Анатолий Лысков: Предложения по изменению пропорций при формировании Госдумы в пользу одномандатников наносут удар по государственной поддержке политических партий

24.10.2019 13:20

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье Не стоит ломать статус-кво, сложившийся сегодня при формировании Госдумы: парламентарии об увеличении доли одномандатников

Тема о предстоящих выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 2021 года безусловно уже сейчас волнует всех, кто задумывается о том, каким должен быть один из высших законодательных органов. Органа, одним из основных отличающих его признаком является представительство большинства избирателей нашей страны.

А поскольку фонд ИСЭПИ (институт социально-экономических и политических исследований) создан как исследовательский и аналитический центр, разрабатывающий концепции и проектные предложения для стратегических решений в области внутренней политики страны, то подготовленный им доклад о развитии политической системы страны представляет собой квалифицированный прогноз в случае изменения пропорций между выборами по партийным спискам и мажоритарным (одномандатным) округам. Если ныне в состав Госдумы входят 450 депутатов, 50% которых избраны по партийным спискам политических партий и 50% по одномандатным округам, то фондом сделан прогноз на состав палаты в случае изменения данной пропорции соответственно 25% на 75%.

Как представляется по первым впечатлениям, доклад, предлагая вариант основных изменений в избирательном законодательстве, совпадает с реализованной практикой партии "Единая Россия" на выборах в сентябре 2019 года, когда члены партии как кандидаты выступали в качестве "самовыдвиженцев". Почему напрашивается такая гипотеза? Потому что с учетом протестных настроений в обществе и снижающегося рейтинга партии есть основания предполагать, что при сохранении действующих пропорций (50% на 50%) имеется угроза резкого снижения результатов выборов этой партии по партийным спискам. Изменение же пропорций и использование института самовыдвиженцев создают по итогам выборов иллюзию на сохранение депутатского большинства данной партии путем объединения в соответствующую фракцию. Но это может действительно оказаться иллюзией, так как требуются существенные, привлекательные изменения в идеологии данной партии (а не с использованием правовых уловок), отвечавших бы интересам избирателей. Убежден, что для совершенствования политической системы требуется принятие Избирательного кодекса Российской Федерации с устранением всех искусственных препятствий для участия в выборах, для чего есть необходимая всесторонняя политическая практика.

В докладе не учтен еще один важнейший аспект. Своим предложением об изменении пропорций невольно наносится удар по государственной поддержке политических партий. Так, в соответствии со статьей 33 федерального закона о политических партиях осуществляется государственная поддержка политических партий, чем со стороны государства публично обеспечивается заинтересованность в построении эффективной партийно-политической системы в стране. В частности, пунктом 6 данной статьи предусмотрено следующее:

"Государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется:
      а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - ежегодно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;
       б) по результатам выборов Президента Российской Федерации - единовременно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных выдвинутым политической партией зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации.".         

Думаю, всем легко просчитать, что ежегодная финансовая поддержка партий, избранных по партийным спискам, согласно закону существенно снизится. А это, разумеется, отрицательным образом отразится на состоянии парламентских партий.

Что касается возможностей, как указано в докладе, появления оппозиционных кандидатов в депутаты, то без устранения в избирательном законодательстве различного рода "фильтров" реализация этой идеи выглядит проблематично.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Формирование Совета Федерации представителями от субъектов РФ делал центральную власть зависимой от региональных «баронов», укреплял их власть. Понятно, что это не способствовало единству Российской Федерации, и не случайно Путин поломал все, что работало на центробежные тенденции. Поэтому сегодня лучше перейти к прямым выборам сенаторов прямым голосованием, как это было с первым созывом, и тогда мы могли бы получить сенаторов, более ответственных перед своими регионами. К сожалению, нынешний по ...

Парламентарии комментируют

В свое время Брежнева ругали за то, что рост экономики составлял всего 3,5%, почему не больше и т.д. А в современной России уже 30 лет руководят, и никак не могут выйти на уровень экономики, который был в РСФСР в 1990 году! Мы все больше убеждаемся, что советская экономика была намного мощнее, динамичнее, и самое главное – результативнее. Но после разрушения СССР все ее результаты мы растеряли через приватизацию, разграбление и все т.н. «преобразования», которые проводились исключительно в интересах олигархов

Нелепо требовать декларации о доходах от сельских депутатов, которые не получают никакой зарплаты. Люди резонно говорят, что они не имеют никаких преимуществ от этой своей деятельности, а их еще заставляют мучиться и собирать какие-то бумажки, справки. И не случайно сельские депутаты, в том числе довольно активные, нередко складывают свои полномочия, поскольку предпочитают избавиться от лишней суеты

Трудно сказать, как можно относиться к инициативе Венедиктова, потому что только реальные события могут показать, как будет работать система наблюдателей на митингах от ОП. То ли она будет одобрять любые действия властей, если учесть, что состав Общественной палаты определяется как раз органами местной власти. То ли это действительно будут люди, которые смогут выручать горожан в случаях недобросовестных действий полиции. Поэтому единственное решение - восстановить право граждан на свободу ...

Скорее всего, предложенная Алексеем Куринным инициатива об увеличении ответственности за невыполнение законных требований депутатов и сенаторов будет отклонена, поскольку большинство Государственной Думы, состоящее из депутатов от «Единой России», голосует за то, чего требует правительство. А правительство с этой инициативой согласится вряд ли.. Но польза от нее все равно будет. Не исключено, что какая-то часть чиновников забеспокоится по поводу тех наказаний, которые предусмотрены сегодня, хотя ...