Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

У нас всегда получается так, что монополисты в ЖКХ повышают свои тарифы, стимулируют тем самым общий рост цен, а потом, ссылаясь на этот же рост цен, опять увеличивают свои тарифы

Потанин и Вечная мерзлота: парламентарии о причинах и виновниках ЧС в Норильске

05.06.2020 00:10


Президент России Владимир Путин отчитал руководство Красноярского края за медленную реакцию на чрезвычайную ситуацию с разливом дизельного топлива на ТЭЦ в Норильске.

Как напоминает Meduza, авария произошла 29 мая. Тогда на территории ТЭЦ, принадлежащей Норильско-Таймырской энергетической компании, произошла разгерметизация одного из резервуаров: он получил повреждение из-за внезапно просевших опор. Топливо разлилось и начался пожар. Вылившиеся нефтепродукты попали в почву и близлежащие реки — всего более 20 тысяч тонн.

По данным Росприроднадзора, предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в воде оказалась превышена в десятки тысяч раз, нефть разлилась на расстояние более 20 километров от места аварии. В Greenpeace аварию уже назвали одной из самых масштабных в истории Арктики, сравнив ее с разливом нефти с танкера «Эксон Валдиз» в 1989 году.

Власти отреагировали на ситуацию только два дня спустя, признал в разговоре с Путиным губернатор Александр Усс. По его словам, первоначально специалисты заверяли, что опасности загрязнения нет. «Только после появления тревожащей информации в социальных сетях и настойчивых вопросов должностным лицам утром в воскресенье стала известна реальная картина происшествия», — рассказал глава региона. Глава МЧС Евгений Зиничев на совещании подтвердил, что его ведомство узнало о произошедшем только 31 мая.

По итогам совещания Путин поручил правоохранительным органам разобраться, почему информация об аварии поступила с задержкой, а также одобрил идею введения ЧС федерального уровня.

Вскоре после совещания СК сообщил, что расследовать причины и последствия разлива нефтепродуктов будет центральный аппарат ведомства. В связи с аварией возбуждены уголовные дела о порче земли, нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ и загрязнении вод. В качестве подозреваемого задержан начальник цеха, где произошла утечка.

Вечером 3 июня в Красноярском крае ввели режим ЧС федерального уровня.

Regions.ru: Как бы Вы прокомментировали ситуацию с аварией на ТЭЦ в Норильске? Можно ли было, на Ваш взгляд, предотвратить это ЧП? Кто должен нести ответственность за аварию и ее катастрофические последствия для окружающей среды?

Александр Шерин

1-й зампред комитета ГД по обороне, фракция ЛДПР

05.06.2020 00:11

В принципе, разного рода ЧП происходят систематически, и от этих вещей никто не застрахован. Но существует и система упреждающих мероприятий, которые необходимо проводить. Безусловно, найдутся какие-то должностные лица, которые понесут ответственность и за аварию в Норильске, возможно даже вплоть до уголовной.

Но мне кажется, корень проблемы здесь в том, что по сути речь идет об одной из закрытых организаций, из области «государство в государстве». Ведь наши надзорные органы, которые должны были все проверять, в основном «кошмарят» сегодня малый и средний бизнес. А вот в такие организации им сложно пробиться, чтобы провести какие-то проверочные мероприятия. К примеру, у нас в Рязани жители постоянно ощущают загрязненный воздух в том районе, где находится рязанский нефтезавод. Но к этому заводу никогда никаких вопросов нет, хотя независимая экспертиза всегда показывает концентрацию в воздухе вредных веществ.
А в данном случае мы просто имеем дело с крупной аварией, которая вылезла наружу. Ее последствия видны из космоса, к тому же люди начали в соцсетях высказываться, начали журналисты трубить. А так все могло бы быть замято.

В принципе, ответственность должны нести надзорные органы, а также губернатор. Но с другой стороны, в нынешней системе управления страной губернаторы и надзорные органы никак не могут на такие крупные организации воздействовать. То есть, подобные предприятия-гиганты, зарегистрированные, как правило, не по месту своего нахождения, находятся в сфере такой экономической деятельности, что контроль над ней не по зубам никаким региональным властям, и контрольные органы туда даже зайти не могут. Такие крупные предприятия, как правило, не подвергаются серьезной проверке. Попробуйте прийти с проверкой на территорию какого-нибудь нефтезавода, или на предприятия «Газпрома», или того же «Норильского никеля». Кто же вас туда пустит? Они сами себе и надзорные органы, сами себе судьи и прокуроры.

