Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

У нас всегда получается так, что монополисты в ЖКХ повышают свои тарифы, стимулируют тем самым общий рост цен, а потом, ссылаясь на этот же рост цен, опять увеличивают свои тарифы

Проблемы, о которых говорит Кудрин, начали формироваться еще тогда, когда он был министром финансов: мнение парламентариев

21.11.2019 23:22


Непотраченные расходы федерального бюджета по итогам 2019 года могут достигнуть 1 трлн руб., за три года объем неисполненных расходов практически вырос втрое, заявил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на форуме ВТБ «Россия зовет!». «Правительство само сгенерировало уменьшение спроса на 1 трлн руб. Я вижу в этом слабое качество государственного управления», — сказал он. Сложные бюрократические процессы, по сути, заблокировали расходование федеральных средств. «Правительство не может в полной мере преодолеть свои же административные процедуры, чтобы спокойно и своевременно эти расходы осуществить», — цитирует главу Счетной палаты РБК.

Правительство стало жестче подходить к тратам федерального бюджета: если раньше было разрешено авансирование проектов, «выпулил деньги в капитал и забыл про них», то сейчас Казначейство отслеживает каждый рубль, и «просто так получить бюджетный рубль невозможно», парировал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. «Действительно в прошлом году порядка 700 млрд руб. (не были израсходованы. — РБК) и перенесены на этот год. И в этом году, я согласен с оценками Алексея Леонидовича, (неисполненные расходы) будут около 1 трлн руб. Да, действительно, есть проблемы в управлении», — признал Силуанов, но подчеркнул, что для правительства приоритетом является эффективность расходования средств федерального бюджета, а работа над повышением качества исполнения продолжится. «Эти деньги никуда не делись, они создадут спрос в следующем году», — уверен первый вице-премьер.

«Макроэкономически, мне кажется, Алексей Леонидович немножко так передернул», — вступил в дискуссию министр экономического развития Максим Орешкин. Порядка 700 млрд руб. федеральных средств, не истраченных в 2018 году, были потрачены в начале 2019 года, сказал он. «В итоге вся разница 200–300 млрд руб. всего на самом деле с точки зрения влияния на совокупный спрос, поэтому никого не надо пугать этим триллионом», — сказал министр экономического развития. По его словам, это вопрос изменения техники бюджетного учета. «Можно еще раз бюджетные процедуры поменять, и этого триллиона просто видно не будет. Переход с авансовых платежей на оплату по факту приводит к тому, что график расходования сдвигается вправо на несколько месяцев», — объяснил Орешкин.

В 2017 году не потратили 250 млрд руб., в 2018 порядка 770 млрд руб., а в 2019 году — уже 1 трлн руб., сказал Кудрин. «Антон Германович говорит, что мы изменили порядок финансирования авансов. Я не знаю государства, где (неизрасходованные) $16 млрд, заложенных в бюджете, объясняются тем, что мы немножко изменили процессы, поэтому наши задачи и планы сейчас не будут выполнены на эту сумму», — отметил он. 1 трлн руб. в 2019 году — этой сумме соответствуют программные задачи, заложенные в бюджете, финансирование конкретных объектов и мероприятий, которые не будут выполнены в срок, заключил Кудрин.

Regions.ru: Как бы Вы прокомментировали данные о неисполненных расходах федерального бюджета? С чем может быть связана проблема, на которую указывает глава Счетной палаты?

Сергей Катасонов

первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция ЛДПР

21.11.2019 23:23

То, что не использованы средства на национальные проекты, которые прописаны в бюджете, - это очень плохо. Но еще хуже направлять эти средства, когда и Минфин, и Минэкономразвития не уверены, есть ли соответствующая проектно-сметная документация, прошла ли она экспертизу, обоснован ли экономически тот или иной объект, если речь идет об инфраструктурных проектах, и т.д. То есть, в данной ситуации каждый говорил о своем: Кудрин призвал реализовать предусмотренные бюджетом расходы, а Силуанов и Орешкин отвечали, что они не против, но должны быть подготовлены. Каждый здесь по-своему прав, но я например вижу проблему в другом.

Проблема в том, что у нас экономика, пришедшая к нам в том числе со времен Кудрина, когда он был министром финансов, оказалась совершенно не готова к сегодняшним вызовам. Мы все время только чем-то себя пугаем, и сегодня вновь заговорили о грядущем страшном мировом кризисе. Но такие разговоры ведутся уже на протяжении пяти лет. Не надо ничего бояться, а надо просто идти и развиваться, вкладывать деньги в человеческий капитал, в экономику, и тогда не будет вот той ситуации, о которой они между собой спорят.

