Борьба с коррупцией в России напоминает спортивную рыбалку: поймали, посчитали, взвесили и отпустили. Одним словом, идет имитация кипучей деятельности

Дискуссия в обществе о необходимости изменения Конституции поднимает вопрос о подготовке и внесении в Госдуму проекта закона "О Конституционном Собрании РФ"

Если не удастся внести в Конституцию хорошие поправки, то лучше не вносить никаких: мнение парламентариев

12.12.2019 10:27


68% россиян считают, что в Конституцию следует вносить поправки, показал опрос ФОМ. О том, что Конституцию сегодня пересматривать не следует, заявили 17% россиян. Это меньше чем в прошлом году (20%) и в 2013 году (25%).

В 2013 году за пересмотр Конституции высказывались 44% граждан. Респондентам задали вопрос: следует или не следует, по вашему мнению, сегодня пересматривать Конституцию, вносить в нее поправки? Положительно на него ответили 68% опрошенных. В прошлом году этот показатель составлял 66%, а в 2013-м — 44% (с 2014 по 2017 год опросы не проводились). Как сообщает РБК, опрос проводился 30 ноября — 1 декабря в 53 субъектах, опрошены были 1,5 тыс. респондентов.

Также социологи спросили россиян, какие именно, по их мнению, поправки следовало бы внести в ныне действующую Конституцию (опрашивали только тех респондентов, которые положительно ответили на вопрос, следует ли сегодня пересматривать Основной закон). Больше всего граждан высказались за внесение поправок, направленных на повышение заботы о пенсионерах и других группах населения, улучшение социальной политики в целом. В исследовании приводятся наиболее показательные цитаты респондентов: «Все для обычных людей и улучшения их жизни»; «Чтобы к людям относились нормально»; «Желательно, чтобы по социальной защите больше гарантий».

"Здесь мы видим желание позитивных изменений в стране, - заявил «Свободной прессе» член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков. - Россияне хотят изменений в политике, экономике, перемен на социально-бытовом уровне. Фактически, это запрос на новую национальную политику, на новый курс, который бы отвечал самым широким национальным интересам, отражал бы стремления простых граждан, а не узких элитных кланов и корпораций. И если для этого требуется менять Основной закон страны, то люди говорят: да, надо менять».

Regions.ru:  Как бы Вы прокомментировали данные опроса? Согласны ли Вы с мнением большинства его участников? Можно ли говорить сегодня о запросе россиян на новую национальную политику?

Сергей Калашников

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)

12.12.2019 22:08

Внесение поправок в Конституцию - вопрос не такой однозначный. Конституция пишется не на сиюминутную потребу. Документом закладываются скрепы государства, поэтому он должен быть рассчитан на длительный срок. По сути, с момента принятия Основного закона государство приобретает правовой статус, который не может меняться ситуативно.

С другой стороны, хотя Конституция есть догма, любая догма тоже может и должна подвергаться сомнениям – жизнь не стоит на месте. Однако, чтобы не натворить дел, я бы разделил Основной закон на два блока: который править нельзя и который можно. К неизменяемому блоку следует отнести нормы, составляющие фундамент государства, например, что вся власть в Российской Федерации принадлежит народу. Это основополагающий тезис, и его оспаривать нельзя.

В то же время в Конституции содержатся статьи, которые я бы назвал условно техническими. Вот как раз их пересматривать допустимо. Возьмем 41 статью, где говорится, что все граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь. Статья очень хорошая, но понятно, что с условием развития иных форм хозяйствования, в том числе  оказания платных услуг в здравоохранении, возникает потребность определенным образом ее скорректировать. А именно – определить объем прав людей на бесплатную и платную медпомощь. Иначе какая-то странная ситуация получается: по Конституции мы имеем право на бесплатную медпомощь, а вот высокотехнологичная медицина, современные лекарства нам оказываются недоступны. То есть в статье необходимо уточнить следующее: действительно ли вся медицинская помощь, требуемая для полного оздоровления человека, бесплатна, или лишь какая-то ее часть?

