Государство должно вернуть систему ЖКХ под свой контроль: парламентарии о трагедии в Пензе

25.11.2019 14:17


19 ноября в пензе легковой автомобиль провалился в яму с кипятком на стоянке у магазина в Пензе. В результате погибли два человека.

Эксперты бьют тревогу , считая, что произошедшая трагедия  – это начало: все большие города, особенно Москву, это ждет.

"РК" приводит мнение Александра Толмачева,  члена Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ, который напоминает об истории 20-летней давности, когда с приходом новой власти в РФ в системе монополистов, которые обслуживают теплотрассы, предоставляют нам воду, канализационное обеспечение, появилась графа об инвестиционных вложениях. И мы, как потребители, стали платить в два раза больше за коммуналку. А идея этой графы была следующая. Поскольку все понимали, что сети у нас старые и никто их давно не ремонтировал, было предложено вместо одного рубля за коммуналку с людей брать два, но этот второй рубль должен был направляться на приведение коммунальных сетей в надлежащее состояние. Было принято соответствующее решение президентом и правительством, и денег стали собирать за ЖКХ в два раза больше. Была поставлена задача за 10 лет – с 2001 по 2011 год – заменить все трубы, включая теплотрассы.

Затем, чтобы ускорить программу (скажем, не за 10 лет, а за пять ее решить), было предложено привлекать внешние инвестиции в эту отрасль, где монополисты не жилищники, а именно коммунальщики. И было принято решение для привлекательности этого бизнеса ежегодно повышать цены на 25 %, чтобы уровень прибыли был не менее 20 %: тогда, дескать, бизнес со всего мира побежит к нам и будет вкладывать деньги в ремонт наших теплотрасс. Но местные монополисты никого к этому пирогу не подпустили: как были монополисты, так и остаются, а цены растут на 25 %, как запланировали. Норма прибыли у коммунальщиков-монополистов сумасшедшая – в мире больше нигде такой не существует. Если мы возьмем, например, ту же Германию, то там, чтобы повысить коммунальные расходы, требуется обоснование, проведение ремонтных работ, а только после этого можно говорить о повышении. У нас же все наоборот. Это что касается финансовой составляющей.

Параллельно все эти годы в стране безумно развивался рынок новостроек. Причем застройщики договаривались с чиновниками строить желательно в центре городов, потому что на окраинах пришлось бы прокладывать новые коммуникации, а в центре этого не требовалось. И вот эти безумные стройки с нулевых годов привели к тому, что подземные токи вод, рек и ручьев были перекрыты, а воде нужно было куда-то деваться. В итоге начались мощные провалы, в том числе в Москве: на Петровке, Красной Пресне, Хорошевском шоссе. Причем провалы были глубиной не 1 м, а 20–30 м и шириной 300–400м.

Юристы, стали бить тревогу и предлагать властям попробовать, кроме безумной жажды наживы, подумать о подземной безопасности, но реакция московских властей была следующей: «Вы хотите сбить нам строительный бизнес, мы не позволим делать никаких подземных экспертиз, поэтому как делали, так и будем делать».

По мнению Александра Толмачева трагедия с провалом, которая произошла в Пензе, где люди сварились в кипятке, – это начало: все большие города, особенно Москву, это ждет. Потому что никаких мер по мониторингу подземной ситуации не принято, никто не занимается подземными системами и ведением исключительного подхода к рекам. Так как власть сейчас рассматривает все это как бизнес-проект (сегодня построили, а завтра убежали), то, к сожалению, никакой радости в ближайшие годы мы пока не ожидаем. Поэтому мы, как юристы, которые пытаются интересоваться ситуацией в правовой, коммунальной, жилищной сферах и коммуникационных системах, можем сказать, что у нас существует законодательство, которое может защитить граждан от подобных трагедий, но пока политика федеральных и местных властей, к сожалению, не соответствует интересам людей.

То что россияне по большинству позиций переплачивают за жилищно-коммунальные услуги более 100% их себестоимости, заявлял в этом году и глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.

«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости. И все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья. Мы давно им все переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки», — сказал он.

Regions.ru: Что вы думаете о мнении юристов, что ситуация с провалом в Пензе – это начало: все большие города, особенно Москву, это ждет? Как вы прокомментируете то, что все эти годы с населения собирались деньги за ЖКХ в два раза больше  для замены все труб, включая теплотрассы, а ремонта, по сути. не производилось?

