему надеются, что вот этот базар, который они называют сладким для них словом «рынок», все отрегулирует. Не отрегулирует, и рассчитывать на это бесполезно!

Не стоит ломать статус-кво, сложившийся сегодня при формировании Госдумы: парламентарии об увеличении доли одномандатников

24.10.2019 13:18


Фонд ИСЭПИ подготовил доклад, в котором спрогнозированы последствия изменения пропорции на выборах в Госдуму в пользу увеличения доли одномандатников до 75%. Согласно докладу, такой шаг может увеличить количество протестных одномандатных округов и снизить количество подписей, требуемых для регистрации, что облегчит процедуру выдвижения внесистемных кандидатов. Опрошенные “Ъ” эксперты считают, что в случае изменения пропорций выборы в одномандатных округах станут приоритетом для оппозиции.

Сейчас по закону 225 депутатов нижней палаты парламента избираются по партийным спискам, а 225 — по мажоритарным округам. Еще летом СМИ писали о том, что такое положение дел может измениться. Эксперты ИСЭПИ смоделировали изменения, которые претерпит политическая система, если доля одномандатников будет увеличена до 75%. Из доклада следует, что если Кремль пойдет на такие меры, это может помочь представителям оппозиции. При пропорции 25 к 75 одномандатных округов станет 337, а их средний размер сократится примерно с 500 тыс. до 327 тыс. избирателей.

Это означает, что для самовыдвижения и выдвижения от партий, не имеющих возможности выдвигать кандидатов без сбора подписей, автографов понадобится меньше, чем сейчас: требуемое количество снизится примерно с 15 тыс. до 9,6 тыс.

В перспективе новая схема формирования Госдумы, по прогнозам ИСЭПИ, могла бы привести к формированию трех крупных парламентских партий и нескольких «партий мажоритариев», чье представительство будет сформировано только за счет округов. При этом формальное представительство партий будет шире за счет локальных успехов самовыдвиженцев и кандидатов малых партий.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов полагает, что сейчас трудно определить, кому пошла бы на пользу новая пропорция, из-за большого количество переменных: например, общественных настроений, рейтинга ЕР, степени политизации, способности власти мобилизовать лояльных избирателей и масштаба недопуска кандидатов. Глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский отмечает, что исследование является «стартовым анализом»: многое будет зависеть от конфигурации в конкретных регионах ближе к выборам.
По информации “Ъ”, решение об изменении пропорции может быть принято уже к съезду «Единой России»; при этом ряд источников “Ъ” отмечают, что у идеи оставить пропорцию в нынешнем виде сторонников все больше.

Regions.ru: Что Вы думаете по поводу прогноза экспертов на случай, если пропорции на выборах в Госдуму изменятся в сторону увеличения одномандатников? Какие последствия, на Ваш взгляд, это может иметь?

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

24.10.2019 13:20

Начну с того, что я 6 раз избирался именно в одномандатном округе. И я точно знаю, что возможности манипулирования в одномандатных округах выше, чем при партийных списках. При этом выборы в Москве показали, что даже когда они проходят исключительно по одномандатным округам, при высоком уровне недовольства граждан партия власти может существенно терять голоса. Понятно, что в Москве оппозиция набрала значительно больше, чем первоначально планировалось.

Но страна в целом от возможного увеличения количества одномандатных округов, с моей точки зрения, проиграет, потому что парламент будет еще в меньшей степени отражать массовые настроения, чем это происходит сейчас. Ну например потому, что маленький одномандатный округ больше поддается финансовому манипулированию, попросту говоря – его легче купить, чем больший по размеру округ.

Поэтому я думаю, что если количество одномандатных округов будет увеличено, то парламент, соответственно, может превратиться вновь не в место для дискуссий. А чем меньше будет дискуссий в парламенте, тем больше будет дискуссий, в том числе не всегда законных, на улицах. С моей точки зрения правильнее было бы сохранить существующую пропорцию, обеспечив при этом более свободные выборы, не говоря уже о честном подсчете голосов. И если в России возникнет необходимость парламентских коалиций, на мой взгляд, российская политика и граждане от этого только выиграют.