В Основном законе есть и другие статьи, которые можно отнести к условно техническим и, которые поэтому возможно корректировать в соответствии с требованием времени. 

Что же касается предложений сделать День Конституции выходным – я так не считаю. Такое впечатление, что ратующие за это пользуются формулой «было бы желание устроить выходной, а повод всегда найдется». На мой взгляд, оснований в этом нет: связи между принятием Конституции и выходным днем не вижу.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

12.12.2019 22:08

Высокие результаты в процентах о возможности внесения поправок в
Конституцию РФ,  проведенные ФОМ путем опросов в 53 регионах страны, и
содержание предлагаемых изменений дают основания для формулирования
определенных публичных выводов и политических предложений.

Выводы, в частности, заключаются в следующем:

1. Из опросов усматривается, что поправки должны быть направлены "...на
повышение заботы о пенсионерах и других группах населения, улучшение
социальной политики в целом...". Это свидетельствует о непроходящей остроте
восприятия обществом так называемых изменений в пенсионном законодательстве и
осуществлении социальной политики государства. Вместе с тем принятые решения,
по мнению респондентов, обусловлены существованием неких недочетов в
конституционных нормах. Данная мотивация респондентов в значительной степени
объясняется пассивным толкованием конституционных норм со стороны носителей
государственной власти в публичной сфере. 

2. Опрошенные респонденты добросовестно заблуждаются в том, что
конституционные нормы при условии их корректировки (изменения) автоматически
выправят созданную усилиями правительства и законодателя ситуацию. В то же
время ощущается недопонимание, что реализация норм Основного закона
государства осуществляется конкретными людьми, занимающими  государственные
посты, исходя из собственного понимания конституционных норм.

3. Органы государственной власти и их представители в публичной плоскости
очень редко опираются на нормы Конституции РФ, предпочитая обосновывать
вопросы социальной политики разными доводами. А иногда вместо опоры на нормы
Основного закона высказывают идеи об исключении из него признака "социального
государства" или объясняют нововведения социальной политики необходимостью
отступления от "устаревших идей Бисмарка".

Вместе с тем опрошенные респонденты своими ответами показали, что они
регулярно не знакомятся с нормами Конституции РФ. Предполагаю, что они, как и
некоторые политики, досконально не осведомлены о процедурах по изменению
Конституции РФ. Между тем вытекающие из опросов возможные изменения в Основной
закон могут вноситься в главу 2, предусматривающую нормы об основных правах
человека и гражданина. В свою очередь главой 9 Конституции РФ предусмотрено,
что изменения в 1 и 2 главы возможны только в порядке, устанавливаемом
федеральным конституционным законом.

В этой связи имеются достаточные повод и основания, чтобы к политическому
руководству страны, лидерам всех парламентских и непарламентских политических
партий, бывшим коллегам по парламенту России обратиться через ваше
информационное агентство с политическим предложением (или политической идеей)
о целесообразности подготовки и внесения в Государственную Думу проекта
федерального конституционного закона с условным наименованием "О
Конституционном Собрании Российской Федерации".

Уверен, что реализация конституционной нормы об указанном законопроекте
будет хорошим примером следованию нормам Основного закона всеми носителями
государственной власти Российской Федерации. В то же время в случае его
принятия у опрашиваемых респондентов впредь будет реальная возможность
заявлять идеи для учета Конституционным Собранием и участниками этого органа.
А это в свою очередь будет свидетельствовать о реальном включении источника
власти, коим является в соответствии с Конституцией многонациональный народ
нашей страны, в дела государства и строительство российской государственности

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

12.12.2019 10:27

Данные этого опроса очень характерны. Совершенно очевидно, что сегодня назрела необходимость даже не столько изменений в Конституции, сколько принятия новой Конституции. Основной закон, который действует у нас сейчас, рассчитан на обеспечение совершенно иного проекта развития страны, нежели того, который пытается реализовать президент.

