Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

Федеральная поддержка моногородов видна больше на бумаге, чем на деле: парламентарии о планах правительства по сокращению числа моногородов

30.10.2019 01:54


Количество моногородов в России может сократиться практически вдвое — с 321 до 170. Этот вопрос неоднократно обсуждался на площадках в Госдуме и правительстве, рассказал «Известиям»ответственный секретарь экспертного совета по устойчивому развитию моногородов при комитете нижней палаты по экономполитике Павел Склянчук.

В середине октября министр экономического развития РФ Максим Орешкин в письме председателю комитета по экономполитике Сергею Жигареву отметил, что «в рамках разрабатываемой госпрограммы РФ «Развитие моногородов» планировалось провести сплошной пересмотр перечня моногородов в 2020 году». Он также добавил, что этот список может существенно сократиться.

В Минэке пояснили, что на первом этапе не планируется радикально пересматривать перечень, так как нельзя оставлять кризисные города без поддержки. В ведомстве отметили, что необходимо собрать большой объём данных по всем муниципальным образованиям вокруг предприятий, а не только по 321 моногороду, поэтому глобальный пересмотр списка в министерстве планируют не ранее 2020 года.

Для адресности господдержки будут актуализированы критерии отнесения территорий к моногородам и, соответственно, пересмотрен их перечень, подтвердили в Минэкономразвития. Как рассказал «Известиям» председатель Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Дмитрий Землянский, количество моногородов будет сокращаться по двум основным причинам: если численность населения теперь составляет менее 3 тыс. человек и если градообразующее предприятие перестало играть ведущую роль в экономике. Эксперты сомневаются, что исключенные из перечня моногородов населенные пункты смогут решить свои проблемы без федеральных денег.

Regions.ru:   Как бы Вы прокомментировали ожидаемое сокращение количества российских моногородов? К каким последствиям это может привести? Как, по Вашему, должны решаться проблемы моногородов?

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

30.10.2019 02:00

Ну во-первых, я бы поставил под сомнение такое резкое изменение статуса многих моногородов. Не знаю, что должно измениться, чтобы количество моногородов так резко уменьшилось. Дело в том, что ситуация в экономике меняется, и допустим там, где сегодня складывается тяжелое положение с недозагрузкой градообразующих предприятий, все может измениться как в минус, так и в плюс.

Но надо честно сказать, что сегодня федеральная поддержка моногородов видна больше на бумаге, чем на деле. Поэтому инвесторы туда, скажем так, пачками не бегут. Ситуация в экономике ухудшается, и обстановка в ряде моногородов очень серьезно накаляется. Большие проблемы там не только с работой, с формированием бюджетов, но и с инфраструктурой. К примеру, в Верхнем Уфалее Челябинской области постоянно то воды нет, то тепла, то еще какие-то коммунальные проблемы, и областным властям все время приходится вмешиваться в ситуацию. Думаю, такие же истории складываются в большинстве моногородов.

Почему инвесторы не идут в моногорода? Потому, что там нет никакой социальной инфраструктуры. Инвесторы говорят: обеспечьте нам нормальное медицинское обслуживание, школы, детские сады, и тогда мы будем развивать бизнес, строить заводы, звать сюда рабочих. А раз ничего это нет, то проблема с моногородами будет оставаться, и вряд ли в ближайшее время разрешится. Да, ситуация меняется, и наверное, где-то населенных пунктов, имеющих статус моногородов, станет меньше. Но людям, живущим в этих городах, легче-то от этого не станет! Нельзя придерживаться той странной логики, что если где-то прекратило свою работу градообразующее предприятие, значит уже не надо помогать соответствующим городам. Надо просто своевременно оказывать таким предприятиям поддержку – госзаказами, налоговыми льготами. В том же Верхнем Уфалее градообразующее предприятие обанкротили, а взамен ничего не создали. Наверное, теперь это уже не моногород, но жизнь людей там от этого в лучшую сторону не изменилась! Назовите тогда его депрессивной территорией, как угодно, но не оставляйте без поддержки!

В принципе, проблема с моногородами может решаться только за счет роста экономики. Если в целом экономика в России будет расти, то бизнес сам сориентируется, если увидит, что государство вкладывает в этих городах средства в образование, в здравоохранение, в инфраструктуру. У нас чиновники часто подсказывают предпринимателям, что и как им нужно делать, при этом абсолютно забывая свои прямые обязанности, т.е. заботу о той же социальной сфере, коммунальной инфраструктуре, дорогах, транспорте, связи. Где сегодня все это в большинстве моногородов? Вот пусть государство и занимается восстановлением всех этих условий, привлекающих инвесторов. А принцип «нет моногородов – нет проблемы», - он абсолютно неприемлем.

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

30.10.2019 02:00

Конечно, вопрос достаточно сложный. Нужно исходить в первую очередь из того, что в моногородах живут люди. Если там раньше было монопроизводство, если все развивалось по принципу «предприятие-город», а сегодня из-за экономических, социальных или может быть даже политических факторов это предприятие испытывает серьезные трудности, то нужно понимать, что там при любой ситуации живут люди. И они должны получать те услуги, которые сегодня гарантируют федеральное законодательство и Конституция.

Поэтому назовите его хоть моногородом, хоть просто городом – при любой ситуации этому муниципалитету нужно будет оказывать финансовую помощь. Возможно, список моногородов нужно пересмотреть, чтобы проанализировать, не пользуются ли отдельные градообразующие предприятия какими-то необоснованными льготами и привилегиями. Но я думаю, это не означает, что тот или иной город будет брошен на произвол судьбы. Возможно, будут просто другие подходы: к бюджетированию, к бизнесу, который там существует.