Надо посмотреть, когда последний раз была аттестация этих установок на ТЭЦ, когда последний раз были проверки. Видимо, проверочные мероприятия проводились не должным образом, что и привело к такой аварии. А если бы проверки проводились последовательно и тщательно, как это делается сегодня в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, то я думаю, аварию можно было бы предотвратить.

Конечно, по большому счету компания, которой принадлежит ТЭЦ, должна заплатить теперь огромные штрафы, компенсировать ущерб, нанесенный экологии. Помните, когда в Японии произошла авария на Фукусиме, какие деньги выплачивал собственник этих атомных электростанций? Но к сожалению, у нас в России такое вряд ли возможно.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

05.06.2020 00:11

Безусловно, здесь должен отвечать прежде всего собственник объекта, где произошла авария. Именно собственник отвечает за технологических специалистов, за кадры, которые закреплены за этим объектом.

Существуют же определенные нормативы, определяющие правила эксплуатации разного рода оборудования на такой вот мерзлоте, как в Норильске. Потепление там действительно возможно, но и специалисты, там работающие, должны были это понимать, и разработать, принять какие-то упреждающие меры. В принципе, на всех нефтехранилищах осуществляется обваловка земли, т.е. вокруг емкостей создаются валы такой высоты, за которые топливо, если резервуары начнут протекать, не сможет выйти. А здесь, видимо, обваловки не было по причине того, что все находится на мерзлоте. Но мне кажется, и на мерзлоте можно было бы продумать вокруг какие-то искусственные резервуары, чтобы ничего не вытекало. Так что, технические нормы там, скорее всего, не соответствовали противоаварийным требованиям.

Одним словом, теперь нужно разбираться, и насколько проектанты оказались добросовестными, и насколько собственник соблюдал все нормативы и требования, графики ремонтных, профилактических и прочих работ. При этом нужно учитывать еще и то, что об аварии не сразу были проинформированы сотрудники МЧС и других чрезвычайных служб. По крайне мере, надо было сразу доложить обо всем губернатору, а тот, как выясняется, тоже через три дня только обо всем узнал. Не знаю, почему решено было сначала ничего никому не сообщать. Спутники летают, интернет работает, поэтому скрыть такие вещи практически невозможно.

Хорошо еще, что дизтопливо с водой не смешивается, а остается на ее поверхности. Но в связи с тем, что вылились огромные объемы, вот эта вся цветная пленка может захватывать многие территории. А если это попадет потом в Карское море, то те же американцы сразу начнут кричать: вот, они не могут контролировать свои арктические пространства, давайте разделим Арктику между всем миром! Поэтому я считаю, сейчас нам надо не жалеть сил и средств, чтобы собрать все это разлившееся топливо. Да, затраты потребуются большие, но сами технологии наверняка имеются, и задача облегчается тем, что солярка с водой не смешивается.

Ну а в целом, если бы вовремя соблюдали все нормативы, контролировали состояние мерзлоты, и т.д., то такой проблемы, как сегодня, мы бы наверняка не получили. А проблема оказалась по-настоящему серьезной, и различные международные силы теперь могут воспользоваться ею в своих интересах.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

05.06.2020 00:11

Это конечно беда, по сути экологическая катастрофа. И конечно же, все силы сейчас нужно бросить на то, чтобы устранить последствия. Ну и, безусловно, нужно провести тщательное расследование обстоятельств этой аварии.

Прямо вот так по горячим следам сказать сейчас, кто виноват, мне кажется, было бы неосмотрительно. Первое, что может прийти в голову, - это выйти на начальника объекта, взять его под белы рученьки и арестовать. Если авария связана с нарушением технологического цикла, тогда все будет правильно. Но ведь это может быть связано и с какими-то просчетами при капитальном строительстве. Значит нужно смотреть, а когда было построено это сооружение, все ли нормы были выполнены, в том числе по глубине залегания опор. Тем более, что строительство в условиях вечной мерзлоты – дело особенно ответственное.

А может быть, повлияло глобальное потепление. В условиях вечной мерзлоты, когда вы забиваете сваи при определенной среднегодовой температуре – это одна история. А когда в этом же регионе через 20 лет происходит потепление, то все может меняться, даже если речь идет о потеплении от -1 до +1. Казалось бы, всего два градуса, но это колоссальная разница, потому что при -1 это лед, а при +1 это уже вода! То есть у почвы, наполненной льдом, одни характеристики, а у почвы, наполненной водой, уже другие.
Поэтому здесь очень важны детали. В итоге действительно может выясниться, что за счет резкого глобального потепления изменилась и структура почвы. Исключать этого точно нельзя, и фактор этот нельзя не учитывать. Тогда причем тут люди, которые эксплуатировали этот объект? Они-то откуда могут знать? Они ведь не климатологи!