Александр Шерин

1-й зампред комитета ГД по обороне, фракция ЛДПР

25.11.2019 14:18

Ситуация по-настоящему тяжелая, страшная: на дворе 2019-й год, а люди погибают, сварившись заживо в собственном автомобиле, попав в яму, которая образовалась в результате прорыва трубы. Место, где она проходит, никто ничем не обозначил, не огородил. Всем на все наплевать: и владельцам близстоящего торгового центра, и соответствующей местной администрации, и муниципальным службам.

К сожалению, можно быть почти уверенным в том, что опять никто не понесет никакой ответственности. Ну, назначат стрелочниками какого-нибудь инженера, или какую-нибудь женщину-диспетчера, которая не вовремя куда-то о чем-то сообщила.

Проблема в том, что сегодня все отдается на откуп коммерсантам, и частные структуры, которые приходят в ЖКХ, - это, как правило, организации, афиллированные с власть имущими. Все, кто приходит в ЖКХ из коммерции, ставит себе цель заработать как можно больше прибыли, а в случае каких-то экстренных ситуаций они просто банкротятся и уходят в сторону.

Понятно, что следить за порядком в этой сфере должны в том числе Федеральная антимонопольная служба, прокуратура и МВД. Но в первую очередь этот порядок зависит, конечно же, от губернатора, у которого должны быть на это соответствующие полномочия. Я вообще считаю, что государство должно вернуть систему ЖКХ под свой контроль. Сегодня у нас все решается на торгах по госзакупкам, а там побеждает чаще всего тот, что предложит наименьшую цену. И естественно, от этого страдает качество работ. В таких системных вопросах, связанных с обеспечением жизнедеятельности крупных городов, населенных пунктов, нельзя все отдавать в руки коммерсантов. Но у нас пока все делается в противоположном направлении. К примеру, уже принят в первом чтении закон о ликвидации в России всех муниципальных и государственных унитарных предприятий. Если этот законопроект будет принят окончательно и вступит в силу, тогда у нас абсолютно все отдадут на откуп коммерческим организациям, и это, конечно, будет большой трагедией.

Почему именно государство должно отвечать за сферу ЖКХ? Потому что когда прокуратура обозначает виновного из числа коммерсантов, ему каким-то чудесным образом удается уйти от ответственности, перерегистрировать фирму в другом месте, или вообще скрыться с деньгами за пределами страны. А когда государство отвечает за какие-то вопросы, ему уже, как говорится, деваться некуда. Поэтому государство должно вернуть ЖКХ под свой контроль, обеспечить достойную зарплату людям, которые там работают, и обеспечить качество всех работ по ремонту и прокладке новых коммуникаций. А пока что получается? Люди страдают, платят втридорога за коммуналку, а старые трубы прорывает, и погибают те, кто несколько лет подряд платил за эти трубы огромные деньги!

Олег Нилов

1-й зампред комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция «Справедливая Россия»

25.11.2019 14:18

Действительно, в наших регионах, особенно в дотационных, с наступлением холодов это становится проблемой номер один. Недоремонт теплотрасс зашкаливает до 70, 80 и более процентов. Таким образом, аварийность здесь заложена уже изначально, что обрекает людей как минимум на холодные дни и ночи, а как максимум – на риск попасть вот в такие кипящие ямы.

Главная причина – в недофинансировании, в отсутствии должного контроля за плановым ремонтом, за тем, чтобы не допускать аварийного и сверхопасного состояния  стратегических объектов городского хозяйства: газопроводов, теплопроводов, водопроводов, водозаборников.

В данной ситуации абсолютная ответственность лежит на губернаторах и мэрах городов. Когда случаются такие чрезвычайные происшествия с трагическими последствиями, нам нужно не стрелочников искать, а сразу как минимум снимать с должности либо мэров, либо вице-мэров, либо губернаторов, либо вице-губернаторов, допускающих осознанное недофинансирование работ по модернизации аварийных участков.

Очевидно, что старые советские трубы рвутся или будут рваться, если их не заменять на новые. Да, денег на это вряд ли хватает в полном объеме, даже у Москвы и Санкт-Петербурга. Но ведь ответственным руководителям на региональном и муниципальном уровнях не могут не докладывать о состоянии объектов ЖКХ и о том, сколько средств нужно на их починку или замену. Так вот, если в ответ на эту информацию руководитель, по известному примеру, говорит, что «денег нет, но вы держитесь», он совершает преступление. Если денег действительно нет, он должен оформить соответствующую заявку в федеральное правительство на предоставление субсидии или беспроцентного кредита. Но скорее всего, таких бумаг большинство руководителей не пишут.

