Олег Нилов: Не должно быть такого, что прогрессивный налог есть, а денег от него – кот наплакал
26.06.2020 08:58
Олег НиловКонечно, произошел очень важный, громкий, долгожданный шаг, своего рода трещина в казавшейся кому-то незыблемой конструкции плоского налогообложения. Это, образно говоря, как признание того, что Земля круглая, а не плоская. Главный эффект от решения о повышении НДФЛ для богатых я вижу в том, что наконец были услышаны наши многочисленные инициативы о прогрессивной шкале, которые бесконечно отвергались, и что к плоской шкале, которую так рьяно оберегало правительство и правительственная партия, возврата теперь быть не может. Что называется, лед тронулся.
Одновременно стоит признать, что повышение предлагается пока символическое, и ожидаемые 60 млрд рублей, естественно, не смогут принципиально поменять ситуацию в нашем здравоохранении, здесь нужны многократно большие суммы. Хотя само направление, предполагающее в первую очередь направить эти деньги целевым порядком на спасение жизней тяжелобольных детей, я, естественно, поддерживаю. И теперь обязанность правительства – найти оптимальный механизм реализации этой задачи.
Но для того, чтобы должным образом финансировать не только здравоохранение, но и образование, науку и культуру, нам необходимо, как я считаю, ежегодно не менее 1 трлн рублей дополнительных средств. И давайте все-таки обратим внимание на то, как обстоят в других странах. К примеру, в Германии шкала прогрессивного налогообложения – от 14 до 42%. Где-то шкала распространяется еще дальше, вплоть до 65%, как во Франции. Поэтому сейчас наша фракция готовит, и в очередной раз внесет законопроект, предполагающий такое прогрессивное налогообложение, которое могло бы приносить дополнительно хотя бы 500-600 млрд рублей. И в этом законопроекте как раз предусмотрено освобождение от уплаты подоходного налога, либо совсем символический процент этого налога для людей бедных и нищих, имеющих доходы на уровне МРОТ. Моя же личная позиция заключается в том, что от НДФЛ нам нужно освобождать людей с доходами от 1,5 до 2 МРОТ, а для миллиардеров нужно доводить ставку налога для начала хотя бы до 28%.
А тот законопроект, который мы будем вносить сейчас, – это, наверное, вариант «суперлайт». Он предусматривает для богатых пока только 18%. Но и в таком варианте мы посчитали, что получим дополнительно уже более 500 млрд, и это уже куда более существенные деньги по сравнению с теми 60 млрд, о которых сегодня идет речь. Мы считаем, что меньше 500 млрд – это все символика, чтобы только продемонстрировать людям отказ от плоской шкалы. Понятно, что само по себе это тоже хорошо. И если бы не кризис, не последствия пандемии, можно было продвигаться вот такими маленькими шажками. Но сейчас у нас такое время, когда деньги нужны как никогда, и поэтому мы и говорим, что давайте не 15% НДФЛ установим для богатых, а хотя бы 18. И давайте взимать повышенный налог и с 5 миллионов тоже, а то получается, что с них по-прежнему будут 13% брать, и лишь с того, что выше, со «сливочек» - дополнительные проценты. Вот ведь в чем заключается предложение Путина, и вот почему такая маленькая сумма дополнительных доходов ожидается!
Очень не хотелось бы, чтобы решившись на прогрессивное налогообложение, государство у нас опять начало изобретать какой-то свой, особый вариант. Давайте все-таки стремиться к тем подходам, которые используются во всем мире, где прогрессивный налог дает наибольшую долю доходов в социальную часть бюджетов. И учитывать мировой опыт особенно важно именно теперь, когда т.н. тучные годы с их «закромами» и высокими ценами на нефть позади, и когда нам будет серьезно не хватать денег. Первым и главным способом компенсации различных кризисных потерь мы считаем как раз прогрессивный налог, но с реальными процентами и реальными деньгами.
Здесь не должно быть никаких полумер, не должно быть такого, что прогрессивный налог есть, а денег от него – кот наплакал. Иначе мы никогда не преодолеем колоссальную пропасть между бедными и богатыми, и не остановим ее дальнейшее разрастание.