Анатолий Лысков: Создание частных СИЗО и тюрем противоречит конституционными нормами
31.10.2019 10:02
Анатолий ЛысковТема о возможном создании в нашей стране частных следственных изоляторов и тюрем не нова. Она возникала еще в годы перестройки советского государства и неоднократно появлялась в последующий период. Менялись только лица, которые были уполномочены озвучивать данную идею в публичном информационном пространстве, а настоящие авторы пребывали в тени, не показывая своих истинных целей.
Озвучивание идеи о частных следственных изоляторах и тюрьмах в день открытия общественной приемной защитницы прав московских бизнесменов Татьяной Минеевой, безусловно, в очередной раз привлекло внимание общества. Детально разбирать мотивацию полагаю нецелесообразным, так как авторам еще предстоит представить соответствующую аргументацию в министерство юстиции РФ.
В то же время руководство правительства дало поручение соответствующим ведомствам о подготовке предложений к 16 декабря с.г. об изменении законодательства, касающегося расследований противоправных деяний лиц, занимающихся бизнесом. Из поручения усматривается также возможность либерализации уголовного законодательства, целью чего является исключение необъективной квалификации действий виновных лиц и исключение случаев искусственного прерывания занятий бизнесом со стороны правоохранительных органов.
Полагаю, представленная обществу госпожой Минеевой идея содержит основной недостаток в том, что не согласуется с Конституцией Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 19 Основного закона "Все равны перед законом и судом" (часть 1). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения(!), имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются(!) любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (часть 2)".
Надеюсь, что правительство будет оценивать поступившие от ведомств предложения во исполнение вышеназванного поручения, строго в соответствии с конституционными нормами и понятиями указанной и других статей Конституции. Впрочем к этим же нормам и понятиям надо бы было согласовать и идею о частных СИЗО и тюрьмах. Однако, судя по объявленной мотивации со стороны госпожи Минеевой, есть основания в этом сомневаться.
Вместе с тем необходимо отметить, что в недавней публикации в газете "Коммерсант" о состоянии преступности в 2019 году указано следующее: "... По состоянию на 1 сентября 2019 года число заключенных в России составило 536 760 человек, из них в исправительных колониях — 435 713 человек... При этом содержание одного заключенного в России обходится в €2,5 в день, а в Европе на эти же цели выделяется в среднем €128...".
В этой связи напрашивается предложение правительству о целесообразности рассмотрения вместе с исполненным выше поручением вопроса об изменении стандартов финансирования учреждений ФСИН и содержания осужденных, близких к европейским стандартам. Данные новые стандарты будут своеобразной гарантией от предложений, направленных на изменение статуса СИЗО и тюрем и равного соблюдения норм Конституции в отношение всех граждан.