Мало того, в последние годы мы наблюдаем, как алчные коммерсанты застраивают все и вся, в том числе и над этими опасными трубами и сооружениями. Вот чего нельзя было допускать! Кто все это согласовывал, прекрасно понимая, что допускать этого нельзя? Опять-таки, соответствующие чиновники, которые за определенную мзду выдавали разрешения на такое строительство. Поэтому спрос должен быть и вот с этих деятелей, которые наплевали на все предосторожности, на все нормативные документы. Кстати, существуют специальные технологии, при использовании которых можно предотвращать случаи провала в кипяток. Делаются бетонные короба, внутри которых идут трубы, и даже если какая-то из них прорвется, кипяток уже не сможет выйти за этот бетонный саркофаг. Да, это требует дополнительных средств, но делать это необходимо, чтобы вот таких страшных ям не образовывалось в местах, где теплотрассы пересекают какие-то транспортные или пешеходные пути.

И еще один важный момент. За каждый такой трагический случай государство должно нести серьезную материальную ответственность путем многомилионных выплат пострадавшим или родственникам погибших, особенно если те остались без кормильца. В этом случае, я уверен, ситуация начала бы меняться, потому что ежегодно выплачивать миллиарды за потерянные жизни, потерянное здоровье и утрату кормильцев государству было бы менее выгодно, чем наводить порядок.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

25.11.2019 14:18

Я разделяю в данном случае мнение экспертов. Деньги с людей действительно дерут большие, в том числе за капитальный ремонт, но дома не ремонтируются, теплотрассы не ремонтируются, котельные взрываются, и мы наблюдаем только всеобщую некомпетентность и бесхозяйственность. По другому это и не назовешь.

Не секрет, что сегодняшние власти как черт ладана боятся планового хозяйства. А между тем, когда речь идет о безопасности людей, необходимы как раз именно жесткое планирование и жесткая требовательность к выполнению определенных обязательств определенными службами. А когда этого нет, то и выполняться ничего не будет, что мы сейчас и видим. Скажем, вопросы подготовки к зиме кабмин собирается рассматривать в ближайший понедельник. А в советское время подготовка к зиме к очередному году начиналась еще в феврале, и заканчивалась в декабре.

Теперь у нас вместо планирования существует система конкурсов и тендеров, которые очень часто выполняются через пень-колоду, а муниципальные власти относятся к этому спустя рукава. Все это приводит к печальным последствиям, которые мы получаем из года в год: и провалы случаются, и фонтаны кипятка бьют. Вон, в Ленинграде в прошлом году вообще 15-метровый столб горячей воды забил! Это говорит о том, что надо переходить на плановый уровень, и с позиций высокой требовательности относиться к безопасности наших граждан. Если этого не будет, значит ничего к лучшему не изменится.

Ну и понятно, нецелевое использование средств тоже имеет место. И пока у нас все сети принадлежат муниципальным и государственным органам, они и должны следить за тем, чтобы деньги использовались по назначению. Это довольно емкая отрасль, где обороты исчисляются триллионами рублей. Так вот, два года назад прокуратура сообщила, что из жилищно-коммунального хозяйства ушло за границу 76 млрд рублей. Считайте, что это деньги наших граждан! И то, что это происходит, объясняется крайне неэффективной работой контрольных органов исполнительной власти субъектов РФ: именно они должны следить за тем, как расходуются средства в системе ЖКХ. Если, к примеру, в Астраханской области посадили уже двух министров жилищно-коммунального хозяйства, то не сложно себе представить, какой был контроль.

Аркадий Чернецкий

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Свердловская обл). Член ЕР

25.11.2019 14:18

Дай бог, чтобы такие случаи не повторялись, по крайней мере, со смертельным исходом. А то, что  в условиях, когда нам приходится эксплуатировать старые, изношенные сети, техногенные катастрофы могут происходить, - в этом нет никакого сомнения. Это подтверждается и сегодняшней ситуацией в Новосибирске, в других городах, где в зимний период оказываются отрезанными от теплоснабжения целые микрорайоны. Это повторяется сплошь и рядом. То есть, на сегодняшний день состояние коммунальной инфраструктуры, состояние сетей не выдерживает никакой критики. И если источниками каким-то образом занимались, генерацией занимались, то самое слабое место сегодня – это как раз коммунальная инфраструктура, сети, транспортные магистрали.