Поэтому я бы здесь не торопился. И если расследование покажет, что все действительно произошло из-за глобального потепления, то нужно будет немедленно провести исследования на всех таких капитальных объектах, построенных в условиях вечной мерзлоты, чтобы подобной беды больше не повторилось. Еще раз повторю, что исключать этой версии нельзя. Не секрет же, что ледники на планете тают очень серьезно. Возьмите Исландию, Гренландию, Северный Ледовитый океан, Южный полюс, Альпы, сравните их сегодняшние космические съемки со съемками 30-летней давности, и вы увидите разницу. Почему вдруг в Норильске должно быть по-другому? Там может быть такая же история! Глобальное потепление – это совсем не миф, это реальность, которая может различными чрезвычайными ситуациями «выстреливать» с самой неожиданной стороны, в том числе в виде изменения несущей способности грунтов. Поэтому, на мой взгляд, у аварии в Норильске может быть одна из двух основных причин. Или это строительная ошибка, или это изменение климата.

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

05.06.2020 00:11

На самом деле это действительно чрезвычайная ситуация. Конечно, предотвратить можно любую ЧС, но как говорят, не везде можно все предусмотреть.

Данная ситуация связана с тем, что Норильск весь расположен на вечномерзлых грунтах, а в последние десятки лет наблюдается существенное растепление вечной мерзлоты, т.е. речь идет уже о климатических условиях. Поэтому и авария произошла из-за того, что растеплились под емкостью грунты, сваи, обломился фундамент. И естественно, с перекосом емкости напряжение возросло, и никакой бы металл не смог ее удержать. Да, есть службы, которые следят за фундаментом, тем более, что весь Норильск построен по свайному принципу, с проветриваемыми подпольями, чтобы сохранять вечную мерзлоту. Но к сожалению, в последние годы мы, наверное, не в полной мере следим за вечной мерзлотой, и это может вызывать вот такие последствия. Поэтому не случайно и «Норникель», и администрация Красноярского края поднимают вопрос о том, что нужно принимать экстренные меры, чтобы укреплять вечную мерзлоту. Есть способы, есть соответствующая научная база. В Норильске в свое время был специальный институт, который занимался контролем за вечномерзлыми грунтами, замораживал их, когда они растеплялись. А на сегодняшний день эта работа оказалась ослаблена, и сейчас она должна получить новый, государственный масштаб, чтобы вопросами поддержания вечной мерзлоты занимались структуры власти всех уровней – от муниципального до федерального.

Последствия аварии, конечно, катастрофические, потому что речь идет о разливе 21 тысячи тонн топлива. Но сработали достаточно быстро, приехали мурманские спасатели со своим оборудованием, химическим составом, комбинат предоставил сразу вертолет. И когда пятно пошло по реке, то для того, чтобы оно не вышло в Пясинскую водную систему, были поставлены заградительные боны, и сегодня насосами откачивают солярку с поверхности воды. Теперь основным остается вопрос, что с ней делать, с учетом, что перевозить ее очень сложно из-за отсутствия в тех местах транспортной системы, дорог.

А что касается разговоров о том, что об аварии долго не сообщалось, то насколько я знаю, по моей информации, уже в течение часа из Норильска ушло сообщение о ЧП в Сибирский центр по ЧС, в центральную диспетчерскую Минэнерго. Поэтому и сообщали, и принимали меры, в том числе останавливали течь дизельного топлива.

Понятно, что нейтрализовать последствия аварии в кратчайшие сроки будет довольно сложно. Естественно, все структуры и службы будут работать до последнего. Нерешенным, как я уже сказал, остается пока только вопрос, каким образом утилизировать собранную с реки солярку. Ну вот сейчас в Норильск приехали и губернатор края, и глава МЧС, проводятся совещания, и я думаю, решение будет найдено.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

речь должна идти не о матерях-одиночках, а о детях матерей-одиночек. Кому бы ребенок ни принадлежал, - может быть даже матери-уголовнице, кому угодно, - но мы заботимся о детях, а не об их родителях. Все льготы, которые предоставляются матерям-одиночкам, - это льготы детям, а не самим матерям. Некоторых матерей иногда и посадить не грех, но детей жалко. И вопрос о необходимости увеличения соответствующих пособий, или о дополнительных выплатах, поднимается абсолютно справедливо, и нечего тут опро ...