Хочу еще раз напомнить, что существующее правительство категорически отказывается отдавать деньги людям и экономике, что Фонд национального благосостояния достиг уже 8 трлн рублей, и по прежнему из него денег людям не отдают. Это не только обеспечивает 6 лет подряд снижение уровня жизни, но и приводит к стагнации экономики. Соответственно, если деньги не будут отдавать людям и экономике, стагнацию мы не преодолеем. Это не мое мнение, а мнение экономической науки, в том числе Вольного экономического общества, целого ряда научных институтов, и т.д.

Поэтому, чем больше в Государственной Думе будет возможностей для дискуссии, чем больше будет представителей политической оппозиции, тем больше шансов, что экономическая политика будет скорректирована в пользу людей. А это значит, что у страны появится больше шансов обеспечить экономический рост и сохранить социальную стабильность.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

24.10.2019 13:20

Я считаю, что любые крайности плохи. В свое время, когда мы полностью перешли на партийные списки, это было неправильно. Мне кажется, оптимальным, сбалансированным является формирование Госдумы по принципу «50 на 50». Благодаря этому и вся страна представлена там регионалами, и представлен весь партийный спектр. Таким образом, Дума становится сбалансированной. А если мы передвинем маятник в ту или иную сторону, соответственно, мы этот баланс нарушим.

Если мы сделаем увеличение в сторону одномандатников, мы нанесем удар по партийной системе страны. И в этой ситуации даже трудно спрогнозировать, какая Дума может сформироваться. Почему те же эксперты не рассматривают ситуацию, когда, допустим, начнут набирать популярность какие-нибудь региональные силы, в том числе центробежные силы? А что если эти силы получат широкое представительство в Государственной Думе? Мне кажется, для такой многонациональной и многоконфессиональной страны как Россия это могло бы иметь очень серьезные, даже опасные последствия.

Конечно, мы можем получить депутатов, не представляющих никакие партии, внесистемных депутатов, и ничего плохого в этом нет: чем шире представительство в Госдуме гражданского общества, тем лучше. Но еще раз отмечу, мы не знаем, во что это может вылиться, если эти пестрые представители объединятся вдруг в крупные силы, которые по влиянию будут в Думе мощнее, чем федеральные партии. Кстати, когда я был депутатом Госдумы 3-го созыва, пропорция была, как и сегодня, «50 на 50», но влияние федеральных партий сводилось тогда «на нет» присутствием в Думе крупных межрегиональных групп. Напомню, что тогда были как фракции, так и депутатские группы. Я сам входил в такие группы: сначала в группу «Регионы России», потом в группу «Народный депутат». Это же региональщики там были все представлены. Да, тогда это положительно сказалось на стабилизации политической системы, но подчеркну, что пропорция была «50 на 50». А вот если бы тогда была пропорция «25 на 75» в пользу одномандатников, то не знаю, как бы события развивались.

Поэтому, я бы не ломал нынешний статус-кво. Мне кажется, сейчас ситуация сбалансирована. Система «50 на 50» позволяет получить свое представительство в Госдуме и партиям, отражающим разнообразие политических и идеологических течений, и различным ярким личностям из всех российских регионов.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

24.10.2019 13:20

Тема о предстоящих выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 2021 года безусловно уже сейчас волнует всех, кто задумывается о том, каким должен быть один из высших законодательных органов. Органа, одним из основных отличающих его признаком является представительство большинства избирателей нашей страны.

А поскольку фонд ИСЭПИ (институт социально-экономических и политических исследований) создан как исследовательский и аналитический центр, разрабатывающий концепции и проектные предложения для стратегических решений в области внутренней политики страны, то подготовленный им доклад о развитии политической системы страны представляет собой квалифицированный прогноз в случае изменения пропорций между выборами по партийным спискам и мажоритарным (одномандатным) округам. Если ныне в состав Госдумы входят 450 депутатов, 50% которых избраны по партийным спискам политических партий и 50% по одномандатным округам, то фондом сделан прогноз на состав палаты в случае изменения данной пропорции соответственно 25% на 75%.