Что нужно делать? Ну во-первых, нужны адекватные тарифы. В настоящее время в ряде регионов тарифы не выдерживают никакой критики, т.е. они не обеспечивают не то что развитие, но даже операционные расходы. В первую очередь это касается сетей водообеспечения, с водой ситуация вообще самая плачевная. Поэтому я считаю, что нужен очень критический взгляд на эти вещи. Ограничения в росте тарифов, которые сегодня существуют, в определенной степени являются тормозом развития. Я понимаю, что нельзя скачкообразно повышать тарифы, но здесь альтернативы не остается. Либо должен доплачивать бюджет, чтобы положенный ремонт осуществлялся в необходимые сроки, либо платить должен конечный потребитель, - другого выхода из положения нет. Если этого не будет, то при сложившейся тенденции на ухудшение состояния сетей, в какой-то момент мы придем к катастрофе. Сначала это будет заметно по отдельным населенным пунктам, по отдельным городам, а потом станет неким повсеместным явлением.

В свое время, когда состояние жилого фонда  вызвало настолько серьезные опасения, что дальше уже отступать было некуда, было принято очень серьезное и ответственное решение по введению платы за капитальный ремонт. Точно так же сегодня нужно ответственно подойти и к вопросу обеспечения своевременного и качественного ремонта сетей.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

В свое время Брежнева ругали за то, что рост экономики составлял всего 3,5%, почему не больше и т.д. А в современной России уже 30 лет руководят, и никак не могут выйти на уровень экономики, который был в РСФСР в 1990 году! Мы все больше убеждаемся, что советская экономика была намного мощнее, динамичнее, и самое главное – результативнее. Но после разрушения СССР все ее результаты мы растеряли через приватизацию, разграбление и все т.н. «преобразования», которые проводились исключительно в интересах олигархов

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Необходимо наладить системную работу, сориентированную на долгосрочный период, чтобы участок за участком анализировалась ситуация в местах предполагаемого, возможного затопления, и принимались конкретные меры. А если этого не будет, тогда будет каждый раз повторяться одно и то же: сегодня в Иркутской области, завтра в Амурской области, послезавтра еще где-нибудь, и т.д. Понятно, что налаживание такой работы – это довольно непростая задача, и стоит это больших денег. Но на ликвидацию последс ...

Рано или поздно украинский народ прозреет. Тот ужас, который сегодня мы видим в наших взаимоотношениях, уйдет и отношения восстановятся. Мы подумаем, как на взаимовыгодных условиях помочь братскому украинскому народу решить эту задачу. А Коломойскому можно ответить, что 100 млрд долларов нам самим очень и очень нужны, и нам незачем разбрасываться такими деньгами. Дело тут как раз не в деньгах: путь сближения двух наших государств - это абсолютно объективный путь, не зависящий ни от каких финансо ...

Если мы сделаем увеличение в сторону одномандатников, мы нанесем удар по партийной системе страны. И в этой ситуации даже трудно спрогнозировать, какая Дума может сформироваться. Почему те же эксперты не рассматривают ситуацию, когда, допустим, начнут набирать популярность какие-нибудь региональные силы, в том числе центробежные силы? А что если эти силы получат широкое представительство в Государственной Думе? Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны как Россия это могло бы им ...

В России подоходный налог является основой для местных бюджетов, и нельзя делать так, чтобы федеральное правительство было щедрым за счет муниципалитетов. Решение об освобождении малоимущих от НДФЛ принимать необходимо, но при следующей механике, которая достаточно очевидна. Вполне возможно, скажем, делать возмещения за счет федерального бюджета на персональные счета граждан. Люди платят подоходный налог в местный бюджет, но при этом к ним на карточку ежемесячно приходят определенные суммы ...

О том, как работает власть, население должно узнавать, ощущая это на своей жизни, через состояние качества и уровня жизни. А сегодня людям по телевизору рассказывают о том, как хорошо они живут, в то время как в холодильнике у них пусто, мест в детских садах нет, и т.д. Но подконтрольные власти СМИ уверяют, что проблема с нехваткой детских садов давно решена, и вообще везде все у нас хорошо. Понятно, что говорить о чем-либо гораздо проще и дешевле, чем делать...