Наша позиция по Ирану нацелена на то, чтобы не допустить разгорания конфликта: парламентарии о заявлении Жириновского
11.01.2020 11:24
России следует предложить Ирану заключить соглашение о военном сотрудничестве, подразумевающее продажу вооружения и присутствие военно-морского флота, считает лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Об этом он заявил журналистам, отвечая на вопрос о том, что, по его мнению, следует сделать Генштабу РФ в сложившейся ситуации.
"(Нужно) предложить Ирану заключить соглашение о военном сотрудничестве и за деньги срочно продать самое современное оружие, чтобы никто не посмел бросить ничего в сторону Ирана. С-400 и С-500 может закрыть все небо Ирана, ничего не полетит туда, туда пусть купят или пригласят наш военно-морской флот - никто не подойдет к берегам Ирана. Просить оказать военную помощь на хозрасчете: заплатите - и Россия поможет. Не должно быть ошибки, как Ливия и как Ирак, иначе погибнет третья страна", - приводит слова Жириновского РИА «Новости». Однако, отметил Жириновский, убедить в том, что это необходимо, будет тяжело.
В ночь на 3 января американские военные провели операцию в районе международного аэропорта в иракской столице против командующего элитным подразделением армии Ирана - силами специального назначения "Кудс" генерала Касема Сулеймани и заместителя главы иракского шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандиса. В Вашингтоне считают, что они были причастны к организации штурма американского посольства.
Иракский МИД назвал операцию против Сулеймани нарушением суверенитета страны. Кроме того, парламент проголосовал за разрыв соглашения с западной коалицией по борьбе с террористической организацией ИГ* и вывод иностранных войск из страны.
В ночь на среду Корпус иранских стражей революции заявил о начале операции возмездия за убийство Сулеймани. Ракеты класса земля-земля были выпущены из Ирана по базе Эйн-аль-Асад на западе Ирака и базе в Эрбиле, где расположен военный контингент армии США. Иранский телеканал Press TV утверждает, что погибли 80 человек. Президент США Дональд Трамп после атаки заявил, что "все в порядке". Телеканал Fox News сообщал со ссылкой на источники, что, по предварительной информации, среди американцев жертв нет.
Regions.ru: Какой, на Ваш взгляд, должна быть позиция России в свете обострения ирано-американского конфликта? Что Вы думаете по поводу предложения Владимира Жириновского?
11.01.2020 11:25
Ну во-первых, в отличие от Жириновского, я признаюсь в том, что мне не все известно о конфликте вокруг Ирана, а известно только то, что доступно в публичной сфере, из средств массовой информации. Поэтому я не бросаюсь ни в какие рекомендации, я не сторонник того, чтобы каждый строил из себя главнокомандующего, советовал быстро все продать, пустить куда-либо наш флот, объявить в 16.00 войну Англии, и т.д. Это все несерьезно. Если же, к примеру, вести речь о том, чтобы что-то где-то продавать, то мы знаем, что это целая процедура, и она должна исходить не от того, кто продает, а от того, кто покупает, - это элементарное правило.
А что касается ситуации, то она действительно очень непростая. И наш МИД, наше государство занимают, как всегда, правильную и взвешенную позицию, нацеленную на то, чтобы не допустить разгорания конфликта. И эта наша позиция совершенно четко читается. Мы недвусмысленно даем понять, что Иран – это все-таки фактически один из наших соседей на Востоке. Россия – мудрая страна, с огромным опытом в международных отношениях. И просто так наблюдать за развитием событий вокруг Ирана мы не будем. Это всем понятно, это читается и между строк, и прямым текстом. И в то же время мы взываем к благоразумию. Мы никому ничего не советуем, не навязываем, мы только призываем к тому, чтобы все разрешилось без разрастания кровопролития. Мне кажется, этого пока достаточно. А давать, как Владимир Вольфович, рекомендации кому что продать, и куда что направлять, - это красиво звучит, но даже в уличной драке такие советы давать нельзя.