Как представляется по первым впечатлениям, доклад, предлагая вариант основных изменений в избирательном законодательстве, совпадает с реализованной практикой партии "Единая Россия" на выборах в сентябре 2019 года, когда члены партии как кандидаты выступали в качестве "самовыдвиженцев". Почему напрашивается такая гипотеза? Потому что с учетом протестных настроений в обществе и снижающегося рейтинга партии есть основания предполагать, что при сохранении действующих пропорций (50% на 50%) имеется угроза резкого снижения результатов выборов этой партии по партийным спискам. Изменение же пропорций и использование института самовыдвиженцев создают по итогам выборов иллюзию на сохранение депутатского большинства данной партии путем объединения в соответствующую фракцию. Но это может действительно оказаться иллюзией, так как требуются существенные, привлекательные изменения в идеологии данной партии (а не с использованием правовых уловок), отвечавших бы интересам избирателей. Убежден, что для совершенствования политической системы требуется принятие Избирательного кодекса Российской Федерации с устранением всех искусственных препятствий для участия в выборах, для чего есть необходимая всесторонняя политическая практика.

В докладе не учтен еще один важнейший аспект. Своим предложением об изменении пропорций невольно наносится удар по государственной поддержке политических партий. Так, в соответствии со статьей 33 федерального закона о политических партиях осуществляется государственная поддержка политических партий, чем со стороны государства публично обеспечивается заинтересованность в построении эффективной партийно-политической системы в стране. В частности, пунктом 6 данной статьи предусмотрено следующее:

"Государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется:
      а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - ежегодно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;
       б) по результатам выборов Президента Российской Федерации - единовременно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных выдвинутым политической партией зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации.".         

Думаю, всем легко просчитать, что ежегодная финансовая поддержка партий, избранных по партийным спискам, согласно закону существенно снизится. А это, разумеется, отрицательным образом отразится на состоянии парламентских партий.

Что касается возможностей, как указано в докладе, появления оппозиционных кандидатов в депутаты, то без устранения в избирательном законодательстве различного рода "фильтров" реализация этой идеи выглядит проблематично.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Единый день голосования - 2018

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развозжаев сообщил, что официальные итоги выборов руководителя региона могут подвести в среду. Через сутки может быть собран Верховный совет, где избранный глава принесет присягу и приступит к обязанностям.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Вступление Крыма в состав России

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Если мы сделаем увеличение в сторону одномандатников, мы нанесем удар по партийной системе страны. И в этой ситуации даже трудно спрогнозировать, какая Дума может сформироваться. Почему те же эксперты не рассматривают ситуацию, когда, допустим, начнут набирать популярность какие-нибудь региональные силы, в том числе центробежные силы? А что если эти силы получат широкое представительство в Государственной Думе? Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны как Россия это могло бы им ...

Не надо всю Москву увешивать камерами для распознавания лиц, а просто надо ставить на границе приборы дактилоскопии, потому что для нас главное, чтобы на нашу территорию не заезжал враг. А в данном случае не о врагах думают, а о наших гражданах, которых опять начинают «кошмарить» и отслеживать, за деньги самих же наших налогоплательщиков. Нам нужно, чтобы в стране граница была на замке от нежелательных элементов, а не своих же граждан контролировать за их собственные деньги. У нас и так уже ...

Особенность российского парламентаризма заключается в следующем. Если в странах с развитой демократией правительство формируется парламентом, то в России парламент формируется правительством, точнее – администрацией президента. Поэтому, если на высоком уровне будет решено, что в Думе нужна партия системных либералов, то такая партия появится. Она может быть использована в противовес оппозиционным фракциям для того, чтобы проводить другие законы, которые будут работать в интересах большого бизн ...

Формирование Совета Федерации представителями от субъектов РФ делал центральную власть зависимой от региональных «баронов», укреплял их власть. Понятно, что это не способствовало единству Российской Федерации, и не случайно Путин поломал все, что работало на центробежные тенденции. Поэтому сегодня лучше перейти к прямым выборам сенаторов прямым голосованием, как это было с первым созывом, и тогда мы могли бы получить сенаторов, более ответственных перед своими регионами. К сожалению, нынешний по ...

На сегодняшний день есть угроза дальнейшего обострения отношений между Россией и США, и дальнейших действий США, направленных на то, чтобы уничтожить российское государство так же, как это было с Советским Союзом. Очевидно, что США продолжат действовать в этом направлении