Поэтому, наверное, нужно пересматривать не столько список, сколько позицию по отношению к моногородам, позицию федерального центра по оказанию поддержки таким городам. Но прийти к тому, чтобы моногорода стали такими же, как все, не получится. Все-таки в большинстве городов развивается бизнес, и для этого существуют различные условия, а в моногороде добиться этого очень сложно. И я думаю, в этой ситуации нужно стараться понять, какие проблемы существуют в каждом моногороде, а исходя из этого предусматривать разного рода преференции через федеральный бюджет, оказывать таким городам содействие в развитии, и т.д. Главное здесь – учитывать, что в моногородах люди продолжают жить, они являются гражданами Российской Федерации, и они имеют полное право жить так, как живут люди в больших городах, или в городах, где градообразующие предприятия работают успешно. То есть, проанализировать ситуацию, промонитроить, и потом очень аккуратно принимать решения по каждому моногороду, - вот это, наверное, необходимо, чтобы стимулировать и руководство городов, и руководство предприятий. Но просто исключить кого-то из списка моногородов, и при этом не принять никаких мер по их поддержке, я считаю, нельзя, да никто этого и не позволит.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

30.10.2019 02:00

Как представляется, тема возможного сокращения количества моногородов должна рассматриваться и готовиться не только в стенах министерства экономического развития, а с обязательным проведением детальных опросов с участием населения этих городов, органов муниципалитетов, органов государственной власти регионов (имеющих такие города), депутатов Госдумы, избирательные округа которых охватывают такие города.

Вместе с тем, уж  если названное министерство выступило в публичном пространстве с указанной идеей, то ему вместе с организацией опросов следовало бы провести конференцию представителей данных городов. Без данных мероприятий исключения из списка моногородов могут иметь отрицательные последствия не только для населения конкретного города, но и в целом на общественно-политическую обстановку в стране. А в конечном итоге - на репутацию высших органов государственной власти.

Всякие новые идеи, затрагивающие интересы граждан, пора уже начинать предлагать или внедрять после первоначальных общественных обсуждений, а не "постфактум", когда прогремит гром общественного недовольства.

Такие подходы диктуются необходимостью совершенствования форм государственного управления в современных условиях. Надеюсь, должностные лица, наблюдающие за информационным обеспечением министерства, исходя из изложенных предложений, доложат руководству о целесообразности изменений в подходах по практической реализации проблемы моногородов..    

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В банковской сфере нужно менять ситуациютак, чтобы государство в лице правительства, судебной системы, стояло на защите каждого гражданина, каждого предпринимателя, которые обращаются в государственные банки, вроде Сбербанка, ВТБ, и т.д., и не получают там кредитной поддержки, или возможности перекредитоваться, а получают отказы без должных оснований. И такое происходит у нас сплошь и рядом. Но ведь это деньги не господина Грефа или господина Костина, - это деньги государственные

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

На удорожание ипотеки серьезным образом повлиял переход на эскроу-счета при долевом строительстве. Если раньше добросовестный застройщик напрямую получал деньги и сразу направлял их в производство, то теперь все складывается на определенном счету. Поэтому застройщику приходится брать кредиты, а это, безусловно, ложится дополнительным ярмом на стоимость жилья. Поэтому те, кто берет сегодня ипотеку, вынуждены компенсировать и застройщику его кредиты, и выплачивать еще кредитный процент банку

Гсударство собирает с нас налоги, причем немалые, мы платим страховые взносы. И если людям при этом предлагается еще какие-то деньги вкладывать в проекты по благоустройству, значит по сути речь идет о дополнительном, скрытом налогообложении. Хотя авторы и говорят, что все будет только на добровольной основе, но вряд ли это получится. Со стороны администрации скорее всего будет давление на жителей, что вот он не участвовал в финансировании благоустройства улицы, а как ходить по ней, так ходит!

Снижая налоговое бремя нефтяникам, мы усиливаем его для всей остальной экономики. Например, мы подняли НДС, но при этом практически обнулили экспортные пошлины на нефть для нефтяников. Плюс даем им всякие льготы, в том числе на разработку труднодоступных месторождений. Поэтому вполне естественно, что от нефтяников мы стали получать меньше, зато со всех остальных отраслей, включая высокотехнологичные, стали собирать больше. И по-моему, это сомнительное достижение, гордиться здесь нечем

Правительства выпадающие доходы бюджета жалко, а выпадающие доходы граждан они считать не хотят. У нас Фонд национального благосостояния растет с каждым днем, в нем уже 13 трлн рублей скопилось. Ну так ФНБ для того и создавался, чтобы компенсировать бюджетные потери. Но в правительстве мало того, что потери от карантина не компенсируют, но еще и от дополнительных налогов на граждан отказываться не желают

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

На упаковках продуктов, произведенных с использованием ГМО, должна быть соответствующая информация. Если свинина или говядина произведена из мяса животных, выращенных на кормах с ГМО, при продаже продуктов это должно указываться. То есть, речь идет как минимум о праве потребителя знать, что он ест, знать состав продуктов, которые он приобретает. Если правительство считает, что в упрощенном порядке ввоза в Россию ГМО-кормов ничего страшного нет, пусть тогда обеспечит маркировку этой продукции