Что касается истории с Ливией, то позицию, которую мы занимали, вряд ли можно считать ошибкой. Но сама эта история, безусловно, является для нас большим уроком, и сегодня нам нужно делать все от нас зависящее, чтобы подобная история не повторилась в ситуации с Ираном.
11.01.2020 11:25
Лидер ЛДПР и депутат Государственной Думы Владимир Жириновский является одним из известных российских политиков в Иране, Ираке, Турции и других ближневосточных странах. Не сомневаюсь, что у него имеются достойные для общения в этих странах политики. К тому же он неоднократно и публично показывал обществу свои глубокие знания психологии народов данного региона мира. Поэтому ответ Владимира Вольфовича журналистам по поводу возникшего конфликта. повлекшего гибель авторитетного иранского генерала Сулеймани и заместителя главы иракского шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандиса, следует рассматривать как своеобразную моральную поддержку известным ему политикам. В этом смысле форма поддержки может быть различной, от слов сочувствия до оказания реальной помощи.
В то же время вряд ли можно признать правильным публичное формулирование депутатом Жириновским предложения Генштабу заключить с Ираном соглашения о военном сотрудничестве. Одно дело, если это сделано для политической острастки ястребов из Вашингтона, то его идея становится понятной в информационном пространстве. Другое дело, если озвученная публично идея, имеет под собой реальные намерения. А если это так, то предложение должно формулироваться не через ответы журналистам, а путем официальных обращений в форме депутатского или парламентского запросов в правительство или в Совет безопасности РФ. Владимир Вольфович, являясь опытным законодателем, хорошо знает, что официальные обращения требуют более глубокой проработки в соответствующих инстанциях.
К этому следует добавить, что вопрос об американо-иранских отношениях в связи с гибелью указанных выше лиц воспринят очень остро как в Иране и Ираке, так и непосредственно в США. Поэтому необходима политическая пауза в оценках действий и предложению инициатив, предполагая, что приоритет с инициативой в сфере военного сотрудничества должен исходить от нуждающейся стороны, а не от стороны, обладающей соответствующими видами военно-технических средств.
По сообщениям СМИ, в парламентах США, Иране и Ираке обсуждаются меры по нормализации сложившейся обстановки. Ближайшее время покажет, насколько они будут эффективными и полезными в интересах народов этих стран и всего мира.
Леонид Калашников
Председатель комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ
11.01.2020 11:25
Я не готов сейчас комментировать предложение Жириновского, поскольку оно не совсем последовательно. На самом деле, если Россия решила с кем-то сотрудничать, то она должна делать это вне зависимости от того, есть сегодня обострение, или нет. Мне, например, не нравилось, что мы несколько лет назад под влиянием Америки, когда у нас были более-менее хорошие т.н. «отношения» с Америкой, отказались поставить Ирану С-300.
Поэтому мне бы не хотелось, чтобы на наши отношения с Ираном влияли какие-то события, тем более в ситуации, когда убили иранского генерала, и предлагается сразу бежать дружить в военном отношении с Ираном. Это тоже не самое лучшее решение серьезных военно-политических вопросов, потому что Иран тоже не идеал в своих поведенческих проявлениях. Соответственно, к иранскому вопросу надо подходить не с точки зрения защиты слабого, а с точки зрения мировых, геополитических интересов, и естественно, интересов России. Именно поэтому я не собираюсь обсуждать предложение Жириновского, которое, на мой взгляд, продиктовано больше какими-то популистскими соображениями.
Что же касается в целом наших взаимоотношений с Ираном, то здесь у нас наметились некие положительные сдвиги. В частности, мы заключили соглашение по Каспию, правда Иран единственный из каспийской «пятерки» пока это соглашение не ратифицировал. Но дальше движение пока не пошло. Напомню, что тот же Иран в свое время, после потепления отношений с Западом, довольно-таки быстро начал с ними дружить, и некоторые наши компании оттуда «попросили».
Поэтому еще раз подчеркну, что к ситуации вокруг Ирана нам надо подходить с точки зрения объективности, а не с точки зрения какого-то популизма.