Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку пожилых граждан. Достаточно хотя бы плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

При строительстве Юго-Восточной хорды в Москве был разрыт ядерный могильник. Радиация поползла по столице и никто за это ЧП не отвечает! Случись подобное в СССР – бошки бы поотрывали сразу, всем, начиная с 1-го секретаря МГК КПСС

Нелегальные сигареты против легального ритейла. Стоит ли малой рознице опасаться «серого» табака в 2021 году?

30.12.2020 12:41


Для малой торговли на потребительском рынке 2020 год оказался катастрофически тяжелым. Проблемы легального ритейла усугублял нелегальный сектор. Особенно на табачном рынке, где доля «серой» продукции по итогам прошлого года составляла 15,6% по данным исследования агентства Nielsen. К III кварталу 2020 года эта цифра, по оценкам агентства, снизилась до 7%. Производители табака подсчитали, что за весь 2020 год «серый» сектор занял 11% рынка.

Но вместе с позитивным результатом бизнес представил негативный прогноз: есть все основания полагать, что в 2021 году доля нелегальной табачной продукции снова вырастет. Чтобы это предотвратить, нужна системная, скоординированная и целенаправленная работа госорганов, правоохранителей и самого бизнеса.

История вопроса

Большую часть российского малого бизнеса составляет малая торговля. Ее выживание зависит от многих факторов, но один из ключевых – оборот, поток покупателей. И в первую очередь проходимость малой торговой точки обеспечивают алкоголь и табак. Но именно в этих категориях объемы нелегального рынка одни из наибольших в России. Особенно сложно ситуация развивается на табачном рынке, где с 2015 по 2019 год доля контрабанды и подделок кратно росла каждый год. Начало этому росту положил в 2015 году очередной резкий подъем табачного акциза, повысивший цену на сигареты. И вот мы на пороге нового резкого повышения акциза с 2021 года. Производители и ритейлеры считают, что усиление налоговой нагрузки на легальный рынок без механизма его защиты закономерно приведет к резкому росту теневого сегмента, а также к бюджетным потерям.

В результате роста цен на табачную продукцию законопослушный ритейл приобрел опасного конкурента. Как не раз говорили эксперты торговли, сигареты – один из знаковых товаров. По их стоимости потребитель составляет мнение о среднем уровне цен в магазине, решая, стоит ли заходить в него почаще, или не возвращаться совсем.  С ростом акцизов, а, значит, и цен на легальные сигареты, оборот предпринимателей, которые соблюдают законы, упадет, торговцы контрабандой наоборот выиграют. Несопоставима и рентабельность: после уплаты налогов и вычета прочих расходов, ритейл получает с сигарет лишь 7% прибыли, а вот нелегальный табак может принести и 20%, и 30%, и, по некоторым оценкам, даже 100%.

Масштабное распространение нелегальных сигарет привело к тому, что в 2019 году общие потери малой розницы по всей стране достигли 10 млрд. руб. Поменялась ли эта цифра по итогам 2020 года, пока сказать сложно, но в этом году предпринимателям в рознице был важен каждый рубль. Для сравнения: потери госбюджета, о которых заявляли производители табака, по итогам 2019 года составили свыше 100 млрд руб. За 2020 год бюджет недополучил более 85 млрд. руб., которые могли бы пойти на поддержку малого бизнеса.

Владлен Максимов, Президент Ассоциации малоформатной торговли, считает, что доля нелегального оборота на табачном рынке до сих пор слишком велика и оказывает влияние на законопослушный бизнес. Несмотря на то, что проблема табачной контрабанды и подделок стала получать огромное внимание властей и правоохранителей, ожидать, что теперь она может решиться сама собой, опрометчиво. Хотя бы из-за 20%-го роста табачного акциза в 2021 году, который вновь поднимет спрос на дешевую нелегальную продукцию.

 За нелегальные сигареты взялись всерьез

«Коронавирусный» 2020 год стал периодом ожесточенной борьбы за выживание для всей экономики, включая «серый» рынок сигарет. Еженедельно в том или ином регионе таможенники или МВД задерживали неудачливого «челнока» с доверху забитой сигаретами машиной, а то и целую фуру. Как сообщали СМИ, за год полиции удалось изъять около 1 млрд нелегальных сигарет и закрыть 15 нелегальных производств, связанных с табачным контрафактом.

Особую эффективность показала цифровая маркировка, которая с 1 июля 2020 года стала обязательной частью всех пачек сигарет в легальной продаже. Хотя немало ритейлеров до сих пор воспринимает этот инструмент скептически, правоохранители и власти уже заявляют о его эффективности в борьбе с нелегальным рынком. Руководство Минпромторга ранее заявляло, что лишь за первые два месяца «обелилось» 18 производителей сигарет, раньше выпадавших из поля зрения ведомства. А представители Роспотребнадзора не раз сообщали: благодаря тому, что система «Честный знак» доступна любому потребителю, контроль за рынком обеспечивается даже в отсутствие выездных проверок, свернутых из-за борьбы с коронавирусом.

Еще одну проблему «нелегалам» доставило временное закрытие границ для пересечения частными лицами, сокращение грузоперевозок воздушным и водным транспортом. Это подтверждает результат исследования Nielsen: поставки контрафактных сигарет из Сербии, ОАЭ и других дальних стран резко сократились. А вот доля белорусской продукции в теневом сегменте увеличилась с 36% до 54,5%.

