Анатолий Лысков: Создание СНГ позволило осуществить цивилизованным образом так называемый бракоразводный процесс между бывшими союзными республиками
02.09.2020 07:05
Анатолий ЛысковКак представляется, Владимир Владимирович Познер, являясь опытнейшим журналистом, не до конца разобрался в причинах и целях создания Содружества Независимых Государств. Возможно, с учетом своего профессионального опыта наблюдать со стороны у него может сформироваться личная точка зрения на международный институт СНГ. Но, как показывает практика, сторонний взгляд частенько упускает множество глубинных связей. При внимательном изучении обсуждаемой проблемы ни о каком сохранении СССР при создании СНГ речь не шла. Если бы это было так, авторы (не буду всех перечислять - они известны) вели бы себя совсем по-другому. Попробую пояснить несколько подробнее.
Считаю необходимым сделать несколько коротких напоминаний о глубинных истоках недавнего прошлого, приведших, по публичной оценке президента России Владимира Путина, к катастрофе 20-го столетия - разрушению Союза ССР.
До 1991 года Советский Союз существовал в соответствии с Конституцией СССР 1977 года и представлял собой 15 союзных республик, высшие законодательные органы которых в течение двух лет после 1977 г.приняли в развитие Основного закона союзного государства собственные республиканские Конституции. Не считаю необходимым подробно напоминать обо всех обстоятельствах сложной политической обстановки в рамках Союза ССР. Но о трех из них не могу не сказать. Первое, вопреки действующей Конституции СССР политическое руководство СССР публично выдвинуло политическую инициативу о заключении нового Союзного Договора (правовые оценки данных действий еще предстоит дать политикам, правоведам и историкам). Второе, проведенный в марте 1991 года референдум с участием большинства граждан СССР показал, что большинство высказались за сохранение Союза Советских Социалистических Республик. Третье, в соответствии с действовавшим в тот период союзным законом о проведении референдумов (если не ошибаюсь - статья 29) результаты референдума для органов власти не являлись обязательными и могли только учитываться ими при принятии задуманных решений. Видимо, данная правовая формула была по- своему истолкована политическим руководством Союза и оно продолжало настаивать на подписании нового Союзного Договора. В результате случился так называемый ГКЧП, ускоривший процесс фактического разрушения бывшей страны и ее государственных конституционных институтов.
Здесь уместно привести эпизод из книги Владимира Дмитриевича Успенского "Тайный советник вождя", описанный автором после беседы в 1922 году Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина по поводу будущего устройства страны. Ленин настаивал на создании союзно-республиканском устройстве на основе самоопределения наций, что впоследствии реализовалось в заключении Союзного Договора от 30 декабря 1922 года. Сталин же считал необходимым устройство страны в виде унитарного государства на основе национально-культурной автономии. Как описал автор, приехав после указанной беседы на квартиру, Сталин молча проходил по комнате всю ночь, а затем, обращаясь к советнику, вслух произнес: "Конечно, национально-культурная автономия хороша, но плохо, что ее предложил Сталин, а не Ленин". А далее дополнил замечанием о главном недостатке союзно-республиканского устройства. По словам Сталина, главный недостаток заключался в том, что через много десятилетий к руководству в республиках могут прийти такие лидеры, которые не захотят подчиняться союзному центру и будут стремиться к самостоятельности и отделению.
По факту к лету 1991 года авторский сюжет из указанной книги стал явью.
Создание же СНГ позволило осуществить цивилизованным образом так называемый бракоразводный процесс между бывшими союзными республиками с соответствующими обязательствами по институту правопреемства от бывшего Союза ССР. Качество данного межгосударственного органа и реализация межгосударственных связей не дают никаких предпосылок к возвращению бывшего союзного государства. Достаточно отметить факт разного отношения бывших союзных республик к общегосударственному русскому языку Союза ССР.