В начале 90-х Конституция обеспечивала проект, скажем так, нашей интеграции в мировую экономику и политику в качестве зависимого государства, и это был явно компрадорский проект. А с приходом Путина начал обеспечиваться суверенный курс. И естественно, защита суверенитета, защита национальных интересов требуют совсем иных конституционных средств, которых действующая Конституция не содержит. И может быть, то, что мы не достигли больших успехов на пути укрепления нашего суверенитета, является как раз таки конституционной проблемой. Мы пытаемся достичь задачи суверенитета и обеспечения патриотизма в рамках Конституции, которая, наоборот, предусматривает реализацию компрадорского проекта. Это по-настоящему глобальное противоречие, и из этого глобального противоречия проистекают отсутствие в стране и эффективной социальной политики, и экономического роста, а также высокий уровень социального неравенства.

Поэтому естественно, что в таких условиях не может не формироваться запрос на новую национальную политику, что подтверждается и различными социологическими исследованиями, и в целом ситуацией с развитием общественных настроений.

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

12.12.2019 10:27

Первое. В Конституцию поправки вносить нужно, но только хорошие.

Второе. Когда люди говорят о том, что нужно вносить в Конституцию поправки, они явно имеют в виду такие изменения, от которых жить им стало бы лучше. И само стремление к тому, чтобы у нас вносились поправки в Конституцию, отражает недовольство граждан тем, как они живут сейчас.

И третье. Я не уверен в том, что если в ближайшее время у нас будут вноситься поправки в Конституцию, они окажутся в интересах большинства граждан. Нужно понимать, что желание граждан – это одно, а сегодняшняя реальная ситуация – это другое.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть: если не удастся внести в Конституцию хорошие поправки, то лучше не вносить никаких.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Единый день голосования - 2018

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развозжаев сообщил, что официальные итоги выборов руководителя региона могут подвести в среду. Через сутки может быть собран Верховный совет, где избранный глава принесет присягу и приступит к обязанностям.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Вступление Крыма в состав России

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Самый сложный вопрос – это уровень явки избирателей. Все зависит именно от процента явки, и причем, зависит настолько серьезно, что вот эти предсказания могут быть перевернуты наоборот. К сожалению, при явке в 20-30%, с которой мы столкнулись кое-где на последних региональных выборах, партия власти и показывает тот результат, который Турчак вызывающе характеризует как «жахнули всех». Увы, при такой явке они действительно «жахали» и будут продолжать «жахать» с результатом в 50 и более процентов

Борьба с коррупцией в России напоминает спортивную рыбалку: поймали, посчитали, взвесили и отпустили. Приближается избирательная кампания по выборам депутатов Госдумы в 2021 году и население задается вопросом, что было сделано по «программе 2020»? Власть ничего не может предложить сегодня народу по улучшению жизни, и пытается убедить людей, что денег в стране нет в основном потому, что коррупционеры их воруют, а мы их, коррупционеров, ловим и сажаем. Одним словом, идет имитация кипучей дея ...

Из ключевых моментов «Стратегии-2020» на сегодняшний день практически ничего не выполнено. И большинство целей, обозначенных еще в майском указе 2012 года, тоже не были достигнуты! И указ президента от 2018 года, те цели, которые там заявлены, тоже не будут достигнуты. Совершенно справедливо спрашивать сегодня представителей «ЕР» о том, как обстоят дела с теми обещаниями, которые они давали. Ведь они много чего наобещали, но из года в год много чего из обещанного не делали. Вот и давайте теперь ...

Российская вертикаль власти выстроена так, что губернатор не может работать, если он не поддерживается из центра. Российские регионы очень сильно зависимы от финансирования из центра. И если центр не хочет, чтобы тот или иной руководитель возглавлял регион, соответственно, действительно в интересах своего же региона ему приходится уходить. Наводнение – это скорее повод, и вряд ли бы какой другой губернатор справился с его последствиями лучше, чем Сергей Левченко. В соседних регионах, г ...

На сегодняшний день есть угроза дальнейшего обострения отношений между Россией и США, и дальнейших действий США, направленных на то, чтобы уничтожить российское государство так же, как это было с Советским Союзом. Очевидно, что США продолжат действовать в этом направлении