Олег Смолин: Пандемический кризис учит нас тому, что нельзя экономить на медицине и на человеке
10.06.2020 14:59
Олег СмолинНачну с того, что подводить итоги еще немного рано. Как говорят экономисты, самые тяжелые экономические последствия, видимо, появятся осенью. Но уже сейчас, если верить экономистам, российский ВВП упал на 12%, т.е. даже не на одну двенадцатую, а на одну восьмую.
Я, естественно, поддерживаю предложение Геннадия Андреевича о том, чтобы президент встретился в ближайшее время с лидерами фракций. Это всегда полезно с разных точек зрения. На мой взгляд, три главных урока пандемического кризиса состоят в следующем.
Первое. Нельзя экономить на медицине. Экономить на медицине – это хуже, чем топить ассигнациями, если вспомнить известное высказывание Менделеева. Предыдущая т.н. оптимизация нам дорого обошлась, и пришлось в срочном порядке создавать госпитали в неподходящих местах, после того как закрыли массу больниц. Финансирование медицины в России составляет менее 4% от ВВП, меж тем как в соответствии с рекомендациями ВОЗ норма одного только госфинансирования должна быть не менее 6%.
Второй урок, традиционный: надо слезать с энергетической иглы. Мировой кризис привел к падению цен сначала на газ, потом на нефть. И хотя сейчас цены на нефть растут, есть все основания ожидать, что к прежним уровням они уже не вернутся. Это значит, что деньги от нефти, если цены все-таки поднимутся, нужно использовать на то, чтобы развивать другие, не сырьевые отрасли экономики. Тогда следующий кризис обойдется нам дешевле.
И третье. В период кризиса не надо экономить на человеке. В России уже принято несколько антикризисных планов. С каждым разом количество денег увеличивается, но как я понимаю, сейчас все эти планы в совокупности предполагают, что на борьбу с кризисом нужно выделить около 4% от ВВП. В других странах выделяется обычно около 10-12%, в Японии – 20. Поэтому есть основания предполагать, что они будут выходить из кризиса быстрее нас и с меньшими экономическими потерями. Но это покажут лето и осень. В любом случае надо понимать, что нынешнюю волну пандемии мы, похоже, преодолеваем, но это не значит, что опасность уже позади.