По ныне действующему закону ребенка можно изъять из семьи без решения суда: парламентарии о законопроекте, ограничивающем внесудебное изъятие детей из семьи
08.11.2020 11:18
«Справедливая Россия» не поддерживает законопроект, который предусматривает возможность изъятия детей из семьи в течение 24 часов по решению суда. Данная инициатива вполне обоснованно вызвала огромное количество негативных откликов и комментариев, заявил лидер партии «Справедливая Россия», руководитель думской фракции «СР» Сергей Миронов в ходе видеоконференции с представителями духовенства, экспертами и общественными деятелями по теме ювенальной юстиции.
"Не так давно мы совместными усилиями отбили очередную попытку через закон о семейном насилии по самым абсурдным поводам изымать детей из семьи. И вот появилась новая инициатива, которая упрощает возможность изымать детей из семей по суду в течение 24 часов. Делать это планируется без приглашения родителей на судебное заседание. Всё это делается под благовидным предлогом защиты несовершеннолетних, но такие нормы закона могут привести к непоправимым последствиям. Мне такая тенденция представляется очень опасной", – приводит слова лидера «Справедливой России» пресс-служба Сергея Миронова в Государственной Думе.
В свою очередь эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи в Санкт-Петербурге и Ленобласти Анна Швабауэр выразила опасение, что ребенка из семьи могут забрать фактически ни за что. «При наличии некоей угрозы ребенку возможно его отобрание. При этом закон не требует наличия никакой причинно-следственной связи между действиями родителей и угрозой ребенку. То есть, ребенок может находиться в гостях, на улице, но если правоприменители усмотрели факт угрозы, то они могут его забрать из семьи», – констатировала эксперт, напомнив, что ни одна родительская организация не одобрила законопроект.
Ранее Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил письмо Председателю Госдумы Вячеславу Володину с предложением организовать широкое общественное обсуждение этого законопроекта. Но этого не произошло, и законопроект продолжает создавать напряжение в обществе.
Regions.ru: Что вы думаете по поводу очередного законопроекта из области ювенальной юстиции? Разделяете ли Вы опасения, которые звучат в обществе в связи с данной инициативой?
08.11.2020 11:18
Я поддерживаю предложение патриарха Кирилла организовать широкое общественное обсуждение законопроекта. Предварительно хочу сказать, что при всех недостатках этого законопроекта, видимо, не все помнят, что по ныне действующему закону ребенка можно изъять из семьи без решения суда. А документ, о котором идет речь, по крайней мере требует судебного рассмотрения. В этом смысле, при всех его недостатках, он делает шаг не назад, а скорее вперед.
Другой вопрос, достаточен ли этот шаг. С моей точки зрения, ювенальная юстиция в России вообще выродилась в нечто совершенно ненормальное. Известны случаи, когда детей забирают из семьи не потому, что реально сложилась угроза их жизни, а потому что семья бедная, и не всегда может содержать своих детей, тем более одинокие мамы.
Поэтому сегодня надо было бы принять закон не о том, чтобы изымать детей из семьи, а о том, чтобы в обязательном порядке оказывать помощь тем семьям, которые нормально относятся к своим детям, но по причине бедности не могут нормально их обеспечить. Другими словами, задачей нового законопроекта должно быть не наказание, - иногда за чужие грехи, - а наоборот, поддержка семьи.
Ярослав Нилов
председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР
08.11.2020 11:18
Да, в связи с этим законопроектом поступает очень много писем – и мне, как председателю комитета, и во фракцию ЛДПР. Люди просят, чтобы законопроект не поддерживали, отмечают, что документ очень спорный, что там много правоприменительных лазеек. Учитывая уровень доверия к нашей судебной системе, у очень многих данная инициатива вызывает тревогу и опасения.
Но я уверен, что один из авторов законопроекта, Павел Крашенинников, ни в коем случае не стремится создать правовые условия для необоснованного изъятия детей у родителей. Я знаю его принципиальную позицию, в том числе жизненную позицию, которую он неоднократно высказывал публично и непублично.
Законопроект находится в портфеле Госдумы, но пока не готов к рассмотрению, и насколько мне известно, профильный комитет пока не проводил слушания по подготовке его к первому чтению. Но я разделяю озабоченность и беспокойство общественности. Тем более, что совсем недавно мы наблюдали, как в одном из регионов органы опеки пришли и забрали детей из семьи. А потом, когда вмешались и региональные власти, и депутаты, и органы прокуратуры, ситуация поменялась и все удалось исправить. И произошло это благодаря тому, что история попала в СМИ, в соцсети, и подверглась общественному обсуждению.
Или, к примеру, известны случаи, когда родителям угрожали забрать детей, если они не перестанут заниматься той или иной политической деятельностью, участвовать в протестных акциях, и т.д.
Но нельзя сбрасывать со счетов и другие прецеденты. Помните историю, когда ребенка в наказание за шалости ставили коленями на гречку? Конечно, в таких случаях надо оперативно реагировать, и немедленно принимать меры.
Поэтому я согласен с тем, что законопроект требует общественного обсуждения. И по итогам этого обсуждения, возможно, документ потребуется даже перевнести. Там должны быть предусмотрены такие формулировки и правовые механизмы, чтобы ни у кого не возникало никакого беспокойства судьбу семей, где права ребенка никоим образом не нарушаются, и где их здоровью и безопасности абсолютно ничего не угрожает. Должны быть такие нормы, которые позволят изымать ребенка только в исключительных случаях, когда действительно в его семье существует угроза его жизни или здоровью, и когда нет иного выхода, кроме как изъять ребенка из семьи.