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Заявление WADA речь идет о политических дивидендах, о каких-то заказных «разборках». Во главе этого стоят и политики, и разного рода миллиардеры, использующие большой спорт в погоне за новой прибылью, рекламой. От здорового, полезного, от идеи спорта ради мира, в олимпизме ничего не осталось. А ведь все, что делалось здесь раньше, начиная с Древней Греции, служило тому, чтобы остановить конфликты, войны, чтобы направить энергию тех или иных противоборствующих сторон в мирное, состязательное спо ...

Мы видим здесь очередное проявление, образно говоря, борьбы нанайских мальчиков вместо реальной борьбы с коррупцией. Происходит лишь имитация борьбы, которая не останавливает многомиллиардные хищения, а наоборот, только подтверждает, что за подобные чудовищные злодеяния у нас, как и прежде, можно отделываться легким испугом. А как можно сказать иначе, если за 2,5 млрд похищенных, украденных мошенническим путем денег человек просидел из присужденных ему восьми лет каких-то два г ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

Все дороги в стране, тем более федеральные, должны быть государственными. Не дай бог какие-нибудь крупные ЧП, не дай бог война начнется, и что мы будем делать тогда на частных дорогах? Прибыли считать? Вся дорожная инфраструктура должна быть в руках государства. А если где-то возникает необходимость в платных трассах, то все доходы, которые они приносят, должны распределяться через госбюджет на ремонт и обустройство дорог, а не идти на чье-то обогащение

Это будет катастрофическое решение, которое ударит нас по самому больному месту. Мы и так уже видим, до чего «егэобразы» довели уровень знаний школьников и студентов, до какой тьмы и безграмотности. Казалось бы, дальше некуда, но нет, они еще больше хотят все усугубить! Кроме как дураками авторов этой идей назвать никак нельзя. Своих детей они, конечно, отправят в престижные гимназии. Так вот пусть попробуют собственных детей перевести на дистанционное обучение, и тогда посмотрим, чему о ...

Политика Собянина привела к тому,что густонаселенная Москва попадает в зону риска по наивысшему количеству зараженных. Создаются все условия для того, чтобы в Москве, в том числе и в целях экономии на коммуникациях, строились многоэтажные дома на месте пятиэтажек. И при этом уже никто не думает, где будут парковаться машины, не думают о растущей плотности населения, о тех же санитарных нормах. А история с карантинными мерами еще ярче продемонстрировала, что сегодня это государство в государстве ...

Очевидно, что ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. Именно собственник предприятия должен за все отвечать. В произошедшем отразилась вся суть российских олигархов: получать колоссальную прибыль, нанося при этом вред стране, и ни за что не отвечать. Они вообще считают, что земля в России и люди в России – это не их забота. Их забота – только снимать сливки в виде денег, долларов, и отправлять их за границу. Вот в этом заключается вся суть нашего олигарха ...

Необходимо наладить системную работу, сориентированную на долгосрочный период, чтобы участок за участком анализировалась ситуация в местах предполагаемого, возможного затопления, и принимались конкретные меры. А если этого не будет, тогда будет каждый раз повторяться одно и то же: сегодня в Иркутской области, завтра в Амурской области, послезавтра еще где-нибудь, и т.д. Понятно, что налаживание такой работы – это довольно непростая задача, и стоит это больших денег. Но на ликвидацию последс ...

Коммунисты считают, что ДТП с участием Ефремова вызвало такой резонанс поторму, что Ефремов в последнее время стал озвучивать оппозиционные произведения, с острой критикой действующего режима в Российской Федерации. Вот поэтому бурю в стакане и развели. А вот справроссам кажется,что наша творческая элита очень глубоко поражена ощущением безнаказанности и вседозволенности, презрительным отношением к простым людям. Поэтому надо наводить какой-то порядок среди нашей творческой элиты, принимать каки ...

О том, как работает власть, население должно узнавать, ощущая это на своей жизни, через состояние качества и уровня жизни. А сегодня людям по телевизору рассказывают о том, как хорошо они живут, в то время как в холодильнике у них пусто, мест в детских садах нет, и т.д. Но подконтрольные власти СМИ уверяют, что проблема с нехваткой детских садов давно решена, и вообще везде все у нас хорошо. Понятно, что говорить о чем-либо гораздо проще и дешевле, чем делать...

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...