У нас сегодня нехватка квалифицированных строителей, проектировщиков, экспертов, и т.д. Почему? А потому что нет плацдарма, где создавались бы новые компании и предприятия. Вместо этого идет искусственное торможение экономики в целях экономии бюджетных ресурсов, в целях создания «кислородной подушки» путем пополнения ФНБ, т.е. всего того, что еще называли «ножницами Кудрина». Это ведь еще тогда все появилось, когда искусственно сдерживали вот этот мощный рывок, на который Россия пыталась выйти в «нулевые» годы.

Предпосылки для того, что мы сегодня получили, и о чем говорит Кудрин, были заложены как раз в те годы, когда мы начали искусственно сдерживать развитие. И сегодня, когда все поняли, что нужно вкладывать не туда, в ценные бумаги, а сюда, в нашу экономику, оказалось, что последние 10 лет были потерянными для нашего внутреннего производителя. Поэтому для того, чтобы решить все те проблемы, о которых зашла речь в рамках этой дискуссии, нужно обязательно монетизировать нашу экономику, подняв монетизирование примерно в 4 раза, и не бояться сильнее снизить процентную ставку. Соотношение инфляции и ключевой ставки у нас сегодня самое высокое: практически вдвое ключевая ставка превышает уровень инфляции, тогда как в Америке разница составляет 1,1%, в Китае – 1,4%.

Вот какие механизмы нужно запустить, и тогда, уверяю вас, будут подготовлены и проектно-сметная документация, и предприятия, и население. Нужно экстренно развивать экономику, - через экономические стимулирование производства, через повышение потребительского спроса и изменение денежно-кредитной политики. Иначе мы не выскочим из замкнутого круга, когда деньги не дают, потому что некому, а развития экономики не происходит, потому что не дают деньги.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

21.11.2019 23:23

Вот удивительно: когда Кудрин говорит какие-то правильные вещи, так все это замечают, все реагируют. А когда КПРФ задолго до этого говорит примерно то же самое, когда Зюганов выступает на ту же тему, все стараются это дело замалчивать!

Так что, Кудрин в данном случае не новатор, не пионер. Мы давно говорим, что система государственного управления в нашей стране никуда не годится. Она неадекватна тем задачам, которые стоят сегодня перед экономикой. Мы очень много потеряли в профессионализме, в вопросах квалификации. Кроме того, у нас произошло столько всяких законодательных изменений, а также изменений в нормативных актах, инструкциях, и т.д., что в них подчас просто не разобраться. И действительно, административные барьеры настолько велики, что преодолеть их за короткий срок никак невозможно.

В частности, для выделения бюджетных средств на те или иные цели требуются проектно-сметные документации, которые должны проходить экспертизу. А сегодня это не только долго, но и дорого: зачастую у структур местного самоуправления, да и у регионов просто-напросто нет денег на проектирование и прохождение экспертизы.

Раньше были территориальные проектные институты, которые адаптировали проекты, разрабатываемые в центре, к региональным условиям. Сейчас таких институтов нет, все происходит на основе конкурсов и тендеров. В конечном итоге появляется несколько участников, и кто сможет назначить меньшую цену, тот, собственно, и побеждает. Но как правило, такие организации применительно к конкретным территориям не имеют никакого опыта, а потому часто затягивают выполнение заказов. Скажем, одобрили проект по капитальному ремонту школы, прошел он экспертизу, а пока исполнитель «раскачивается», меняются противопожарные инструкции, или в целом правила обеспечения безопасности. Приходится проект пересматривать, время идет, и ничего в результате не меняется. Раньше такого не было. Все было распланировано, определено, какому институту, какие проекты и в каком объеме делать.

И еще хотел бы обратить внимание, что в органах местного самоуправления штаты сегодня весьма небольшие. Опять же, раньше у нас были целые отделы капитального строительства в исполкомах всех уровней, которые всю работу, связанную с государственными заказами, комплексно направляли и организовывали. А сейчас на уровне района, муниципалитета всем проектированием, всей экспертизой в лучшем случае занимается заместитель главы администрации.

