Олег Нилов: У правительства не было другого выхода, кроме как раскошелиться, только вот непонятно, почему это сделано так скромно
26.11.2020 23:22
Олег НиловБоюсь, нам еще далеко до того, чтобы мы начали преодолевать многие свои социально-экономические проблемы, особенно связанные с кризисом, который был вызван пандемией. Поэтому делать такие заявления, на мой взгляд, пока преждевременно.
Не случайно президент, общаясь недавно с народом и с правительством, сравнил этот кризис с великой депрессией 30-х годов ХХ века. Если посмотреть историю, то например в Америке в 30-х годах не от эпидемий, а от голода и экономического кризиса умерло 6 миллионов американцев. А смертность от коронавируса и в мире, и у нас, к сожалению, каждый день только увеличивается. Поэтому как минимум преждевременно говорить о том, что мы преодолеваем коронакризис, коронамор, а тем более экономический кризис, который возможно только начинается в глобальном масштабе.
Понятно, что и с пандемией, и с экономическим кризисом бы будем бороться за счет резервов. Но ведь наши резервы – разве это не народные деньги? Это те деньги, которые под мантру финансистов откладывались на черный день. Они не докладывались в потребительскую корзину, не докладывались в оптимизируемое здравоохранение. И вот это не дождавшееся необходимых финансовых вливаний, истощенное оптимизацией здравоохранение, сегодня выходит нам боком. Конечно, теперь деньги можно достать из резервов, но они не спасают ситуацию, не возвращают здоровье и жизни граждан. Деньги есть, а жизней нет: каждый день по данным официальной статистики 500 с лишним человек умирают, как на большой войне. Это как если бы ежедневно падали два пассажирских самолета!
У правительства и не было другого выхода, кроме как раскошелиться, но вот только непонятно, почему так скромно оно раскошелилось. На этой неделе мы голосовали против бюджета именно по этой причине. Что такое 90 млрд рублей на первичную медицину в масштабах всей нашей системы здравоохранения? Это точно не те деньги, которые нужно было выделять во время вот этого коронакризиса или коронамора. Мы настаивали, требовали в своих поправках, чтобы на медицину было выделено хотя бы до 7% ВВП, т.е. вдвое больше, чем в представленном бюджете. Но нет, мы остались неуслышанными. И не только мы, но и медики в российских регионах, которые не знают, куда деваться от безденежья, в которое погрузилась наша медицина.
Поэтому раскошеливаться нужно в разы больше, чем сейчас, и как можно быстрее, во всяком случае на борьбу с коронакризисом. Но при этом нельзя забывать, что существует много других болезней, которые уносят жизни в результате проведенной оптимизации. А теперь появятся еще и финансовые потери, которые даже сложно будет подсчитать. И я имею в виду прежде всего финансовые потери граждан. Если Мантуров говорит, что у нас почти в 15 раз увеличился оборот аптечного бизнеса, то разве речь идет о каких-то государственных закупках? Ничего подобного. Это граждане выложили в нынешнем году свои кровные деньги, иногда едва ли не последние, на все эти СИЗы, антибиотики, и т.д. Если мы посчитаем, сколько сами граждане потратили на то, чтобы оградить себя от коронавируса, то цифра получится очень серьезная.