В следующем году ожидается вступление в силу важных законопроектов, уже одобренных Советом Федерации или принятых Госдумой. Первый направлен на борьбу с ввозом в Россию немаркированных сигарет из ЕАЭС. Теперь любые табачные изделия без цифровой маркировки и российских акцизных марок свыше 10 пачек сигарет, 10 сигар или 250 грамм табака ввозить запрещено. Уже сейчас в Госдуме рассматривается введение административной ответственности за нарушение этих лимитов. Второй документ поможет бороться с нелегальным оборотом путем введения минимальной розничной цены. Это единая стоимость, ниже которой продавать табачную продукцию будет запрещено. Вступление в силу этой меры ожидается 1 апреля 2021 года.

Статус федерального закона обрело и ратифированное Россией соглашение о гармонизации акцизных ставок на табак между странами-участниками ЕАЭС к 2024 году. Решение должно подорвать экономическую выгоду нелегального бизнеса, сократив разрыв между уровнем цен на табачные изделия во всех странах союза.

Риски 2021 года

Но ни наращивание опыта правоохранителей в борьбе с нелегальными сигаретами, ни важные изменения в законодательство пока не гарантируют смену тренда в развитии теневого сегмента табачного рынка. Ключевая причина спроса на нелегальную продукцию – ценовое преимущество, которое в будущем году только возрастет. Если в 2020 году средняя стоимость пачки сигарет составляла 120 руб., то в 2021 году эта сумма достигнет   примерно 140 руб. При этом контрабанду так и будут продавать по 50-60 руб. за пачку.

Владлен Максимов отмечает, что конкуренция со стороны недобросовестных торговцев еще больше осложнит положение малого ритейла, который и так продолжает сокращаться с начала весенних коронавирусных ограничений. Кроме снижения покупательной способности населения, большого объема кредитов и финансовых проблем, от которых многие предприниматели до сих пор не оправились, в 2021 году малую торговлю, скорее всего, ждет отмена ЕНВД. Поэтому любое решение проблем малоформатной торговли заметно скажется на выживаемости этого сектора.

У представителей бизнеса есть общее мнение о том, что нужно сделать, чтобы предотвратить рост нелегального оборота сигарет, а в перспективе и свести его к минимуму. С одной стороны, это ужесточение ответственности за оборот, перемещение и производство нелегальной продукции, запуск системы мониторинга поставок и отслеживание перемещения производственного оборудования. С другой – контроль за наличием цифровой маркировки, улучшение взаимодействия между органами власти в целях борьбы даже с небольшими оборотом, а также борьба с торговлей табаком в интернет-пространстве.

«Противодействие нелегальному табаку должно быть системным. Это масштабный рынок, который не мог организоваться стихийно. Соответственно, организованному криминалу надо давать организованный отпор. Предлагаем ритейлерам, которые несут ущерб от недобросовестных конкурентов, проявлять более активную позицию и обращать внимание правоохранителей на торговлю нелегальными сигаретами» - подытожил Владлен Максимов.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Сейчас не только резко сокращается количество малого и среднего предпринимательства, самое страшное, что люди уже не хотят возвращаться в бизнес. Получается, что на тех, кто создает рабочие места и платит налоги, налоговая служба смотрит как на преступников. Человек не спит, не ест, рискует состоянием своей семьи и всеми своими накоплениями, и при этом еще и постоянно находится в положении какого-то обвиняемого. Понятно, что даже чисто психологически далеко не каждому под силу выносить подо ...

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Господину Хуснуллину, и другим господам из правительства, курирующим деятельность строительных компаний, нужно сказать одно: занимайтесь рабочей силой на территории Российской Федерации! У нас реальная безработица сегодня не 7%, как утверждает официальная статистика, а уже больше 20%. Это огромный трудовой резерв! Да, пусть бизнес, строительные компании платят нашим людям хорошие деньги, причем легально, вчистую. Понятно, что мигрантов они практически всегда нанимали неофициально и половину у н ...

Мы разрушили систему ЖЭКов, которая была достаточно эффективной, и при которой государство могло регулировать тарифы. А сейчас у государства нет инструментов регулирования тарифов. Более того, у нас монополии формально государственные, а фактически они работают на менеджмент, который ими управляет. И они научились по-своему обходить законы о тарифах, обходить ФАС, и т.д. То есть, система очень простая: базовый тариф остается неизменным, а потом к нему идут накрутки, которые никак не ...

Снижая налоговое бремя нефтяникам, мы усиливаем его для всей остальной экономики. Например, мы подняли НДС, но при этом практически обнулили экспортные пошлины на нефть для нефтяников. Плюс даем им всякие льготы, в том числе на разработку труднодоступных месторождений. Поэтому вполне естественно, что от нефтяников мы стали получать меньше, зато со всех остальных отраслей, включая высокотехнологичные, стали собирать больше. И по-моему, это сомнительное достижение, гордиться здесь нечем

Правительства выпадающие доходы бюджета жалко, а выпадающие доходы граждан они считать не хотят. У нас Фонд национального благосостояния растет с каждым днем, в нем уже 13 трлн рублей скопилось. Ну так ФНБ для того и создавался, чтобы компенсировать бюджетные потери. Но в правительстве мало того, что потери от карантина не компенсируют, но еще и от дополнительных налогов на граждан отказываться не желают

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

"По идее, вопросами импортозамещения должно заниматься правительство. Но они этого не делают, и в результате ворота открыты. И поэтому всегда находится возможность завезти, допустим, китайские товары, которые более дешевые, чем европейские. Можно завозить индийские товары, турецкие товары, которые на мировом рынке дешевле, чем все остальные. Именно поэтому при нашем внутреннем налогообложении невозможно делать нашу собственную продукцию конкурентоспособной и более дешевой, чем импортные аналоги. ...