Сегодня можно наблюдать скорее рост гражданской дискуссии, чем гражданской активности: парламентарии об исследовании социологов ВШЭ
08.12.2020 11:36
На фоне пандемии коронавируса и других глобальных вызовов, усиливающих неопределенность, социологи Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) зафиксировали у россиян рост гражданской активности и веры в собственные силы, следует из результатов опроса «Социальное самочувствие россиян»..
Если 2016 году только 22% респондентов верили, что смогут изменить свою жизнь к лучшему, то в 2020-м таких людей оказалось 30%. Показатель растет, несмотря на сокращение доли среднего класса, который как раз и отличается уверенностью в своих силах. «Если раньше представителей среднего класса было больше, чем полагающихся на собственные силы, то теперь ситуация противоположная», — цитирует материалы исследования РБК.
Эксперты зафиксировали среди граждан рост уверенности в возможности повлиять на происходящее в своем городе или селе (с 8% в 2016-м до 13% в 2020-м), или в микрорайоне и деревне (с 13% до 18%).
«Впервые за долгие годы возможности повлиять на происходящее на работе сравнялись с возможностями влиять на ситуацию в доме или во дворе (по 45%)», — отмечают авторы исследования.
По мнению экспертов, такой рост может говорить о развитии «глубинного» гражданского общества.
Однако пандемия и карантин негативно сказались на уверенности людей в возможности урегулировать проблемы на работе и в семье. Тем не менее семья продолжает оставаться сферой, в которой возможности людей что-то изменить самые высокие , в этом уверены 81% респондентов.
При этом россияне стали более требовательны к государству. Доля тех, кто придерживается мнения, что «государство дает нам немало, но можно требовать от него больше», увеличилась с 29% в 2016-м до 34% в 2020 году. А вот тех, кто считает, что «государство дает так мало, что мы ему ничем не обязаны», стало меньше — 31% в 2016-м против 24% в 2020 году.
Regions.ru: Что Вы думаете по поводу выводов социологов ВШЭ? Можно ли говорить сегодня о росте гражданской активности и развитии гражданского общества?
08.12.2020 11:36
Я бы хотел подтвердить эти данные тем, что наблюдаю возросшую гражданскую активность в нашем обществе на практике, особенно в социальных сетях. Люди сегодня практически забрасывают нас своими сообщениями, с требованиями не поддерживать тот или иной законопроект, или поднять тот или иной вопрос на заседании Государственной Думы.
В частности, когда стало и
вестно о внесении в Думу законопроекта о т.н. экспресс-судах по изъятию детей, именно массовые обращения граждан подтолкнули к тому, что лидер ЛДПР Владимир Жириновский озвучил эту проблему, и законопроект был снят с рассмотрения. Сейчас такая же ситуация складывается в связи с проектом поправок к закону «О полиции», которые чрезмерно расширяют полномочия полицейских. И тоже люди активно требуют, чтобы депутаты не поддерживали такие поправки.
С чем можно связать повышение гражданской активности? Ну во-первых, люди побыли долгое время на самоизоляции, и те проблемы, с которыми они столкнулись, подстегнули их к тому, что они начали активней бороться за свои права, пытаться объединяться в какие-то группы, в том числе в WhatsApp, стали чаще пользоваться различными мессенджерами, социальными сетями, и т.д. И вот этот фактор, конечно, играет существенную роль.
Другой момент связан с тем, что входит в активную фазу молодое поколение, которое наиболее продвинутое, наиболее активное и более смелое, чем даже мое поколение, поколение 70-х. Мне кажется, поколение 90-х – оно более дерзкое, более смелое. И это очень хорошо, что люди поверили в то, что они могут отстаивать свои права, поверили в то, что могут объединяться, и имеют право требовать от власти улучшения своей жизни. Это не может не радовать.
Олег Шеин
член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»
08.12.2020 11:36
Я бы здесь как раз немножко поспорил, потому что очень трудно говорить о росте гражданской активности в условиях пандемии и ограничений.
Да, мы видели отдельно взятый Хабаровск, но еще раз повторю: надо понимать, что история с эпидемий предусматривает ограничения для людей. И в этих обстоятельствах очень трудно судить, стали ли люди активнее или пассивнее. Изменились обстоятельства, изменилась сама внешняя среда, поэтому мы пока не можем оценивать ситуацию.
Другое дело, что мы наблюдаем, конечно, рост гражданской дискуссии. Дискуссия и активность – это не одно и то же. Активность предполагает действия, а дискуссия предполагает осмысление, а потом уже действия, по итогам этого осмысления. Но то, что диалог в обществе развивается, и люди более активно обсуждают происходящее с ними, происходящее в стране – это бесспорно.