Думаю, тот же Силуанов прекрасно знает про все эти проблемы, как знает и Кудрин. Только мы об этом говорим уже давно, и предлагаем решение в наших программных документах, а у них все ограничивается лишь дискуссиями в рамках очередных форумов.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

21.11.2019 23:23

Причины непотраченных расходов федерального бюджета по итогам 2019 года, достигших 1 трлн. руб, требуют специального расследования соответствующей парламентской комиссией. Квалифицированная работа данной комиссия позволит не только глубоко разобраться в причинах, но и предложить эффективные меры по недопущению подобных ситуаций впредь. 

По утверждению председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, правительство само сгенерировало уменьшение спроса на 1 трлн руб. по причине "слабого качества" государственного управления. Вместе с тем он сделал ссылки на сложные бюрократические процедуры, заблокировавшие расходование федеральных средств.

К сказанному Алексеем Леонидовичем следует добавить, что одним из принципов управления финансами соответствующие должностные лица не должны допускать, чтобы выделенные финансы или деньги ни на минуту не должны быть "мертвым капиталом". Иными словами, финансы должны работать. Образно говоря. деньги должны делать деньги. А если это так, то возникает логическая версия, не потому ли произошло накопление непотраченных расходов в интересах реализации утвержденных президентом проектов, что по причине задержки выделения финансов в указанных целях размещенные в банках "деньги делали деньги" в интересах определенных бюрократических кругов. На этот и другие вопросы могла бы дать ответы предлагаемая парламентская комиссия.

Публичная перепалка или дискуссия между Кудриным и представителями финансового блока правительства не может быть признана в сложившихся условиях достаточной для правильных оценок.

С учетом важности обсуждаемой темы напрашивается принятие политических решений в целях выведения государственного управления на уровень, отвечающий запросам развития экономики, бизнеса и наших граждан.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Не должно быть такого, что прогрессивный налог есть, а денег от него – кот наплакал. По сути,то что сейчас предлагается это та же самая плоская шкала, которая имеется у нас сейчас. Ну может быть что-то чуть «капнет», но даже и 60 млрд они не соберут, а для того, чтобы должным образом финансировать не только здравоохранение, но и образование, науку и культуру, нам необходимо ежегодно не менее 1 трлн рублей дополнительных средств. В Германии шкала прогрессивного налогообложения до 42%, во Франц ...

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

На удорожание ипотеки серьезным образом повлиял переход на эскроу-счета при долевом строительстве. Если раньше добросовестный застройщик напрямую получал деньги и сразу направлял их в производство, то теперь все складывается на определенном счету. Поэтому застройщику приходится брать кредиты, а это, безусловно, ложится дополнительным ярмом на стоимость жилья. Поэтому те, кто берет сегодня ипотеку, вынуждены компенсировать и застройщику его кредиты, и выплачивать еще кредитный процент банку

Монополисты повышают свои тарифы, стимулируют тем самым общий рост цен, а потом, ссылаясь на этот же рост цен, опять увеличивают свои тарифы. Надо вообще с тарифами серьезно разбираться. Они формально повышают тарифы на 2-3%, но при этом у них появляются дополнительные услуги, без которых вы не можете получить услуги основные. В результате официально тарифы поднимаются вроде бы на 2-3%, монополист отчитывается в этом перед правительством, а фактически люди начинают платить гораздо больше

Налоговый маневр приняли, чтобы уменьшить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и увеличить налог на добычу полезных ископаемых. Нужно от этого отказаться и возвращаться к нормальным экспортным пошлинам. В противном случае российские потребители будут постоянно покупать бензин по высоким ценам, вне зависимости от того, растет цена на нефть, или падает. У нас цены на бензин меняются только в одну сторону именно из-за порочной политики налогового маневра, от которой нужно отказаться как м ...

Все дороги в стране, тем более федеральные, должны быть государственными. Не дай бог какие-нибудь крупные ЧП, не дай бог война начнется, и что мы будем делать тогда на частных дорогах? Прибыли считать? Вся дорожная инфраструктура должна быть в руках государства. А если где-то возникает необходимость в платных трассах, то все доходы, которые они приносят, должны распределяться через госбюджет на ремонт и обустройство дорог, а не идти на чье-то обогащение

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

На упаковках продуктов, произведенных с использованием ГМО, должна быть соответствующая информация. Если свинина или говядина произведена из мяса животных, выращенных на кормах с ГМО, при продаже продуктов это должно указываться. То есть, речь идет как минимум о праве потребителя знать, что он ест, знать состав продуктов, которые он приобретает. Если правительство считает, что в упрощенном порядке ввоза в Россию ГМО-кормов ничего страшного нет, пусть тогда обеспечит маркировку этой продукции